Магия слова Паустовского

               
                К.Г Паустовский -один из самых блистательных и интереснейших художников в русской литературе.Все его творчество-проявление огромной любви к родной земле и  природе.Любить природу, по мнению писателя, значит, любить Родину!Непревзойденный мастер лирической прозы,Паустовский  писал о прекрасном в жизни , человеке, природе ,искусстве.               
      Когда начинаешь перечитывать произведения К.Г.Паустовского, невольно всплывает в памяти его "золотая роза "и то, как она рождается:"...каждое брошенное невзначай  слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль- это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок,превращаем в сплав и выковываем свою "золотую розу". Несомненно, одной из таких "золотых роз" является новелла "Снег".               
     "Снег"- это история о трогательной и романтичной любви, о встречах и расставаниях, о Родине, о тоске и ностальгии по родному дому, о красоте мира, доброте, таланте приносить людям радость...               
     "Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме.Татьяна Петровна  осталась одна с дочерью Варей и старухой нянькой,"-так начинается повествование. И слова-"пылинки"  завораживают нас,вызывают  в душе боль утраты,грусти и нежности,словно мы открыли Пушкина:               
                Мне грустно и легко...               
                Печаль моя светла...                               
     Паустовский написал новеллу "Снег" в 1943 году.Тревожное время!Где -то далеко грохочет война, рвутся снаряды,гибнут люди...Казалось, надо бы писать об этом!Нет, будучи на фронте, Паустовский знал, что душа солдата тянется к другому:миру,тишине,покою.Возможно, поэтому мы не видим ни описания боевых  сражений, ни подвигов, ни кровавых ужасов войны.               
     Автор переносит читателя в маленький северный городок, куда вместе с дочерью  и нянькой эвакуировалась из Москвы певица Татьяна Петровна.Тихие пустынные улочки, домишки,скрипучие калитки, заснеженный сад с ветхой беседкой, запах березового дыма- в этом поэзия"малой родины", так горячо любимой и дорогой писателю.               
     "Маленький дом-всего в три комнаты-стоял на горе, над северной рекой, на самом выезде из городка.За домом,за облетевшим садом, белела березовая роща..." -эта картина рождает предчувствие счастья,радостных встреч, ожидание любви...Откуда такие тончайшие психологические нюансы?В чем секрет?А секрет- в лиричности и мелодике  прозы Паустовского!Вслушаемся:"Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы  к пустынному городку, к его домишкам, скрипучим калиткам,к глухим вечерам, когда было слышно,как потрескивает в керосиновой лампе огонь".Главное для писателя- создать нужное настроение и подчинить ему читателя. Эмоциональность повествования  рождает невольный отклик,пробуждает в нас восприимчивость  к прекрасному  в природе,в человеке.               
     Как же автор новеллы строит сюжет?Что для него важно?Может, его захватывают динамично развивающиеся события? Может, он ослеплен вихрем страстей и интриг, их яркой праздностью? Нет, и еще раз нет!Сюжет строится на вольных, неожиданных ассоциациях, передающих душевное состояние героя, его настроение, чувства.Гибкость сюжета, способность передать богатство и разнообразие оттенков - одна из особенностей поэтики Паустовского.Именно это, а не интрига, не события важны для писателя!               
     Так лейтенант Красной Армии Николай Потапов, сын хозяина дома, в котором поселилась молодая актриса,находясь в госпитале после ранения, пишет письмо отцу...С нетерпением он ждет встречи с отцом, с родным домом,представляет себе зиму, снег, дорожку к беседке, кусты сирени,треск печи, рояль...               
     Интересно, что в  своей "Золотой розе", раскрывающей тайны  мастерства художника ,К.Г.Паустовский писал о том, что "есть некий закон -закон ассоциаций, который весь хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости в пространстве и во времени- иначе говоря,обобщает и вытягивает  в непрерывную и последовательную цепь...Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателя.Одно и то же слово вызывает разные ассоциации у разных людей.Дело писателя состоит в том,чтобы...донести ассоциации до читателя "и вызвать у него подобные представления.               
