ХХХlll Отзывы на творения Олеси Николаевой Павич

XXXlll Отзывы на творения Олеси Николаевой.
19-06-18

ИСКУШЕНИЕ

Дорогие друзья!
Несколько дней назад я опубликовала здесь приглашение на презентацию моей книги в Манеже, и многие захотели на нее прийти. Но! Сейчас мне позвонила устроительница и сказала, что там какие-то перестановки, несостыковки, короче говоря, это все отменяется/ переносится на неопределенное время.
Поэтому я вас и предупреждаю. Сама я в связи с этим не испытываю сожалению, поскольку в Великий Пост не очень-то люблю выступать. И это, может быть, мне какой-то знак.
Вот, публикую здесь стихотворение о "вещих знаках препинания"...

. ПОЧЕРК

Почерка моего жаль – ученического,
внятного, как держава:
буквы строем маршируют на плацу,
как по прописям, с наклоном легким вправо.
Даже “Илиаду” им, ей-богу, переписывать к лицу!

Жаль мне почерка прилежного моего, и – не сбиться:
здесь – нажим, здесь – волосная,
 и – поля, поля,
за которыми чужая жизнь проглядывает, колготится,
неразборчиво так пишет,
 пальцы на морозе оголя...

Вот и я теперь пишу неряшливо: шершаво и коряво.
То слова мои в истерике, то в обмороке,
и не разберешь,
почто гибель человеку, почто выигрыш и слава,
а почто –  поземка в ноги, дым в лицо, а в горле,
 в горле – дрожь!

И следов не отыскать... И следственно-причинных
связей... Добрый старый синтаксис и тот
виновато и поломано глядит, а на дорогах длинных,
разлинованных – лишь междометий сброд.

Видно тот и опустился здесь, и спился, спятил,
кто написанного разобрать не смог, не разглядел
вещих знаков препинанья...
Даже дятел
все ему стучал, стучал, как Морзе, – черен, бел.

Картина Луи-Леопольда Робер
***

С.Ф.

При юношеском энтузиазме и максимализме ясны цели, достижение целей. Ясна тактика и стратегия, ясны свои силы и возможности. Есть сверхзадача в молодой жизни и идеология, знамя. Все стройно и красива, энтузиазм и парад победы.
''буквы строем маршируют на плацу,
как по прописям, с наклоном легким вправо.
Даже “Илиаду” им, ей-богу, переписывать к лицу!''

''Переписывание Илиады'' как сверхзадача, как знамя молодости, идеология.
''Я что-то отчубучу такое значительное в жизни'' - сообщала о своих азартных настроениях Олеся.
''Отчубучила'' и "Меценат'' и стихи очень значительные.
Но потом стройность и простота молодости стали сменяется философскими настроениями и терпимостью, пониманием иррационального в жизни, и что жизнь это не балет, а поденная работа.
''Вот и я теперь пишу неряшливо: шершаво и коряво.
То слова мои в истерике, то в обмороке,
и не разберешь,
почто гибель человеку, почто выигрыш и слава,
а почто –  поземка в ноги, дым в лицо, а в горле,
 в горле – дрожь!''
Жизнь не стройные красивые прописи, не вальс в благородном собрании. Могут быть и обломы. Обломы, которые могут оказаться на пользу и их нельзя просто отвергнуть, отвергнешь лекарство. Приходиться принимать, быть мудрым.

''И следов не отыскать... И следственно-причинных
связей... Добрый старый синтаксис и тот
виновато и поломано глядит, а на дорогах длинных,
разлинованных – лишь междометий сброд.''

Клубок тем, интересов, целей, и их достижений, тактик. Иногда открываются новые пласты бытия, бывает неожиданные и негаданные.

''Видно тот и опустился здесь, и спился, спятил,
кто написанного разобрать не смог, не разглядел
вещих знаков препинанья...
Даже дятел
все ему стучал, стучал, как Морзе, – черен, бел.''

