Нет пенсионеров - нет проблемы?

Несколько слов о грядущем повышении пенсионного возраста и об альтернативных способах борьбы с дефицитом ПФР.
   
    Думаю, для любого, кто хоть как-то интересуется темой повышения пенсионного возраста, это самое повышение уже давно представляется событием неприятным, но абсолютно неизбежным, как предстоящий визит к стоматологу.   
   
    Алексей Кудрин – продвинутый бухгалтер-теоретик, выучившийся по американским учебникам, настаивает на решении проблемы дефицита Пенсионного фонда с поистине Гайдаровской решимостью: если пенсионеры – это проблема, нет пенсионеров – нет проблемы. Действительно, когда средняя продолжительность жизни мужчины в стране чуть перевалила за 66 лет, поднятие пенсионного возраста для мужчин до 65 лет в течение нескольких лет практически освободит ПФР от большого числа «нахлебников» - пенсионеров мужского пола.
   
    Несмотря на то, что многочисленные апокалипсические прогнозы Алексей Леонидовича о скорой гибели российской экономики никогда не сбываются, он по-прежнему остается светочем и путеводной звездой для господ министров экономического блока, поэтому данная его инициатива, скорее всего, будет принята в самое ближайшее время.   
   
    Об экономике, так же как о футболе или политике, сейчас не рассуждает только ленивый. Чтобы не уподобляться всевозможным прогнозистам, лихо оперирующими цифрами и статистикой, позаимствованными в Интернете у таких же «экспертов», я предлагаю взглянуть на проблему снизу, глазами простого работника – будущего пенсионера, и сделать выводы исключительно на основании собственного опыта, а также опыта близких или знакомых людей. Итак, нужно ответить на два вопроса: 1. К чему приведет повышение пенсионного возраста, 2. Существует ли другой способ залатать дыры Пенсионного фонда.   
    
    Что будет?   Многие из тех, кому доводилось оказаться на рынке труда в не самом молодом возрасте, на себе ощутили, как непросто найти работу мужчине за 50 или женщине за 40. Благосклонность потенциальных работодателей обратно пропорциональна оставшемуся до пенсии сроку. Что будет, если возраст выхода на пенсию будет увеличен? Частные компании еще активней станут заниматься тем, чем занимаются и сейчас: всеми правдами и неправдами стараться избавиться от сотрудников предпенсионного возраста. Эти люди в конце концов окажутся на рынке труда, где они с большой долей вероятности ничего не найдут и будут обращаться за пособиями. Госкомпании, где в целом не принято увольнять людей перед пенсией, неизбежно сократят набор молодежи, в частности, выпускников, у которых сейчас и так все не просто с трудоустройством.  Готов ли рынок труда принять и переварить такой «подарок» от наших либеральных министров – увеличение общего числа работников за счет  пожилых людей? Я сильно сомневаюсь в том, что при принятии решения о пенсионном возрасте этот фактор будет серьезно просчитан, поскольку правительство просто не имеет данных для подобных расчетов. С точки зрения официальной статистики, с безработицей у нас все выглядит относительно неплохо: на конец 17 года чуть больше 5% трудоспособного населения. Вопрос, как всегда в том, насколько официальная статистика соответствует реальной жизни. Например, среди моих знакомых сейчас ищут работу четверо. Из них на бирже труда зарегистрирован один. Сколько в стране безработных сейчас и сколько их станет, когда срок выхода на пенсию отодвинется на 5 лет у мужчин и на 8 у женщин – с этими вопросами проще обратиться к гадалке, чем к министру.          
   
    И еще один немаловажный аспект: увеличение среднего возраста работающих естественным образом приведет к увеличению числа больничных листов, справок о хронических заболеваниях и т.д., что, в свою очередь, заметно отразится на средней по экономике производительности труда. Сложно требовать от человека старшего возраста (особенно в производственной сфере) тех же показателей, что и от молодого сотрудника. 
   