   Свое произведение Паустовский называет"Снег". Почему?Что значит для него и для нас, нашего национально сознания ,это слово?Какие ассоциации оно рождает? Разные!Сливаясь с поэтическим образом зимы, у русского человека снег вызывает бурю чувств!               
   С детства каждый из нас помнит пушкинское:               
                Под голубыми небесами               
                Великолепными коврами,               
                Блестя на солнце,               
                Снег лежит...               
  Или:               
                Буря мглою небо кроет,               
                Вихри снежные крутя...               
   А еще у каждого всплывает в памяти начало зимы, пушистые хлопья снега,сказочный Новый год, Снежная баба,огромные сугробы...У каждого- свои представления, и они дороги нам, потому как связаны с детством,с бесконечно родными и близкими нам людьми...               
   Чтобы глубже понять замысел Паустовского , надо прежде всего обратить внимание на  ключевые, доминирующие слова("светящиеся",по представлению А.Блока.)               
   Как правило, такие слова многозначны, в них -идея, зерно произведения.Безусловно, слово "снег", помещенное и в название ,- одно из ключевых слов, - довольно часто встречается  в новелле,как  и в других его произведениях.               
   Давайте вдумчиво прочитаем Паустовского!               
   "Городок начал ей(Татьяне Петровне!) даже нравиться, особенно когда пришла зима и завалила его снегом.Дни стояли мягкие, серые."               
    Какую роль играет слово"снег" в тексте?И какова его окраска? Снег- важнейшая лирическая деталь пейзажа, своеобразный символ красоты и очищения , освобождения от душевной тяжести....Пейзаж здесь необходим!Потому  что созданная писателем поэтическая картина отражает  тревожное ощущение героини,ее представление  о мире, о красоте!Дни стояли "мягкие", "серые",вечера глухие, одинокие, как  в пустыне...на душе  неспокойно,опустошенно.Заброшенность, скука.И все это теперь завалено снегом!Разве не прекрасно?!               
   "Однажды ночью она проснулась.Снега тускло светили в окна.На диване всхрапывал серый кот Архип, оставшийся в наследство от Потапова".               
      Палитра слова "снега" - совсем другая. Не случайна и форма множественного числа!Снега много, очень много, как много горя и страданий, навалившихся  на наш народ... Снега- это покрытые снежным покровом пространства  Родины, над которой нависла страшная трагедия.Ведь идет война, где -то рвутся снаряды,гибнут люди!Несчастная женщина чувствует и переживает  суровый холод военной зимы. свет от снегов ей кажется  тусклым и серым, безрадостным,да и еще в дом стали приходить письма с фронта.И она с горечью складывает их, понимая, какое горе ждет адресата...               
   Татьяна Петровна"пошла в кабинет к Потапову, постояла у окна.  С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег.Он долго сыпал белой пылью, запорошил стекла".               
   Вдумаемся:птица "стряхнула снег...В данном контексте "снег" рождает другие ассоциации.Он как бы становится символом печали, холода... А удачная стилистическая фигура речи- параллелизм, найденная Паустовским (птица "стряхнула снег"- и Татьяна Петровна сбросила с души своей состояние холода и тоски),прослеживает еще одну грань его поэтики: глубокий, емкий подтекст ,раскрывающий самые заветные писательские пристрастия.Снег "сыпал белой пылью", и на душе героини стало свободнее,чуть -чуть светлее.Не зря она осторожно взяла одно из писем , распечатала и стала читать... Оторваться от письма невозможно-оно взволнованно, лирично.Хочется прочесть его до конца!               
         "Милый мой старик...вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая. И вообще она заживает.Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой.Умоляю!..Я часто вспоминаю тебя, папа...и наш дом, и наш городок.                Все это страшно далеко, как будто на краю света.Я закрываю глаза и тогда вижу:вот я отворяю калитку, вхожу в сад.Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. В комнатах трещат печи.Пахнет березовым дымком.Рояль, наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи   -те, что я привез из Ленинграда.   И те же ноты лежат на рояле: увертюра к "Пиковой даме" и романс"Для берегов отчизны дальней". Звенит ли колокольчик у дверей? Я так и не успел его починить. Неужели я все это увижу опять? Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из кувшина?  Помнишь? Эх, если бы ты знал,  как я полюбил все это отсюда, издали!Ты не удивляйся,но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал,что защищаю не только всю страну,но и этот ее маленький и самый милый для меня уголок- и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек,и березовые рощи за рекой,и даже кота Архипа.Пожалуйста, не смейся и не качай головой.               