В жизни полутона, ''вещие знаки препинания'', черно-белая азбука  Морзе не проходит, может разрушить жизнь. ''Простота хуже воровства''
Черно-белое решение не проходит во многих евангельских ситуациях, начиная с женщины, взятой в прелюбодеянии. ''Да'', ''нет'', чёрное белое одинаково гибель и казнь.
''Кто из вас без греха пусть первым бросит в неё камень''
Такого не напишешь драгунским, марширующим , ясным почерком. Все на полутонах.
В стихах есть некоторая рефлексия, и даже некое смятение.
Очень образно дятел и азбука Морзе.
Но стихи выражают переживания людей, смятение, метание, поиск, и находят отклик у людей.
Такое моё субьективное впечатление.
***
С.Ф.
Олеся Александровна милостиво предложила мне на презентации ее книги стихов ''Средиземноморские песни. Среднерусские плачи'' представить книгу, составленную мною ''Слово об Олесе''.  Книга была издана в марте 2018 года. Она включает в себя рецензии, отзывы на стихи Олеси Александровны, диалоги и споры сопровождающие эти рецензии, обмен мнениями, иногда с участием читателей на фейсбуке. Мнения бывали и очень нелицеприятными.
Книга включает в себя большой пласт мемуаров, воспоминаний. Поскольку оказалось, что мы посещали одни и те же храмы, общались с одними и теми же священниками, были в одних и тех же монастырях, и ни разу не пересекались, может быть только видели друг друга на расстоянии, не придавая этому значения, то я счел возможным вместе с прозой Олеси Александровны дать и свою мемуарную прозу, и ранее опубликованные рассказы из церковной жизни. Наряду с описанием серьёзных духовных проявлений, касающихся старцев, старцев - митрополитов, старца - Патриарха, широко представлены мною ''Записки церковного сторожа'', анекдоты из церковной жизни, дважды издаваемые церковными журналами.
Композиция книги выстраивается по параллельности описываемых событий, персонажей. Олеся пишет о исцеляющей силе молитвы патриарха, я описываю выход в метафизическое пространство патриарха Алексия ll, чему стал свидетелем, работая в храме Преображения при патриаршей резиденции, где на клиросе пела и читала Олеся. Описание выхода в метафизику и патриарха, и митрополита Антония Блюма, о котором пишет Олеся, сопровождаются рисунками этих явлений. Как рисунками сопровождается и описание явлений умерших. В частности  явление протоиерея Всеволода Шпиллера патриарху Пимену во время празднования иконы Божией Матери ''Утоли моя печали'', через месяц после кончины о.Всеволода.
Много материалов чисто исследовательских, теоретических, посвящённых теории искусства и теории духовной жизни. Эссе, написанных Олесей.
Книга сделана профессиональным редактором, руководителем издательства ''Волшебный фонарь'' Владимиром Петровичем Ерохиным совместно с его супругой художницей Раисой Гершзон. Чётко разделены в оглавлении произведения обоих авторов, каждому автору соответствует свой шрифт, что помогает не путаться диалогах.
Книга интересна автобиографичностью персонажей, и обсуждением схожих перепетий. Например много ли из-за Олеси Александровны молодых поклонников прыгало в окна? Или обсуждений ужасных событий, смерти людей, о которых Олеся Александровна писала, или реализации в жизни описания убийства настоятеля монастыря в романе Олеси ''Меценат'', когда через год точно таким же способом, мечом, был убит игумен Даниил. А по моему неосторожному слову, сказанному в гневе, сгорела до тла дача друзей. В целом было три пожара, трёх домов.

Тираж книги находится у меня дома. Книга в твердом переплете, 400 страниц, с иллюстрациями. Цена пятьсот рублей. Можно договариваться  о встрече с желающими  по телефону. Дома, или рядом с домом, или в Троицком храме. Я обитаю надалеко от метро Коньково, на улице ак. Арцимовича.  Один экземпляр уже куплен женщиной библиотекарем, подарившей автору иранские финики и свою книгу стихов. Звоните.

Боясь аудитории, того, что я растеряюсь, и ничего не смогу сказать, если мне будет предоставленна такая возможность, я захотел сделать наброски выступления на презентации и вот, что получилось.
***

Олеся

"Будет тебе по сердцу твоему..."

Ну вот, как я и хотела: презентация моей книги назначена на 9 апреля - первый день после Пасхи!
Надеюсь, выступит и мой дорогой издатель и редактор поэт Максим Амелин.
Очень хотела бы представить вам Сергея Федорова, который   написал и издал "Книгу об Олесе". Говорят, она чем-то напоминает "Хазарский словарь" Павича. Сама мечтаю ее прочитать, настолько не могу представить, как такое может быть.

