О пользе бокса

В детстве Саша был то, что сейчас называют «ботаником», - высоким худощавым мальчиком. Он был круглым отличником, и некоторые мальчики из плохих семей его недоблюбливали. В младших классах у Саши было несколько друзей — таких же «ботаников». Гриша К. жил рядом с Сашей, на соседней, Колпинской улице, точнее, в доме, стоящем на углу Колпинской улицы и Колпинского переулка. В районе, где жил Саша, почти все улицы были названы именами городов Ленинградской области и Северо-Запада — Колпинская, Ораниенбаумская, Гатчинская, Пудожская, Петрозаводская, Лодейнопольская, Красносельская, Лахтинская. Гриша К. жил на Колпинской. Еще один друг детства Саши Миша С. жил напротив школы, через дорогу, на углу Зелейной улицы и Гесслеровского проспекта. Гриша К. был слабым, болезненным мальчиком. Его родители переехали, когда он был в третьем или в четвёртом классе, и Саша больше с ним никогда не встречался. Миша С. тоже был отличником, как и Саша. Он был худощавым, невысоким, подтянутым, аккуратным мальчиком, очень весёлым. Мама Миши С. работала в школьном буфете и знала всех его одноклассников. Саша несколько раз был в гостях у Миши С.

Сашина школа была в самом центре Ждановского района. Вокруг была рабочая окраина Города. Дети в Сашином классе в основном были из простых семей. Компания хулиганов, пытавшаяся верховодить в Сашином классе, Сашу недолюбливала. Саша был слишком умным, и это детям не нравилось. В последних классах средней школы кто-то из этой компании узнал, что Саша — еврей, и эти мальчики невзлюбили Сашу ещё больше.

В этой компании хулиганов выделялось три человека. Андрей Ш. - невысокий, но очень крепкий парень с железными бицепсами, очень умный, хитрый и осторожный третировал Сашу с четвёртого класса. Ему активно помогали два других, немного туповатых парня — высокий Саша М. и низенький Олег Л. Эти трое постоянно приставали к  Саше, обзывались, вызывали на драку. К ним часто присоединялись ещё двое — второгодник Коля Ш., здоровый типично дворовый парень, и Сашин сосед по улице Дима И., интеллигентный и умный, но злобный и подлый мальчик, ненавидевший Сашу за первенство по всем предметам.

Драки между Сашей и этими мальчиками происходили постоянно, причём не один на один, а один против двоих или против троих. В четвёртом классе за Сашу пытался заступаться Миша С., но он сам был довольно слабым мальчиком. Однажды после одной из таких драк Миша С. не пришёл в школу. Он попал в больницу. Саша ходил его навестить. Саша принёс что-то, типа яблок. В больнице было гнетуще.

Потом Саша где-то услышал, что Миша С. не заболел, а попал в больницу из-за того, что кто-то стукнул его по печени. Саша был уверен, что это произошло во время последней драки, и сделал это кто-то из этих хулиганов. Саша не знал, что делать.

Он хотел что-то сделать, но не знал, что. Он даже думал о том, чтобы пройти в милицию, но он просто боялся. Саша был очень "домашним" ребенком, и одна мысль о том, что надо куда-то идти в новое, незнакомое место, очень его пугала.
Тем более, в милицию. Саша думал, как отомстить обидчикам, но так ничего и не придумал.

Драки продолжались. Саша остался один против всей этой компании. Он даже думал о том, чтобы перевестись в другую школу, но тут возникла проблема. С четвертого класса Саша учил в школе немецкий язык. Родители Саши хотели, чтобы Саша научился говорить и понимать идиш - язык его предков. Никаких курсов и школ по изучению идиша ни в Городе, ни в Стране не было, но можно было выучить немецкий язык, чтобы потом выучить идиш. В результате в школе Саша учил немецкий язык, в институте и потом на работе - английский, и оба этих языка без практики он знал не очень хорошо, хотя тексты на обоих языках читал вполне свободно. Но это уже совсем другая история.

Школу сменить не удалось, драки, оскорбления и провокации продолжались. У хулиганов было еще одно преимущество - они были старше. Саша пошел в школу в возрасте 6 лет и 11 месяцев, - он родился в конце сентября. Саша очень рано научился читать и писать, и терять один год в детском саду ни Саша, ни его родители не хотели. В классе Саша был самым молодым учеником, некоторые мальчики были старше его почти на год. Второгодник Коля Ш. был старше Саши почти на два года.

Надо было что-то делать. Саша решил начать заниматься спортом, причем не просто спортом, а боксом и борьбой. В школе учитель физкультуры вел занятия по баскетболу и по волейболу, которые проходили после уроков. Саша оставался на них. он был вынужден играть в одной команде с хулиганами. Играл он  хорошо. Саша был почти самым высоким в классе. Выяснилось, что у Саши неплохая координация движений. Не хватало только силы, нужно было просто "качаться". Саша купил гантели и "качался" дома. Начали появляться мускулы.

Хулиганы начали немного уважать Сашу - за баскетбол и за волейбол. Но в целом ситуация продолжала оставаться достаточно противной - оскорбления, провокации и драки продолжались.

