Ялуторовск. Совместима со счастьем

Ялуторовск. Совместима со счастьем

В славном городе Ялуторовске  самую длинную улицу назвали Царской в честь остановки проезжавшего через Сибирь цесаревича Александра Второго.
 Сорокатысячный городок проводил яркий праздник проводов Масленицы и знаменовал его изготовлением трёхметрового суперблина.  Не всем удалось увидеть праздник – центральные улицы были перекрыты. Двойной праздник радовал горожан. Православные  о души прощали друг другу проступки. 

За прозрачной оградой сквозь пышные хвойные лапы синело оконное обрамление на белых стенах. Очищенная от снега дорожка вела в храм.
Цитата на плакате под фотографией патриарха Кирилла напоминала истину: «Отсутствие нравственности не совместимо со счастьем».  Изречение архиепископа Аверкия Таушева утверждало цель патриотов: «Лишь глубоко изменившись, вправе мы серьёзно помышлять о спасении России».
Густая высокая ель, приветливые окна, строгая синева кровли, углов, шатра и купола, золотой блеск луковок и крестов, белоснежные стены создавали гармонию цвета с небом и облаками. Надкупольный барабан, украшенный по граням клеймами,  держал большую золотую луковку.
Козырёк входа в храм поддерживали коричневые резные стойки, периметр козырька золотился металлическим шитьём.  Над козырьком возвышались три этажа колокольни с окнами, в последнем под шатром  виднелся колокол. Вывеска информировала: «Тобольско-Тюменская епархия, Успенско-Никольская церковь, г. Ялуторовск».
На всю стену соседнего здания протянулся баннер с текстами и фотографиями о работе Успенско-Никольского прихода и истории храма - «Будни и праздники на приходе». Крупно выделялись воззвание: «Русь Святая, храни веру православную!» и послание к римлянам: «Если Бог за нас, кто против нас?» Рядом с центральным портретом Иоанна Тобольского и датами жизни 1651-1715  вошли в нарисованные свитки его изречения, ниже встали в ряд картины восстановленных храмов прихода.


Изящная золочёная люстра дарила свет разноразмерным иконам. Узнаваемые образы представлялись в новом явлении. Не было свободного простенка –  лики заполнили  все поверхности, кроме потолка. Их обилие не выглядело нагромождением, ритмичность расположения совпадала с гармонией церковной службы. Насыщенность пространства евангельскими сюжетами и их намоленность создавали эфемерную душу храма, вобравшую в себя слова священных писаний. В сердце разливалась благодарность, взрастив волну прощения. Высокий благостный алтарь приближал к себе святыми Ликами. Праздничность службы осязалась дыханием. Евангельские истории и жития почитаемых святых красочной иконографией присутствовали на литургии. Стоило только остановить взор на одной из икон, как оживала звучанием незримая вереница славянских слов сквозь ритм арочных овалов. Трудно было предпочесть тот образ, который бы полностью захватил внимание: Богородица Чимеевская,  София с дочерями, Богородичные лики, Мой Судия, удивительная Икона всех святых. Царь Давид бережно держал свою лиру. Лицо Спаса Нерукотворного  отобразилось на белом плате, который Господь при жизни приложил  к лицу. Спас Вседержитель держал священное писание «Я есть свет миру – азъесмьсветъ миру» и  живым взглядом учил прощению. 

Смежные стороны угла заняли ростовые образы Иоанна Тобольского  и святителя Николая Чудотворца. В образ хранителя Сибири Иоанна Тобольского раньше была вкраплена частица мощей святого, но потом их перенесли в Алтарь. Под покровом святителя Иоанна пребывают  те, кто приходит в церковь.
Во времена разрушения храмов дивный образ святителя Николая Чудотворца привезли под стогом сена простые крестьяне с риском для жизни. Икона была тёмной, но спустя время засияла красками и мироточила.

Икона Божией Матери «Шуйская Смоленская»  - Спасительница Русской Земли  защищала от бед и напастей,  притягивала к себе невидимой энергией старины и впитанными молитвами. Переполненная желанием помощи страждущим, она временами мироточила.
Золотые нимбы ярко блестели на чёрном фоне. Когда отец Георгий начинал в конце девяностых свою службу, он лицезрел  абсолютно тёмную доску, на которой не было видно Ликов.  Но в последнее время Лики Богородицы и Младенца высветлились, и проявились три  медальона с изображением святых. Эта икона особо почитаема среди прихожан.  Когда  в храме немноголюдно, прихожане на коленях тихо творят молитвы. Рядом с иконами перед престолами святителя Николая и Успения Пресвятой Богородицы проводилась исповедь.