Приглашаю всех! Будем радоваться, и поздравлять друг друга.
Итак, Дом Книги на Новом Арбате, второй этаж, "литературное кафе", 9 апреля, в 17:00. Вход свободный и, естественно, бесплатный
***

С.Ф.
Я не читал Павича, его ''Хазарский словарь'', но мой большой друг и ''старец'' Александр Хацкелевич ответил на реплику о сходстве, что корни разные. Меня поздравляют, что теперь сравнивают с крупнейшими писателями современности, а я понятия не имел, кто он такой. В Третьяковской галерее говорят, что  он ещё и искусствовед. А он что-нибудь знает обо мне?.Может быть ему говорят, что он меня напоминает?
Олеся, Вы просвещаете народы!  Без Вас я бы не услышал о неком Павиче!
Наверное, достойный человек, если Вы его упоминаете.
Хоть какую нибудь строчку от него прочитать, образ, идею!

Олеся

Я Вам книгу его подарю в обмен на Вашу!

С.Ф.

Я, не будучи писателем, окажусь в Вашем обществе и Павича, таинственного двойника.

***

С.Ф. 21-03-18
Поздравляю с Днём поэзии. Это Ваша империя, а мы Ваши почитатели, крепостные Вашего гения. Живём как в сказке. Многая-многая лета Вам и здоровья!

***
Lisianna Riven
Сергей Федоров-Мистик Надеюсь, что все "молодые поклонники Олеси, которые прыгали  из-за нее в окна" ,  живы-здоровы? Прыгали с улицы в дом, надеюсь, а не наоборот?
Сергей, и  правильно ли это- брать на себя кармическую ответственность за три  дома, сгоревших по Вашей, как Вы считаете, вине ? Высшие силы мстят за Вас? Или это Ваши силы ?  И не   от лукавого ли это ? Жутковато прям. Не вяжутся как-то эти откровения в контексте упоминания светлой, ангелоподобной ., воцерквленной Олеси.. Как конь и трепетная лань-ну, никак-  уж извините..Хотя., с другой стороны..Вспоминаю один ее  рассказ, написанный с присущим только  Олесе  тонким юмором,  в конце которого -фраза о том,  что "нельзя обижать жену священника"..Может, , это высшие силы  таки встают на Вашу защиту, отбивая у  недругов  охоту обижать ?)
Успехов Вам, Сергей, на презентации !

С.Ф.
Lisianna Riven  Меня поразили слова двоюродной сёстры , сказавшей, - "Я заметила, что те люди, которые нас обижают, через год умирают''
У меня оказалось четыре эпизода, вплоть до архимандрита, выбрасывающегося из окна покоев митрополита, когда на монастырь совершили нападение бандиты оборотни.  До этого, моя матушка очень огорчилась за него, когда он изгнал меня из монастыря.
В своих воспоминаниях о Литературном институте Олеся пишет о прыгающих из окон и вешающихся ( слава Богу не из-за неё), студентах, поддерживающих ''традиции'' Есенина, Маяковского, Цветаевой. Не случайно учащихся в Литературном институте, подражавших корифеям.

Вообще, об архимандрите, накануне, после череды изгнаний из монастыря, другой монах сказал, что если так пойдёт и дальше, местное население с вилами пойдёт на монастырь.

Один из пожаров, произошёл после того, как хозяин усадьбы как икону, в центре гостиной повесил африканскую маску черта, жуткую по силе, заложенной в ней. Я предупреждал, что усадьба может сгореть. У владельцев усадьбы, чуть не погиб ребёнок, сломав позвоночник, развалилась семья.  Я  об этом пишу в очерке ''Квартира и книга''
А у Олеси есть эпизод, когда ''студент'' вешался по любви, но оборвалась веревка, и он сломал себе зубы, и потом много денег потратил на новые. Или ''студент'' прыгал по любви из окна, остался жив, переломал руки и ноги. Много позже в ''мирное'' время пришёл домой, поужинал, посмотрел телевизор и помер.
О себе я могу сказать, что я очень пострадал, от увлечения, по неведению, моей матушкой контактами с потусторонним миром.
А Промысл Божий может использовать и грех человека, как бич.
Я пишу о том, как иконный вор, увидев, что древнюю икону используют, как крышку в туалете, пришёл в неистовство и развалил внутри весь дом. Потом попал на ''химию'' за кражи.
Все это у меня есть на Проза.ру
http://www.proza.ru/avtor/mgts154027mgts

Благодарю Вас за добрые пожелания.

Lisianna Riven
Сергей Федоров-Мис Очень надеюсь, что я Вас ничем не обидела.

С.Ф.
Не бойтесь.

***

Отзывы на творения Олеси Николаевой l - XXXl
http://www.proza.ru/avtor/mgts154027mgts&book=63#63


Рецензии