   Может быть, когда выпишусь из госпиталя,меня отпустят ненадолго домой. Не знаю. Но лучше не жди"...               
   В каждом доме есть свои драгоценные реликвии, передающиеся из поколения в поколение.Такие реликвии есть и в доме старика Потапова.Паустовский задерживает внимание на них:на витых желтых свечах, на колокольчике на дверях,на старинном рояле, беседке, заснеженном саде...               
   Каждое слово- образ настолько прекрасно, что "излучает поэзию, подобную тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск".Есть нечно такое  в жизни и природе, с чем ждет встречи герой- это снег, кусты сирени,березовая роща,сад, рояль, музыка...               
   "Зима, снег,но дорожка к старой беседке расчищена, а кусты сирени все в инее".Ассоциации со словом "снег" в этом контексте иные.Здесь "снег"-символ Родины, родного дома,который защищает лейтенант Николай Потапов. С ним связано ощущение тепла,радости, уюта, счастья...               
    А ноты увертюры к "Пиковой даме" и романса на стихи Пушкина   "Для берегов отчизны дальней" тоже  не случайны.               
    Оперу "Пиковая дама "П.И.Чайковский писал за границей, вдали от родины.Его концерты превращались  в триумфальное шествие по Европе, но композитора тянет домой, в привычную обстановку деревенской жизни.Он не мог оторваться от России , от родной природы надолго-охватывала тоска и раздражение, приходилось  считать дни до возвращения домой....Потому, видимо, в увертюре нашли отражение его тревоги и боли, мечты и надежды, то, что волновало русских людей.Все это и сближает увертюру Чайковского и новеллу Паустовского.               
   Так же , как и опера Чайковского,по глубине трагического чувства, благородству выражения ,неповторим и романс А.Бородина на пушкинские стихи"Для берегов отчизны дальней..." И музыка И .Чайковского и музыка И .Бородина созвучна пафосу новеллы К.Паустовского: ее тревожность, вдохновенный порыв удивительно гармонируют с изящным рисунком очередного шедевра писателя, его новой "золотой розы".Читатель не может не понять, что для героев новеллы Паустовского жизнь немыслима без русской классической музыки и литературы! Как здесь ни вспомнить известные многим классические строки другого нашего Поэта:               
                Не может жизнь утратить смысл высокий,               
                Сомкнув над нами круг земных забот,               
                Пока звучат нам пушкинские строки               
                И музыка Чайковского поет?               
                (Н.Рыленков)               
   Прочитав письмо лейтенанта Потапова к своему отцу,Татьяна Петровна "думала,что вот со дня на день должен приехать в дом этот незнакомый человек и ему будет тяжело встретить здесь чужих людей...               
   Антонимы  "чужой"-"родной" у писателя являются ключевыми: они несут в себе огромную идейную нагрузку, выражают его заветную мысль.Для героини заснеженный северный городок и дом, в котором она поселилась -"чужой". А теперь,прочитав письмо , она понимает,что "чужой"становится она!Сочувствуя   горю, она делает все, чтобы фронтовик, тоскующий по крупице прекрасного среди мрака, вражды, опасностей...встретился с "малой родиной" и был счастлив.               
   Татьяна Петровна осторожно заглянула в ящики письменного стола,нашла там витые свечи, вставила их в подсвечники. "Вечером она зажгла свечи,села к роялю, и дом наполнился звоном".Дочка спросила ее:"Зачем ты трогаешь чужие вещи?" А она- как будто светилась и была "похожа на девушку с золотыми волосами", ту, что потеряла во дворце хрустальную туфельку.И вещи стали казаться ей не чужими, а родными.Потом , встретившись  с Потаповым,она скажет ему:"Мы теперь с вами родственники".               
