правильные правила или мера

...то, что есть неправильные правила я знаю давно.. Узнала в тот день, когда поняла , что взрослые - не всесильны. Как и почему поняла могу описать точно -точно. Это - не смутные детские воспоминания, а чёткие, до детали ясные образы и до каждой ноты интонации звучные слова , в которых бессилие взрослого перед другим взрослым , и .. ложь от этого бессилия. Вам нужны детали именно той ситуации ? Я о ней писала раньше и не хочу повторяться. Я о правилах. В той ситуации очевидность ( для меня - ребёнка ) лжи взрослого человека  выглядела необходимостью. В моём сознании  одновременно было смятение от этой необходимости - неправильности лжи и оправдание её - она была и правильной, потому что .. Потому что так было надо .Одновременно "да" и " нет", правильное и неправильное , в одной точке сознания, в одном пространстве... и стыд, и боль от стыда, и жгучее желание защитить бессильного взрослого человека ...Так ли рождается понятие истины ? Не знаю...Но похоже,  что так рождается необходимость в мере , переживание присутствия её как свойства жизни людей и жизни среди людей. рождается поиск пути к истине ...


Рецензии
Прочитал и хотел продолжить тему... но постепенно вспомнил, что было уже, было... вернулся к себе: раздел "Астрологические мотивы", миниатюра "Вкус к игре".

При чём тут астрология? Что-то мелькнуло тогда... да, поводом был образ знакомого, интересного субъекта. Тот человек был рядом сорок лет назад... с ума сойти, какие периоды возникают в памяти! Не при чём тут астрология. Выбрасываю её и получаю:

«Времени мало, жизнь коротка. Игра – лучшее в этой жизни. Не имеющий вкуса к игре часто становится источником проблем для окружающих: он слишком серьёзно относится к самому себе; он пытается отделить правду от вымысла, и не замечает, как с водой выплескивает ребёнка.

Ощущение собственной правоты – как знамя, хлопающее на ветру: древко рвётся из рук, его трудно удержать. Стоит ли так стараться?

Мне как-то довелось работать с человеком, который всем смотрел прямо в глаза, и во всём искал буквальный смысл. Он был мужественен, честен и любил правду. Рассекал пространство как ледокол "Ленин" (тогда ещё был такой). Вот только льда подходящего не было. Поэтому женился он на женщине красивой, весёлой и распутной. Впрочем, я не считал её распутной. Я понимал её».

При чём же тогда мера и правильные правила? Отчего споткнулся на этом тексте?

Ложь - что-то огромное: короткое слово, а за ним чёрная дыра, в которую всё может провалиться и уже не вернётся. С той ложью, которая служит оружием или ядом, всё понятно. Отелло попался на платочке и задушил любимого человека. Почему так? - Да всё от того же - принял за правду. Уж очень глубоко чувствовал. А может и не глубоко, вовсе даже поверхностно - хлестнула волна эмоций и пошли хорошие люди на дно, в небытие, в чёрную глубину.

У автора что-то другое...

«Одновременно "да" и " нет", правильное и неправильное , в одной точке сознания, в одном пространстве... и стыд, и боль от стыда, и жгучее желание защитить бессильного взрослого человека ...Так ли рождается понятие истины ? Не знаю...»

Не так рождается истина. Так рождается правда, удивительно относительная, зависящая от времени, места, возраста, опыта и знания правил игры. За правду запросто к стенке ставят. Потом, правда, выясняется, что не стоило этого делать, и что правда имеет удивительно много версий. Вот её сколько, этой "правды".

Нет никакого "бессилия взрослого человека", есть игра жизни, в которой возникают "ложные ходы", но не оттого, что это ошибка, а оттого, что только через эту петлю, зигзаг, напряжённый изгиб сюжета, сам этот сюжет может быть продолжен и выведен туда, где неожиданно возникает новое, чего раньше не было.

Возникнет ли новое у того ребёнка, что испытал смятение? Тут большой вопрос. Есть такой вариант развития ситуации, в котором стремление к правде, острое переживание обнаруживаемой "лжи", становится источником сильных эмоций, от которых повзрослевший ребёнок уже не откажется, потому что он "подсел" на переживание, сделал его источником необходимого для себя напряжения, без которого цепь жизни кажется обесточенной - и вот он уже внимательно присматривается ко всему и всегда находит то, от чего у него сжимается сердце, перехватывает дыхание и слёзы наворачиваются на глаза.

«...бессилие взрослого перед другим взрослым , и .. ложь от этого бессилия» - а если силы невпроворот и можно правдой своей, она же истина - известно же, что каждый считает себя правым - так вот, этой своей лучезарной правдой и утвердиться в своей силе и значимости...

Нет, наверняка у автора что-то другое... но что? Сложная тема...

«жгучее желание защитить бессильного взрослого человека ... так рождается необходимость в мере , переживание присутствия её как свойства жизни людей и жизни среди людей. рождается поиск пути к истине ...»

Мера, измерение, границы допустимого... да, пожалуй. Всё те же правила игры. Иначе может получиться вариант Прокрустрова ложа. Путь к истине плохо совмещается с эмоциональной избыточностью, которая меры не знает и не узнает - не до того ей.

Возможно, не по теме. Прошу отнестись снисходительно. Самому не всегда понятно - на что реагируешь... Времени мало, жизнь коротка - пока разберёшься, она уже скрылась за поворотом, оставив за ним меру вещей, истину и правду, широко раскрытые детские глаза...

Владимир Каев   24.03.2018 18:20     Заявить о нарушении
То, что я Вас люблю как НАСТОЯЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ. скрывать не собираюсь. С этого и начну. Вы умеете увидеть то, что я так хочу написать словами - сокровенное знание о жизни, которое есть у каждого ребёнка. Оно в переживании им несовершенства своего же совершенства, у взрослых это переживание или чувство Бога. Я пока не умею найти точные слова , Вы мне помогаете уловить мысль , найти ей форму. Мне мало слов- понятий " истина", " правда", " взрослый" , " ребёнок" ... эти слова -только обозначение ситуации, её схематичная визуализация.. То, что ПРОИСХОДИТ. невидимо или видимо смутно, в чуждой или случайной форме, потому что форма - неуловима, не завершена, она может возникнуть как мгновение стыда и ту же смениться страхом перед этим стыдом или гордостью от силы чувства того же стыда ...Это слишком серьёзно, чтобы быть игрой, хотя и игры бывают очень серьёзными ... Это - не драма, чтобы обозначать и разрешать конфликт, это - сам конфликт в момент его рождения и угасания, это- и не трагедия, потому что в этом переживании рождается необходимость тайны о сокровенном знании и само это знание...Это и не комедия, потому что в этом переживании все виды комизма полны трагизма. Я чувствую, что приближаюсь к понятию" мера всех вещей" в том его конкретном воплощении, которое может позволить описать, уловить рождение внутренней системы координат , подвижной в пространствах и временах, но существующей как воплощение равновесия в хаосе ... Это равновесие - момент, мгновение , той ясности, в которой смыслы воплощены в слиянии всего со всем и человека с самим собой .. Это -больно и прекрасно одновременно, ..Душевная боль -нужна как важный признак её жизни, прекрасное - воплощено в чувстве беспредельности мира и сопричастности этой беспредельности ...

Галя -Галина   25.03.2018 00:33   Заявить о нарушении