    На основании вышеизложенного вполне можно сделать вывод: уменьшение количества пенсионеров повлечет за собой рост количества безработных и снижение производительности труда, а ведь эти два показателя входят в число важнейших критериев оценки состояния экономики.  Господин Кудрин, который, подобно своему духовному учителю, господину Гайдару, привык мыслить глобальными категориями и не боится выкинуть на помойку несколько миллионов «не вписавшихся в рынок» людей, вряд ли задумывался о таких мелочах.
   
    Что делать? Так где же все-таки найти денег на пополнение Пенсионного фонда? Самая первая, абсолютно здравая и логичная мысль, приходящая в голову любому нормальному человеку – это отправить на рынок труда (или куда-нибудь еще подальше) господ орешкиных, силуановых, топилиных и всю остальную либеральную компанию. Надеяться на это, к сожалению, не приходится, поэтому рассмотрим более реалистичный вариант. Здесь я, как обещал, расскажу о реальных ситуациях и приведу статистику не от Росстата, а из жизни.
   
    С одним моим хорошим знакомым случилась неприятность, - работая в крупной иностранной компании, он год назад попал под сокращение штатов и, получив солидное выходное пособие, оказался на рынке труда, на котором не присутствовал в последние 10 лет. Поиск работы занял 3 месяца, в течение которых он тщательно фиксировал (такая уж у него привычка) все подробности общения с потенциальными работодателями. И вот какая интересная статистика сформировалась у него по московским компаниям. Пройдены собеседования в 24 фирмах – крупных и мелких, российских и иностранных. Абсолютно «белую» зарплату выплачивают в 9 компаниях, из которых 3 – иностранные. То есть, 70% посещенных российских компаний большую часть зарплаты платят в конвертах. Соотношение реальной и официальной части у них оказалось в таких пределах: при реальном доходе 120-150 тыс. руб. официальная часть колебалась от 17,5 тыс. до 30 тыс. до вычета налогов.
   
    Но самое печальное даже не в этом. Самое печальное в том, что конвертные зарплаты, формально оставаясь серьезным нарушением законодательства, на деле давно превратились во всем известную и не особо скрываемую практику. Работодатели, выплачивающие черную зарплату, абсолютно не стесняются и никого не бояться, зная, что наказания не будет. Умиляют признания HR-менеджеров уже при первой телефонной беседе с потенциальным работником, которого они еще в глаза не видели: «Только вы знаете, у нас официальная зарплата очень маленькая. Наша фирма не может себе позволить платить все «в белую». Но вы не волнуйтесь, если вам, например, понадобится кредит в банке, мы оформим вам нужную справку о доходах». Банки, прекрасно понимающие ситуацию и не желающие терять значительную долю своего бизнеса, давно разработали для «заемщиков-конвертников», не имеющих возможности предоставить справку 2-НДФЛ, специальный документ «по форме банка», в котором работодатель (ничего и никого не боясь!) обычно указывает реальный доход сотрудника, заверяя эти данные подписью и печатью.
   
    У российского бизнеса, действительно замордованного чиновниками всех уровней, добывающими масло на свой бутерброд, с годами выработалось чутье опытного сапера, идущего по минному полю, - предприниматели почти на бессознательном уровне ощущают, за какие нарушения можно серьезно «влететь», а какие правила можно обойти без последствий. Так вот: конвертные зарплаты сегодня – не повод для жесткого «наезда» фискальных служб, значит, на страховых взносах можно хорошо сэкономить. 
   
    В результате в стране сложилась парадоксальная ситуация: пенсии мизерные (можно оплатить ЖКХ и, возможно, еще не умереть с голоду), но даже на их выплаты у Пенсионного фонда хронически не хватает денег. И при этом миллионы людей, не задействованных в государственных или иностранных компаниях, получают зарплаты в конвертах, все об этом знают и никто ничего не делает.
   