   Паустовский, показывая перемены в состоянии своей героини, подчеркивает, что "начинался рассвет". И это не просто начало утра, это начало жизни, возрождения человека...В душе героини возникает предчувствие любви и счастья, и серые , тусклые краски начинают проясняться.               
   Кульминационный момент в развитии сюжета- возвращение Потапова в родной дом.                Важнейшую роль в этом эпизоде играет пейзаж.               
  "Потапов прошел через город, к реке.Над ней висело сизое небо.".Какая мрачная картина!"Сизое небо" давило на Потапова, и он ощущал эту невыносимую тяжесть.Еще на станции он узнал, что отец умер месяц назад, а в его доме поселилась эвакуированная молодая певица из Москвы.В дом идти не хотелось.Ветер "выдувал из глаз слезы".И все же"летел редкий снежок".Образ летящего снежка как бы раздвигает ткань художественно текста! Не снег- снежок!Уменьшительно-ласкательный суффикс придает слову новую окраску, и оно по-новому заискрилось, стало олицетворять нечно милое, родное!Как бы весь мир, вся природа разделяет горе молодого человека и сочувствует ему!               
   И все же Потапов продолжает думать, что теперь здесь все чужое: и городок этот,и река,и дом.Он посмотрел на обрыв за городом , увидел в инее сад, темнеющий дом и решил, что пройдет мимо, в дом заходить не будет.Мысль о том, что "в отцовском доме  живут чужие, равнодушные люди, была невыносима".Ему хотелось уехать и обо всем забыть.Но когда Потапов открыл калитку,"...сад как бы  вздрогнул.С веток сорвался снег, зашуршал".Сад,снег, как живые существа, приветствуют героя и радуются его возвращению!Сверхзадача пейзажа-передать ощущения человека, богатство его духовного мира.Неожиданно для себя Потапов обнаружил, что тропинка, ведущая к беседке, была расчищена от снега!Встретившая его молодая женщина с бледным строгим лицом смотрела на него внимательными глазами, повела его по расчищенной дорожке. И эта расчищенная Татьяной Петровной дорожка, и таявший на ее ресницах снег, осыпавшийся, должно быть с веток,и то, что она постучала ногами, чтобы сбить снег с ботиков-  все  это ее попытка облегчить душу Потапова,  снять  нестерпимую боль.               
    А когда Потапов  вошел в отчий дом, он услышал звон колокольчика,почувствовал запах березового дыма,увидел кота Архипа и девочку с косичками и радостными глазами.А в кувшине стояла холодная колодезная вода,висело знакомое льняное полотенце.И весь вечер он не мог избавиться от ощущения, что он во сне."Все в доме было таким, каким он хотел его видеть".Те же ноты на рояле, те же  витые свечи..."Каждая минута в этом доме казалась ему драгоценной, и он не хотел терять ее".               
   А потом, после того, как Татьяна Петровна проводила Потапова на станцию, с дороги она получила от него письмо.Он писал ей о том, что вспомнил, когда они встречались...               
    Это было в Крыму в двадцать седьмом году.Стояла осень. Он шел по тропе,а на скамейке сидела девушка.Она увидела его, встала и быстро и легко прошла мимо, держа в руках книгу."Этой девушкой были вы,-писал Потапов.-Я не мог ошибиться.Я смотрел вам вслед и почувствовал тогда,что мимо меня прошла женщина,которая могла бы и разрушить всю мою жизнь и дать мне огромное счастье...Если все окончится хорошо и вам понадобится моя жизнь, она, конечно, будет ваша".И еще он написал о том,что нашел на столе свое распечатанное письмо и понял все.               
   А Татьяна Петровна смотрела на снежный сад в окно и думала:"Боже мой, я никогда не была в Крыму!НИкогда!Но разве теперь это может иметь хоть какое -нибудь значение?"Она закрыла глаза, а за окном горел "неяркий закат".               
   Новелла прочитана...               
   И читатель, завороженный блеском и музыкой "золотых песчинок"Паустовского, чувствует,что открыл для себя мир прекрасного, возвышенного, что стал обладателем несметных духовных богатств , что  стал чище, красивее,благороднее...               
   Таково воздействие искусства Паустовского, магия его слова!


Рецензии