57. Когда-нибудь мы непременно умрем
Почему факт смерти телесной так огорчает нас?
Как будто мы видим от жизни что-то такое, с чем было бы жаль расстаться? Сколько себя помню - старательно заставляла себя жить, с того самого времени, как научилась говорить и читать: в книжке написано, что должно быть вот так-то и вот так-то, и именно это - дает радость и счастье, именно когда "так-то и вот так-то". И в другой книжке тоже есть эталон-рецепт счастья и радости. И в сотой и тысячной. И чем больше читаешь, тем старательнее ищешь в жизни именно это: "так-то и вот так-то", но это же так трудно! И временами даже больно, и очень больно, и в итоге, когда получается именно что "так-то", то как-то радоваться уже и не остается сил. И, собственно, дальше жить тоже, потому что - блин! Если "так-то 1" далось с таким трудом, то сколько же придется пахать на "так-то 2", "так-то 10", так-то 1000"?
Страдания. Скорби. И - через силу: радоваться! Бог велел радоваться! И это - здоровый человек, а что говорить о тех, кто лишен Богом даже возможности потрудиться для "так-то"? Где брать радость жизни? Я имею в виду, конечно, радость реальную, а не иллюзорную: доказано, что достаточно посмотреть фильм, в котором показано "так-то", чтобы в мозгу отобразился крыжик "достигнуто", и вот как раз в этом случае радость получается полной: "так-то 1000000" обретено, но ценой "мягкой посадки на диване перед теликом".
Так почему же факт телесной смерти так огорчает нас?
Давно думаю о том, что же именно мы будем делать в вечности. Из агиографии поняла одно: кто что научился-привык делать при жизни, тот то и будет делать после смерти, и Господь подает для этого все необходимые ресурсы, например, Сергию Радонежскому несколько раз (по наблюдениям живущих) подавал его собственное тело, чтобы он мог "сходить туда-то и сделать то-то". При том, что, вроде как, мощи его почивают в Троице-Сергиевой Лавре, и никто их в розыск, как похищенные, не объявлял.
Некоторым святым после успения Господь подавал "коллективные прогулки" - пешком, на конях, на кораблях. Некоторым - даже баталии. Кто-то просто "спокойно спит", и достаточно немного потревожить его сон просьбой, и он как-то - раз! - и исполняет ее (ну, Господь исполняет. Через святого. Как-то. Очевидно, и при жизни много "успешно молился").
Что будет с нами?
С мирскими?
Которым помолиться на ночь (за себя!) и то - подвиг великий (с себя пишу. Ленюсь молиться на ночь. С утра - нормально, "чтобы проснуться", а на ночь - максимум "Отче наш" и "Богородица, Дево, радуйся")?
Единственное, что приходит на ум, это вот такая схемка, рожденная Великим Постом: мы, мирские, очень крепко связаны с миром. С духами мирскими, с духами злобы поднебесной, потому что наша связь с миром лежит через инстинкты, и хотим мы того или нет, но мы - жрем друг друга ради того, чтобы выжить. Иначе не было бы необходимости регулировать наши жизни законодательством, врученным государству.
Выглядит это примерно так: про страновую конкуренцию мало кто не знает, она началась, наверное, с разделения языков по разрушении Вавилонской башни: как только есть понятие "нация", так тут же рождается и понятие "интересы нации", а логически это имеет смысл только в противопоставлении: что одной нации хорошо - другой смерть. Китай и русские просторы, да?
Про корпоративную конкуренцию тоже мало кто не знает: безусловно, нефтеперерабатывающий завод не является конкурентом АЗС, но между собой они вынуждены делить деньги таким образом, чтобы потоки распределялись согласно правилу "выживает сильнейший".
Внутрисемейная конкуренция начинается с рождением первого ребенка, и балансирует на грани: "как бы так жизнь прожить, чтобы и не убить никого, и чтобы чада выросли человеками, и самому чтобы не оскотиниться при этом?".
Если проще:
- маммона дергает за ниточки инстинктов выживания и размножения;
- гордыня направляет сего puppet-а в русло социальной адекватности;
- а человек при этом старается улыбаться. Не кусаясь. Потому что - поди-ка, коли твою гордыню чуть что маммона норовит утопить в сортире "устроиться по ночам разгружать вагоны с углем", а въевшаяся под кожу угольная пыль пачкает белый воротничок днем, заставляя окружающих сочувственно кивать головой: "А ты так и не стал нобелевским лауреатом? Ц-ц-ц... А такие надежды подавал...".
Благо нам, что есть постные дни, и даже целые постные месяцы, когда на законном основании можно заставить гордыню вывернуть наизнанку маммону: "А я, например, пощусь! И экономлю в пост сто-о-о-олько!", то есть, когда жизненный мизер является не принудительным (унизительное состояние нищеты), а - добровольным ("Да-с! Пощусь! Хлеб, вода! А - попробуйте-ка? Что, а? А-а-а! То-то!").
Это очень далеко от мироощущения человека, постящегося "по-монастырски", то есть, либо "совсем монаха", либо человека, вообще не испытывающего проблем с маммоной. Там что-то другое должно быть, какие-то иные внутренние ощущения, но я пишу про среднюю статистику, когда деньги-таки влияют на внутреннее состояние комфорта. И когда качество пищи - влияет на внутреннее состояние комфорта. В этом случае получается интересно: притормаживая собой, своим таким привычным к разного рода "вкусняшкам" телом, страсти (не давая злорадствовать тем, кто ждет нашего унижения. Не давая злорадствовать - смирением с Богом: "Он велел поститься - я пощусь! Остальное пофигу!") мы как бы "ловим их, страсти, в себя и - умерщвляем".
