Концерт для фортепиано с оркестром

Сегодня её имя не на слуху, а когда-то его знала вся страна – Людмила Лядова, выдающийся советский и российский композитор, пианистка, певица, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народная артистка РСФР, лауреат Государственных премий, неоднократно награждённая орденами и медалями… Весь перечень званий и регалий Людмилы Алексеевны занимает немало места в энциклопедиях. Там же мы найдём подробности её личной жизни – пяти браков и полный перечень песенных и инструментальных произведений, среди которых единственный «Концерт для фортепиано с оркестром»

Написан был концерт в 60-х годах, но замысел его зародился намного раньше. Историю эту сама композитор рассказывает крайне редко и только близким людям. От одного из них и довелось мне услышать о том, как музыка небесных сфер легла в основу удивительного шедевра Людмилы Лядовой…

Родилась девочка в Свердловске в семье музыкантов оперного театра. Дома её называли Милой и с раннего детства готовили к карьере пианистки. Но помимо усиленных, всесторонних уроков музыки, девочка получала ещё и не афишируемое семьёй духовное воспитание. Несмотря на жесткое преследование верующих в СССР, родители окрестили дочь и вырастили с верой в Бога.

На всё лето Людмилу отправляли к родственникам на Урал, в Верхний Уфалей, где её называли Люсей, и где жизнь сильно отличалась от городской. В этом рабочем посёлке и сегодня между людьми и природой полное согласие, а тогда, в 30-х годах прошлого века, каждый житель кормился лесом да рекой и знал их как собственный двор.

Страстная, увлекающаяся Люся, за что бы ни бралась, всё делала на подъёме – и пела, и грибы собирала, и рыбу ловила восторженно, от всей души. И никогда ничего не боялась.

В 1937 году Люсе исполнилось двенадцать лет. В музыкальной школе она уже достигла серьёзных успехов: исполняла сложнейшие произведения, участвовала во взрослых концертах, а на каникулах становилась обычной поселковой девчонкой – озорной, весёлой, и очень любила возиться с малышнёй. Соберёт бывало вокруг себя мелюзгу и то за ягодами поведёт, то песням учит, но на первом месте всегда стояла рыбалка.

Река Уфимка близ Верхнего Уфалея не сильно бурная, да коварная. Случалось, так вдруг разгуляется, что мама не горюй! Внезапных приступов дурного настроения Уфимки даже опытные рыбаки побаивались…

В тот день за рыбой ребятишек человек пять собралось. Люся, как самая старшая, села на вёсла, остальные – мал мала меньше – птенцами галдели вокруг неё.

Только отплыли, как поднялись волны, опустились низко тёмные тучи и скрыли берега. Внезапно налетевший ветер мотал лодку, будто щепочку, казалось, вот-вот опрокинет. Сизые лохмотья туч свисали с неба, но не проливались дождём, что давало надежду: лодку не зальет, она не утонет. Если, конечно, не перевернётся.

Люся велела ребятам сидеть тихо, а сама отчаянно работала вёслами. Она решила, что если будет грести изо всех сил, рано или поздно пристанет не к одному, так к другому берегу. Только ветер не давал держать направление, кружил, гонял маленькое судёнышко то вдоль волны, то поперек…

Ребятишки испуганно следили, как Люся борется со стихией, но молчали – уральцы люди закалённые, даже дети. Только когда одно за другим сломались оба весла, всем стало по-настоящему страшно. Люсю охватил ужас, но самообладания она не потеряла. В летящей по беснующимся волнам лодке встала во весь рост, подняла к небу лицо и руки и ясным, сильным голосом затянула неведомую мелодию.

Это была не песня, не жалоба и не просьба… Девочка обращалась к высшей силе, во власти которой всё сущее на Земле, и говорила с ней музыкой-молитвой, только что родившейся в сокровенной глубине её чистого сердца. Дети, вцепившись руками в борта, смотрели на Люсю, разинув рты, они не понимали происходящего, но чувствовали: на их глазах вершится чудо.

Никто не заметил, как утих ветер, улеглись волны. Люся стояла в лодке, всё так же протягивая к небу руки, не прекращая пения. В притихшем пространстве продолжал звенеть её голос, усиленный эхом, многократно отражённым от воды и неба… Внезапно посветлело, открылись зелёные берега, лодка вдруг сама собой двинулась к одному из них, и лишь когда нос ткнулся в песок, Люся умолкла…

Через десятилетия тот стихийный мотив, что девочка Люся пела небу, лёг в основу одного из лучших произведений композитора Людмилы Лядовой. Она написала музыку к сотне песен, множество симфонических произведений, но концерт для фортепиано с оркестром у неё всего один…

Его играли выдающиеся пианисты, но обычно композитор сама садилась за инструмент и исполняла фортепианную партию вдохновенно, с полной отдачей душевных и физических сил – нельзя по-другому разговаривать с Тем, Кто поцеловал тебя в макушку.


Рецензии