Суерская Богородица, пребывавшая в этом храме шестьдесят один год, была почитаема и любима прихожанами, которые приросли к ней всем сердцем. Но её торжественно в 2004 году вернули в родное село Суерка, как заступницу от пожаров на границе Тюменской и Курганской областей. Горящие головни разлетались на два километра. Перед Суерской отслужили молебен на линии огня – и ветер круто поменял направление,  пожар затих.  Так Богородица ознаменовала прибытие на свою родину.
Но Пресвятая Божья матерь не оставила Никольско-Успенский храм. Стены уголка заняли два образа Богородицы. В храм принесли икону-страдалицу Иверской Божьей Матери в тяжёлом состоянии: лики Божьей Матери и Младенца были исколоты, края образа смяты. На вопрос батюшки: «Где её взяли?», мужчина, принёсший икону, отвечал: «На скотном дворе». Оказалось, что по ней более пятидесяти лет ходили и скот, и люди. Лик её был обращён к земле. Когда мужчины разбирали скотный двор, подняли доску и увидели тёмный лик. Икону очистили и принесли  в храм. Она в массивной раме  сразу вошла в киот с витыми золочёными колоннами, где раньше стояла Суерская, и стала творить чудеса. Верующие в этом уголке чувствуют, что Божья Матерь слышит молитвы, и призывают: «Просите, если считаете, что Дева может помочь».


Давней зимой крестьянка лет тридцати пяти с мужем привезли маленькую девочку в Никольско-Успенский храм, хотя у них в Заводоуковске действовали три тёплых храма. Несмотря на мороз, семья приехала в Ялуторовск, и женщина рассказала:  «Я дочку выпросила у этой иконы».  Когда у неё погиб первый муж, остался девятилетний сын, дом, хозяйство. Второй муж мечтал о своём ребёнке, но врачи вынесли приговор -  детей у жены не будет. Он сказал: «Я жить не буду – уйду». Женщина приехала в Никольско-Успенский храм, встала на колени перед Иверской иконой, со слезами просила Богородицу: «Дай мне ребёнка, мне одной с парнем не справиться, мне одной хозяйство не управить, я не смогу парня вывести в люди». Через месяц забеременела и спустя год вместе с мужем привезла крестить дочку Машеньку. Многим помогла чудотворная икона, потому и украшений на ней висело много.В вазе белели лилии,  горели лампады.

Диакон Евгений в ознаменование праздника Прощения рассказал историю о римском императоре.
В первом веке в Риме правил величественный император Тит Флавий.  Его упрекали в сладострастии и жестокости. Но после смерти своего отца Веспасиана Тит проявил щедрость и милосердие: одарил подданных после римского пожара  и извержения Везувия.  За воинские успехи его признали идеальным правителем.
Воин Секст по просьбе дочери царя планировал убить императора. Мятежники подожгли дворец. Но вместо Тита смерть принял его слуга в императорской одежде. Мятеж был подавлен, Сенат приговорил зачинщика к смерти, и Тит подписал смертный приговор. В день казни девушка призналась в своей вине Титу, и тот великодушно простил её и убийцу.


Отец Георгий убеждал прихожан своей проповедью в том,  что нужно хотя бы один раз в году прощать всехблизких. Только так можно приблизиться к евангельской жизни праведников, которая являет собой любовь, и первое приближение к ней – прощение. «Мы грешим каждый день, каждую минуту -   постоянно. Наши мысли непроизвольно желают кому-то недоброго –  и нам в этом нужно прощение». В храм должно идти по доброй воле, выбрав в этом своё предназначение. Образно можно сказать: овцы послушно идут за пастырем -  никто их не погоняет. Человек, который пришёл в храм с гордыней, подобен волку в стаде: «Если тебе ничего не надо  в храме, то иди туда, где тебе интересно. В храм идут за духовной помощью». После  литургии Отец Георгий благословлял прихожан, касаясь Евангелием склонённых глав.
Божий путь привёл отца Георгия – настоятеля Успенско-Никольского храма в Ялуторовске  к православному служению. Перед тем, как защитить докторскую диссертацию по переработке нефти, кандидат технических наук Юрий Санников попросил себе здоровья у старца Власия из Подмосковья. Тот обратился к нему по имени Георгий. Инженер удивился – его впервые назвали этим именем. «Я – Юрий» – возразил он.  «Нет, ты – Георгий, - ответил старец и посоветовал: «Оставь всё и занимайся православием». Георгий в солидном возрасте поступил в духовную семинарию, затем стал служить в церкви и прославлять Христа с 1998-го  года.  Так круто повернулась его жизнь. Его мама  сорок лет служила в Знаменском кафедральном соборе Тюмени. Ныне батюшке исполнилось восемьдесят три года.

...