Мизер, мизерный мизер если привыкнуть смотреть только на себя и за собой. Если представить - сколько людей одновременно постится в Великий Пост, то картина будет более масштабной: это как Гольфстрим, на полтора месяца скованный льдом. Или - Ниагарский водопад, замерзший вдруг. "Стоп-зло", включенное частью человечества на определенный промежуток времени.
Зачем это надо - могу только догадываться: Господь так управляет миром. Предположим, Россия отпостилась, образовав вакуум размером "сто миллионов душ помноженное на полтора месяца", а Господь взял, да и поместил в этот вакуум каких-нибудь американских ученых, изобретающих лекарство от СПИДА, и они - раз! - и озарение! Просветление! Таблица Менделеева! Сами - не постились, не молились, вообще Бога, может, и знать не хотят, но - Богу надо! Срочно! Лекарство от СПИДа! И Он берет от России накопленное нами за великий пост "устранение от жизни" и конденсирует до степени "эврика!".
Сложно объяснять то, что является по сути плодом писательских фантазий, забазированных на изучении жития святых: был, например, такой случай - по молитве святого как-то раз Господь погасил пожар целого города, а когда через несколько столетий враги решились потревожить его мощи - страшное пламя вырвалось из раки и пожрало врагов. Аккумулятор, средство перемещения катаклизмов по линии времени - фантасты просто так ничего не изобретают, они "плагиатят Господа". Нам на радость. Однако...
Однако - к теме: пост - это накапливание энергии сознательного отторжения от инстинктов. Молитва - это сознательное направление этой энергии к Троице (а не к Вицли-пуцли, из дерева вырезанному), и пара "пост-молитва" является точкой присоединения Бога Живого к духам злобы, с которыми мы спаяны намертво самим образом жизни. Когда мы умираем - мироздание продолжает идти своим путем. Это означает, что все наши связи с маммоной, гордыней, блудом, злобой, раздражением - остаются. Из них только "выпадает" наше тело. Душа как была к ним привязана, так и остается привязанной - через плоть, то есть: наследственные права, авторские права, дети, внуки, коллеги по работе - когда еще это все канет в Лету? Не так давно писала про своих предков-помещиков: они, безусловно, в гробах. Где-то похоронены. И они, безусловно, когда-то жили, коли уж есть такое тело, как "Ольга Кузнечик", оно ж не из-под куста выползло, равно как "не оттудова же" и тела тех, кто непосредственно родил это тело.
И сам факт того, что я жива - уже и есть связь по плоти с огромным количеством давно забытых людей. Я их не знаю, но я - именно их связь с миром живых, в том числе и с нечистыми духами, в которых пребываю.
Коротко: тело - да, выбывает из Небесной войны "смирить гордыню маммоной, вывернуть маммону наизнанку гордыней, впрячь блуд в смирение с необходимостью уступать другим дорогу", но душа как была в ней - так и остается через плотские связи. У монашествующих, чьи плотские связи рвутся самим "образом смерти еще при жизни", связи с Небесной войной проходят "по верху", через Господа, через полное отречение от своей воли - они и при жизни имеют одно оружие: любовь к людям и веру в милосердие Бога, этим оружием они улавливают гордыню, уничтожают блуд, и низводят в ничто власть денег (есть что-то более сильное, более интересное и привлекательное).
Нас, мирских, по смерти ожидает нечто, что принято называть "воздушными мытарствами": плоть дергает душу туда, куда она привыкла "дергаться" при жизни. Классический пример: алкоголик, привыкший обретать покой в спиртном. Через тело и ЦэДваАшПятьОАш. А затем - похмеляться, чтобы балансировать гнев Божий (тошноту и головную боль) опять же химией, убиваясь в телесность.
Таким объясняют, что смерть будет сплошным похмельем, где просто нет возможности
всунуть между гневом Божиим и человеком ничего физического, типа пивасика.
Чревоугодников ждет не менее печальная участь: душа привыкла к эндорфинам, она намертво связана с телом, она не умеет радоваться чему-то другому, "воздушному", типа пения соловьев, и - куда совать котлеты? Наши просвещенные предки имели обычаи приносить на кладбища еду, и, коли уж есть с покойником связь по плоти, то и подавать ему такое вот "языческое" приношение: покушать рядом, поплакать, глядишь, душа и упокоится.
Души тех, кто при жизни привык "упокаиваться" запахом ладана и пением певчих, будут ждать церковного поминовения, и благо тем, кто похоронен на кладбищах с действующими церквями.
А нас, современных, ждет странное: душу нашу будут по утрам истяжать звуком будильника и потугом: "Арбайтен! Арбайтен! Шнель-шнель!", в обеденный перерыв - "второй сигнальной", подавая воспоминания о курицах гриль, красном вине и сыре (отличный образ подал Р.Л.Стивенсон в "Острове сокровищ": "А нету ли у вас кусочка сыру?!"), а по ночам будут являться призраки родственников, спрашивающих что-то очень им важное и нужное, а - у нас не будет под руками мобильника, чтобы послать смс-ку с ценными указаниями, и они будут плакать, и рыдать: "Ну, отве-е-еть! Что же мне дела-а-ать?!".
А мы, современные, будем просто лежать в гробу и терпеть вот эти наваждения. Не имея возможности реализовать все то, что привыкли делать в жизни. И собственным, лежащим в гробу, телом, будем тормозить - маммону, чревоугодие, блуд, злобу, гордыню.
И благо тому, кто в пост приучает себя именно к таким перспективам. По крайней мере, по средам, пятницам и привычным "долгосрочным" постам мы не будем особо страдать, поскольку - ну, привыкли, что весной "Да-с! пощусь! Хлеб и вода!".
Свидетельство о публикации №218032401699