Помощь родине

               
               
 
   Благодаря усилиям моей соседки Лидии Митрофановны и её сына, около нашего дома была разбита красивая и ухоженная клумба. Мы, соседи, ино-гда  тоже вносили свой вклад:  семенами,  прополкой,  помогали поливать. При виде буйного цветения, заметно поднималось настроение!
   В начале осени, выходя из своего дома, я услышала возмущённый голос Лидии Митрофановны:
 ; Ну, надо же! Все железные столбики вытащили, которые мой сын вкопал да проволокой обтянул, чтобы клумбу огородить!
   На глазах женщины появились слёзы, а голос  задрожал. Как могла, я стала успокаивать соседку.
 ; Вот! Смотри, смотри! ; указывала она на цветник.
    Моему взору предстали пустые ямки, где когда-то торчали нарезанные из труб и покрашенные голубой краской железные столбики с проволокой в несколько рядов. Крайние цветы помяты, а некоторые втоптаны в землю.  Я внимательно рассмотрела следы, судя по вмятинам, небольшого размера с резной подошвой и невысоким широким каблуком. Обойдя вокруг клумбы, увидела и другие следы, по всей вероятности, от кроссовок.  «Подростки лет двенадцати-четырнадцати», ; мысленно предположила я.
 ; Ни стыда, ни совести у людей нет! Любое железо за деньги сдадут! ; со-чувствовали Лидии Митрофановне и другие жильцы нашего дома.
   Постояв ещё немного, я пошла в магазин, вспоминая свои школьные годы, которые пришлись на конец шестидесятых, ;  начала семидесятых годов прошлого столетия, когда никому бы и в голову не пришло обогащаться за счёт металлолома, да ещё и чужого!
   Помню, в конце апреля на школьной линейке объявили нам о сборе ме-таллолома. Мы четвероклассники, уже не раз собирали металлолом, кото-рый, как объяснили нам учителя, был необходим нашей Родине для перера-ботки металла. А из металла можно сделать всё что угодно, начиная от посу-ды и заканчивая военной техникой. Даже для выпуска космических кораб-лей, запусками которых все так гордились, тоже нужен был металл. Поэтому мы, школьники, со всей ответственностью относились к сбору металлолома и макулатуры, которая тоже шла на переработку сырья. Классы нашей сель-ской школы соревновались между собой.
   На линейке нам пояснили, что металлолом нужно приносить к школьному двору, а там его будут принимать и взвешивать на больших весах. Кто боль-ше принесёт, того ждёт награда. Кто же откажется быть в числе победителей!
   С уроков нас отпустили пораньше, чтобы  успели дома пообедать и пере-одеться. Договорились с одноклассниками встретиться у школы часов в пят-надцать. В конце апреля до наступления темноты было ещё много светлого времени, поэтому часа три мы вполне могли искать металлом. Впереди у нас был выходной и уроки учить не надо.
   Пообедав и переодевшись, я уже хотела было идти в школу, а по пути по-искать какие-нибудь ненужные железки, но мама попросила меня сходить за телёнком, который пасся недалеко от дома около старого заброшенного яблоневого сада. Времени было ещё достаточно, чтобы выполнить мамино поручение.  Буянчик, и ещё два соседских телёнка, паслись, привязанные ве-рёвками за колышки. Залюбовавшись цветением яблонь, возвышавшихся на пригорке, я невольно прошла мимо телят и подошла ближе к деревьям. От белых цветов исходил приятный нежный аромат. Внимательно приглядев-шись к цветку яблони, обнаружила пять закруглённых лепестков и множе-ство торчащих желтоватых тычинок в середине. Несколько цветочков обра-зовывали соцветия. Зелёные листья едва проглядывали из-за белых цветов. Дальше стояли яблони с бело-розовыми цветами. Я прошла вглубь сада, чтобы подойти поближе к этим яблоням и полюбоваться бело-розовым соцветием, вдохнуть их нежный аромат, но вдруг… между деревьями моему взору предстала большая железная кровать с панцирной сеткой, стоявшая на зелёной травке, как на ковре. Остановившись, от изумления я воскликнула: «Вот это находка! Это сколько же килограммов метала в ней! Да наш класс чемпионом будет»!