Сашин папа собрал большую библиотеку, занимавшую дома несколько шкафов. Две больших полки среди нее занимали книги по спорту. Саша нашел среди них учебник по самбо, автобиографическую книгу выдающегося борца Александра Медведя и книгу знаменитого боксера Альгирдаса Шоцикаса, который достаточно поздно начал заниматься боксом, но уже буквально через несколько лет стал чемпионом СССР, победив в нескольких поединках абсолютного чемпиона СССР по боксу Николая Королева. В самоучителе самбо было много рисунков про приемы этого вида борьбы, в книгах Медведя и Шоцикаса подробно рассказывалось о психологическом упорстве, необходимом для победы над соперником, о приемах борьбы и о технике ударов в боксе. В книгах были иллюстрации и фотографии. И Саша начал заниматься дома у зеркала борьбой и боксом — как умел. Утром он делал зарядку с гантелями, днём, после школы, пока родители были на работе — отрабатывал приёмы борьбы и бокса перед зеркалом. Из всех ударов в боксе ему очень понравился свинг — длинный завершающий удар от бедра, немного похожий на движение толкателя ядра, удар с разворотом, удар, в который вкладывается весь вес тела, удар, в котором участвуют ноги, которые гораздо сильнее рук. Саша самозабвенно махал кулаками перед зеркалом, и в конце каждой комбинации был свинг — с разворота, даже с полного разворота, спиной к сопернику. На Сашу хулиганы иногда нападали сзади, и свинг с полного разворота казался Саше хорошим ударом.

Драки в школе продолжались, но хулиганы уже почти ничего не могли сделать с Сашей. Саша в начале драки прижимался спиной к стенке, используя её как опору, и боролся без ударов. Со стороны это выглядело как безобидное пихание. Саша старался завязать руки соперникам, когда их было двое — сводить их рядом, вместе, и тогда борьба оказывалась достаточно эффективной. Хулиганы поняли Сашину тактику прижиматься к стене, но ничего сделать или придумать не могли. Они пытались застать Сашу врасплох в середине коридора или рекреационного зала, но Саша на переменах старался держаться ближе к спасительной стенке.

Однажды они почти перед началом урока поймали Сашу в середине зала. Двое — Андрей Ш. И Саша (Алик) М. напали на Сашу спереди. Без ударов, только борьба. Внезапно Саша почувствовал сильный удар сзади. Сзади — слева сбоку он краем глаза увидел третьего — Олега Л. Руки у Саши на секунду оказались свободными, и Саша ударил с разворота. Это был тот самый свинг с полного разворота, спиной, который Саша долго репетировал перед зеркалом. Удар оказался крайне точным и сильным. Он пришёлся чуть повыше скулы. Олег Л. не удержался на ногах, упал на спину и то, что называется, «вырубился». Говоря языком бокса, это был нокаут. Хулиганы, поражённые увиденным, бросились к Олегу. Он не мог встать, они подняли его за руки и потащили на полусогнутых ногах в мужской туалет. Саша пошёл в класс. Учительница математики, которая была также классной руководительницей, войдя в класс, застала странную картину — лучший ученик, победитель районных и призёр городских олимпиад по математике сидит на своей второй парте весь красный и взъерошенный, а три самых плохих ученика вообще отсутствуют, хотя Галина Михайловна их видела на перемене буквально несколько минут назад. Она вышла из класса (потом Саше рассказали, что она попросила учителя физкультуры зайти в мужской туалет и выяснить, что произошло). Через несколько минут она вернулась, а в середине урока в класс зашли двое — Андрей Ш. и Саша М. Олег так в класс и не пришёл. Он не пришёл в школу и на следующий день. Только через день он всё-таки пришёл в школу с огромным «фингалом» под левым глазом. На Сашу он старался не смотреть. Всю неделю девочки класса, видевшие всё, что произошло на перемене,  глядели на Сашу восхищёнными глазами.

После этой стычки хулиганы еще несколько раз пытались Сашу задевать, но на борьбу он отвечал борьбой, не давая противникам никаких шансов, а на удары он отвечал очень жёсткими ударами. Пару раз ему доставалось, но соперникам доставалось ещё больше — Саша всё-таки был высоким (около метра и 85 сантиметров) и тяжёлым (весом около 85 килограмм) мальчиком. Когда борьба сменялась боксом, когда начинался обмен ударами, Саша старался бить максимально сильно, тяжело и жестоко — в уязвимые места, причём пытался поразить одного из соперников максимально сильно, чтобы его полностью «вырубить». Ещё несколько раз ему это удавалось, причём побеждёнными оказывались Саша М. и Дима И. Самый сильный и злобный из хулиганов Андрей Ш. всегда прятался за спинами своих подельников. Саше М. и Диме И. досталось очень сильно. Саша М. тоже оказался на полу после прямого удара в челюсть, Дима И. был свален подножкой, причём он рухнул на пол со всего своего высокого роста. Это происходило в драках один против трёх, после чего драки прекращались. Саше тоже пару раз доставалось, но без фингалов — он старался защищать голову и поясницу. В конце концов хулиганы поняли, что с Сашей им уже не справится, и начали потихоньку прекращать свои приставания. Они ещё обстреливали Сашу снежками зимой при выходе из школы, они ещё делали ему подлости. Но Саша уже их не боялся.

В седьмом классе в их класс пришёл новенький — Кирилл Н., он сел за Сашину парту, и последние два года в школе у Саши почти не было проблем. Кирилл Н. был очень открытым, цельным и сильным человеком. После школы он стал полярником и побывал в составе одной из арктических экспедиций на дрейфующей станции «СП-28».


Рецензии