    Правда, министр труда Максим Топилин сделал в феврале весьма обнадеживающее заявление. Оказывается, продолжающееся падение реальных доходов населения связано со «сворачиванием» теневого сектора экономики. Конечно, сворачивание, которое можно разглядеть с высот министерского кабинета, пока не очень заметно «на земле», но в целом мысль понятна: «Видите, как мы эффективно боремся с теневым сектором – аж доходы у людей снизились?». В этой связи хочется посоветовать Максиму Анатольевичу съездить на стажировку в Киев, чтобы пройти курсы повышения квалификации у своих более опытных в этом вопросе украинских коллег. Если он только учится объяснять свои провалы своими же достижениями, то там трудятся настоящие мастера: процесс тотальной ликвидации собственной экономики они виртуозно изображают в виде непрерывной череды «перемог» над ненавистным «агрессором».       
   
   
    Так почему правительство не проявляет особого рвения в борьбе с серыми зарплатами?   
   
    Мне видятся две основных причины. Во-первых, конвертные выплаты в масштабах страны – это гигантский поток не контролируемых денег, на обналичке которых зарабатывают огромные суммы серые банкиры и крышующие их чиновники. Лично знаю несколько крупных компаний, в структуре выручки которых практически отсутствует наличные, но весь немалый штат сотрудников аккуратно, два раза в месяц, получает конверты. И там, где эти конверты наполняются, генерируется немалая прибыль.
   
    Во-вторых, правительство всячески пытается демонстрировать свою мнимую лояльность к бизнесу, ведь г. Кудрин прописал очень простой рецепт экономического благополучия: «Создайте инвестиционный климат – и будет вам счастье». Климат этот, по мнению наших либералов от экономики, очевидно, предполагает полное отсутствие контроля государства за бизнесом, включая контроль за выплатой страховых взносов и подоходного налога. Не прессуйте бизнес, не давите на бизнес, дайте ему развернуться и невидимая рука рынка все быстро приведет в порядок. Не даром же, в соответствии с гениальным озарением Дворковича, посетившим его в Давосе, все бывшие олигархи сказочным образом переродились у нас в честных и социально-ответственных бизнесменов. В результате – и давят и прессуют без совести и чувства меры, а вот выплат в ПФР и ФСС потребовать почему-то стесняются.  К слову, об инвестиционном климате в понимании Кудрина: польза для экономики от массового притока иностранных (именно иностранных, за которые он так сетует!) инвестиций – вопрос весьма спорный, но выходящий за рамки данной статьи.
   
    По поводу налоговой нагрузки на бизнес сейчас ведется много споров. Мне кажется, проблема не в том, сколько средств предприниматель должен выплатить в бюджеты всех уровней по действующему законодательству. В конце концов, существуют же частные компании (хоть их и не много), не имеющие доступа к государственным деньгам, не являющиеся получателями различных дотаций и не пользующиеся никакими преференциями, но при этом работающие «в белую». Проблема в том, сколько денег нужно заплатить за всевозможные лицензии, заключения и разрешения, во сколько обойдется лояльность местных или федеральных (в зависимости от масштабов компании) чиновников, к каким расходам приведет очередной, сочиненный в правительстве законопроект. Власть пытается играть с бизнесом в игру без правил  и в одни ворота. Бизнес отвечает тем же – создает однодневки, прячет прибыль и лишает сотрудников, которые вообще ни при чем, надежды на получение в будущем хоть какой-то пенсии. Кто больше виноват в создании этого порочного круга рассуждать бессмысленно, но наводить порядок в стране – прямая обязанность чиновников, и нужно им для этого самую малость: чуть-чуть желания и немного умения.            
   
    Наши экономические министры выглядят весьма солидно и презентабельно (особенно, если отключить у телевизора звук и не слышать перлы, которые они порой выдают) и не мне, простому обывателю, соревноваться с ними в государственной мудрости. И пенсионный возраст они, конечно, повысят. Хотя бы потому, что это очень просто, не требует умственных усилий, да и базу теоретическую Кудрин и Ко под это повышение уже подготовили. А директор по продажам компании с миллиардным оборотом будет по-прежнему «получать» 25 тысяч до налогов и никого это не смутит.   
   
    Источники денег для Пенсионного фонда прямо перед глазами, их видит огромное количество людей и задействовать их было бы можно. Можно, но только не  с этим правительством.       


Рецензии