***
На месте Успенско-Никольской церкви раньше находилось городское кладбище с небольшой часовней во имя Николая Чудотворца. В годы гонений на православие активные богоборцы рушили храмы, жгли иконы, сбрасывали колокола. Уничтожили Сретенский Собор и Вознесенскую церковь. Власти закрыли все храмы Ялуторовска, и осталась действующей только маленькая Никольская церковь при кладбище.  Но в тридцать седьмом годуи её разграбили и разрушили. 

В годы Великой Отечественной войны по приказу Сталина освобождали осужденных священников, вновь открывались монастыри и храмы. После отбытия Казахстанской ссылки в Ялуторовск Омской губернии был направлен иерей Владимир. Прихожане обратили внимание на торжественную митру, солидный наперсный крест и церковные награды священника. После  Победы раненый храм вернули верующим. Ещё не закончились гонения на церковь, а священник заступил на службу и собрал приход. По его инициативе прихожане подписали письмо о достройке часовни. Омские власти разрешили пристроить придел Успения Пресвятой Богородицы, и организацией работ занялся отец Владимир. До реставрации сгнившие стены храма легко прокалывалисьнасквозь железным прутом. Строительство длилось с 1948 по 1954 годы. Церковь назвали Успенско-Никольской. Прихожане молились за тех, кто пропал без вести или погиб на фронте. С великой даты 2000-летия христианства храм стал возрождать красоту и величие.

Отец Георгий за восемнадцать лет своего служения восстановил все храмы на Ялуторовской земле.Первым возродился кафедральный Сретенский собор. Он строился ещё в восемнадцатом веке около сорока лет и стал символом границы между Новым и  Ветхим заветом, а помог ему в величии меценат Станислав Матушкин. В тридцатых годах прошлого столетия красивый храм был взорван и полностью разрушен. Его строительство в конце двадцатого века началось по инициативе отца Георгия. Забитые сваи под строительство владыка освятил в 2006-м году, а через пять лет был освящён и сам собор, который возродил своё имя в память о встрече Симеона Богоприимца с Богомладенцем.

Помог в новом возрождении храма глава города. Каждый год владыка приглашал его в поездки на Святую Землю и привёл его к воцерковлению. Администратор у Гроба Господня просил помощи в строительстве собора, и с Божьей помощью защищал сметы у губернатора. На светлой седмице он был с владыкой на Святой Земле в разрушенном храме, где старец Симеон принимал сорокадневного Богомладенца, и по благословению владыки взял в том месте камень с земли. На Троицу в Ялуторовске прошёл Крестный ход от Успенско-Никольской церкви до строившегося Сретенского собора. В его алтарную часть глава города вложил камень с того храма Святой Земли, где происходило Евангельское Сретение.

 В житии грузинского святого подвижника был похожий случай, и можно провести его аналогию с событием в Ялуторовске.
Преподобный Давид жил в глухой местности Гареджи. К нему приходили инокии оставались для молитвенных подвигов. На светлой седмице к ним случайно прибрели дойные козы, иноки их накормили, а гостьи напоили иноков своим молоком.   По велению души Давид решил посетить Святую Землю.
Крестьяне собирали средства всем миром и отправляли ходоков на Святую Землю,  чтобы молились за деревню. Люди добирались пешком – не было ни самолётов, ни автомобилей. Море переплывали на кораблях и снова шли пешком.

Преподобный Давид с братьями шёл ко Гробу Господню так долго, что их одежда обветшала.  Увидев святой град Иерусалим с горы,  упал на землю: «Не могу дерзнуть идти дальше. Господи, я не достоин своими грешными ногами ступать на землю, по которой Ты ходил. Довольно с меня того, что я увидел Иерусалим и Гроб Господен. Благодарю тебя, Господи, что Ты меня грешного и недостойного впустил».  Так Давид Гареджийский проявил смирение и уничижение себя, вступив на  Землю Святую. Он с молитвою взял три камня из-под своих ног, положил в корзину, поклонился святому граду и пошёл обратно в Грузию.
Узнав об этом из вещего сна, патриарх Иерусалима приказал гонцам отобрать у паломника эти камни, чтобы не ушла благодать из города, но один камень разрешил ему увезти. Скороход догнал Давида:  «Патриарх велел два камня вернуть, а один  благословляет тебе для того, что бы ты помнил о том, что был в Иерусалиме». Давид Гареджийский на коленях поблагодарил Бога, отдал два камешка скороходу, привёз третий камешек в свою церковь. Благодать Божия пришла в Грузию - камень Давида  стал исцелять людей.

***

В великий день Прощённого Воскресения прощение пришло ко всем с добрым счастьем. Слова патриарха  «Отсутствие нравственности не совместимо со счастьем» понималось буквально: «Нравственность православного народа  совместима со счастьем». 

2018, 18 февраля, город Ялуторовск Тюменской области


Рецензии