   Вернувшись к телёнку, отвязала верёвку от колышка и быстрее погнала его домой. Передав Буянчика маме, бегом побежала к школе. Несколько  моих одноклассников уже стояли неподалёку от весов с какими-то консервными баночками и небольшими железками в руках. Еле сдерживая себя, решила им пока ничего не говорить, а подождать, когда подойдут ещё наши ребята. Когда подошли трое мальчиков, я позвала одноклассников к себе, и, отведя их в сторону, чтобы никто не услышал, рассказала о своей находке. Глаза у многих загорелись, но Наташа Силина высказала сомнение о том, что может быть эту кровать брать нельзя? Вдруг она чья-нибудь?
 ; Нет! ; уверенно возразила я, ; сейчас многие покупают современные кро-вати, а старые железные выбрасывают. Вот и эту кровать, наверное, кто-то выбросил, а мы её принесём и займём первое место по сбору металлолома!
 ; Ну, раз так, то пошли, ; согласился Петя Гусев.
 ; Давайте с вами разделимся по два-три человека и пойдём в разные сторо-ны, ; предложила я, ; а в старом саду встретимся.
 ; Зачем? ; спросил Максим Петров.
 ; Затем, чтобы никто не понял, что мы идём целенаправленно за чем-то тя-жёлым. Тогда и другие ребята за нами пойдут.
 ; А! Это верно, ; согласились со мной одноклассники.
  ; Так что будем соблюдать конспирацию.
   Мы разбрелись в разные стороны, а в старом саду все встретились. У мно-гих дух захватило от цветения яблонь, когда я проводила ребят к месту находки, но увидев большую железную кровать, все переключили своё вни-мание на неё.
 ;Эх, сколько металла! ; одобрительно воскликнул Сергей Морозов.
 ; Тяжёлая! ; приподняв кровать с одной стороны, ; подтвердил Максим ; самый большой из нас.
 ; Вот-вот, ; говорю, ; только бы дотащить!
 ; Дотащим, нас много, ; заверил Женька Усов ; самый маленький и худень-кий из наших мальчиков.
   Нас было девять человек ; пять мальчиков и четыре девочки.
 ; Давайте сделаем так, ; предложила я, ; двое мальчишек возьмут с боков спинку кровати спереди, двое, также, сзади, а остальные ; за середину кро-вати.
   Так и сделали. Пройдя несколько метров от сада, остановились передох-нуть. Женька залез на сетку  и попрыгал. Пружины железной сетки кровати выталкивали Женьку вверх, и он радостно ухал, размахивая руками. Осталь-ным тоже захотелось попрыгать. Когда все по очереди попрыгали на сетке, испытав истинное удовольствие, я напомнила ребятам, что надо тащить кро-вать дальше. До школы было ещё далековато и мы, меняясь местами, с не-большими остановками, продолжали нести свою нелёгкую ношу, решив, что потом попрыгаем ещё.
   Когда стали подходить к школьному двору, нас увидели другие ребята. Не-сколько человек из старших классов с удивлёнными возгласами побежали нам на помощь.
 ; Вот это да! Сейчас мы вам поможем! ; кричали они.
 ; Нет! Донесём сами! ; дружно заорали мы в ответ, ; тут уже немного оста-лось!
 ; Ну, как хотите! ; обиженно и разочарованно раздалось сразу несколько голосов.
 ; Вот и тащите сами!
   Дотащив кровать до весов, и поставив её на землю, мы с облегчением вздохнули.
 ; Где же вы такую кровать нашли? ; с завистью спросила нас Валя из вось-мого класса.
 ; Где нашли, теперь уж нету! ; с гордостью ответила наша одноклассница Иринка Ромашкина, тащившая с нами кровать.
 ; Вот, Зинаида Петровна, взвести наш металлолом, пожалуйста, ; попросили мы завхоза школы, но она, махнув рукой, сказала:
 ; И так ясно, что вы больше всех принесли. Ставьте кровать к забору.
 ; Вы, четвероклассники, план перевыполнили. Молодцы! ; похвалила нас учительница по математике Лариса Васильевна.
   Что-то мы так устали, что никому из нас не захотелось прыгать на кровати. Поблагодарив участников сбора металлолома, взрослые всех отпустили. С чувством преисполненного долга, уставшие и довольные, разошлись мы по своим домам.
   После воскресного выходного, в школе с утра только и говорили о том, как нам крупно повезло. К концу второго урока Максим Петров, с тоской смот-ревший в окно, где светило тёплое апрельское солнышко, зеленела травка и летали вольные птички, вдруг сообщил нам о том, что к школьному двору, около  которого лежала куча металлолома и стояла наша кровать, прибли-жается сердитая баба Маша Уклейкина и грозит кому-то своей палкой. Сер-дечко моё «ёкнуло» и я почувствовала что-то неладное.  Вытянув шеи, мы с любопытством посмотрели в окно, а некоторые даже привстали.  Строгий голос учительницы призвавшей всех к порядку и вниманию на уроке, вынудил нас чинно сложить руки на парты и внимать словам Галины Антоновны о правилах правописания прилагательных. Все мои мысли были о бабе Маше, и поэтому я не сразу поняла, что Галина Антоновна     обращается именно ко мне с вопросом: «Какая?». Глядя на учительницу, я машинально повторила её вопрос с собственным   продолжением мысли:
 ; Какая нужда привела бабу Машу к школе…?
 ; Что?! ; прервал мою озвученную мысль удивлённый голос Галины Анто-новны, но я не успела что-либо ответить, потому что раздался спасительный, весёлый и заливистый звонок, которому мы очень обрадовались, но вскоре приуныли, потому что в класс вошёл директор школы Матвей Иванович, а за ним семенила, опираясь на палку, баба Маша. Мне почему-то сразу стало тревожно.  Все встали, приветствуя пришедших, а когда  сели за парты, ди-ректор строго спросил:
 ; Чья была инициатива принести на сдачу металлолома кровать?    
 ; Моя, ; став из-за парты, сразу же призналась я,  чтобы не подводить своих одноклассников.
 ; Где нашла кровать? ; ещё строже спросил Матвей Иванович.
   Втянув голову в плечи, ответила:
 ; В старом саду. Кровать стояла между деревьями. Я подумала, что её вы-бросили и она теперь ничейная.
   В ходе нашей беседы выяснилось, что, оказывается, у кровати есть хозяин ; дед Митя Уклейкин! Как пояснила нам баба Маша, его жена, Дмитрий Ан-дреевич утром выгоняет овец на выпас из кошары, что за старым садом, а когда пригоняет в обед на водопой к реке, протекающей мимо сада, то ложится на эту кровать отдохнуть, вытянув больную, раненую когда-то на войне, ногу. Купив новый раскладной диван, сыновья принесли эту старую кровать в сад. Вчера они с дедом уезжали в районный  центр к родственникам, а когда приехали утром на автобусе, узнали о пропаже. Стали искать. Односельчанин, видевший, как ученики тащили кровать к школе, сказал об этом бабе Маше, пояснив свою догадку о сдаче железа в металлолом, поэтому и пришла хозяйка вызволять  своё утраченное имущество.
 ; А ты вон, какая глазастая да шустрая оказалась! Быстро кровать в саду разглядела, ; обратилась ко мне баба Маша.
   Я сначала смутилась, а потом, напряжённым усилием мысли вспомнив от-чество бабы Маши, сказала:
 ; Простите меня, пожалуйста, Мария Трофимовна. Не знала я, что это Ваша кровать, потому и принесли мы её в металлолом, чтобы Родине помочь.   
   Заметив, что взрослые переглянулись, продолжила:
 ; После уроков мы с ребятами отнесём кровать на место.
   Кто-то из одноклассников тяжело вздохнул. Все напряжённо слушали наш диалог.
 ; Нет уж,; возразил директор, ; я старшеклассников попрошу отнести кро-вать.
   Баба Маша потопталась, немного подумала, поджав губы, а потом сказала:
 ; Да ладно уже! Пусть остаётся моя кровать в металлоломе… раз для Родины нужно, а я деду старую раскладушку дам.
 ; Спасибо, Мария Трофимовна! ; обрадовались мы. Ребята облегчённо вздохнули, и радостный шёпот пробежал по классу. Как будто и с моей души камень упал! В порыве радости подбежала я к бабе Маше и обняла её. Лицо Марии Трофимовны расплылось в улыбке. Частые морщинки собрались во-круг глаз. Я вернулась за свою парту, а баба Маша, промокнув платочком глаза, по-доброму нас предупредила:
 ; Только вы уж, ребятки, смотрите, раскладушку-то не уволоките!
 ; Если бы знали про кровать, не принесли бы её в металлолом, ; ответство-вала я.
   Все вышли из класса проводить бабу Машу. Она, опираясь на палку, подо-шла к своей кровати, постояла немного, погладила панцирную сетку, на ко-торой мы весело прыгали, и пошла домой, помахав на прощание нам рукой. И мы радостно помахали ей в ответ. Помахали Марии Трофимовне и Матвей Иванович с Галиной Антоновной, стоявшие рядом с нами в школьном дворе.
   Наш четвёртый класс занял первое место по сбору металлолома и был награждён Грамотой, которую на линейке торжественно вручил мне дирек-тор школы Матвей Иванович, поблагодарив также всех учащихся. Потом нашу Грамоту поместили на общем школьном стенде, а металлолом, с кро-ватью вместе, увезли на большом грузовике.
 
                Ноябрь-декабрь 2017.
               



   


Рецензии