Голос

Голос у Нади разный. Он мог быть звенящим во время пионерских выступлений на сцене.
Если в классе читала стихи, то так выразительно, что все слушали с удовольствием "Белеет
парус одинокий..." В кукольном театре изменяла голос в зависимости от роли. Только ей
это не нравилось - давали роль и исполняй, а Надя хотела бы сама выбирать роль и настраи-
ваться на представление. Она не претендовала на принцесс, нет, ей просто хотелось самой
примериться к персонажу и "прочувствовать" его, пусть это будет хоть кто.

Надя любила театр. Пробовала ходить туда  с подружками или с молодыми людьми, но они
шли развлечься и могли болтать при этом или, в антракте, рассуждать о товарах в буфете.
 Надя же шла в театр как на встречу с прекрасным и не хотела расплескать свое состояние
души на досужие разговоры. Поэтому, хотя и принято ходить в театр парами, она без спутни-
ка чувствовала себя лучше. Еще с покупки билета на премьеру она жила предвкушением прек-
расного, а в день спектакля, поднимаясь на высокое крыльцо по широкой театральной лест-
нице с красивыми коваными перилами, у Нади сразу создавалось замечательное настроение.

Спектакли начинались в восемь вечера, а рабочий день до шести. Не было смысла ехать
домой и Надя задерживалась на работе, откуда до театра было не более получаса ходьбы.
Ей нравились эти вечера, когда все огни в офисном здании погашены, а документы на ее
столе освещены приятным желтым кругом от настольной лампы. Нравилось уходить из
здания позже всех, шагать по темному гулкому коридору и, спустившись вниз, отдавать ключи
от кабинета и этажа ночному сторожу.

После спектакля Надя не спешила домой. Она пропускала толпу, выходила самой последней,
медленно спускалась по любимой лестнице. Потом прогуливалась по центральным улицам и осо-
бенно любила дождливые вечера, когда красивые уличные фонари под старину отражались в
лужах мокрого асфальта. После брала такси и возвращалась в один из спальных районов го-
рода, в рабочее общежитие. Жалко было уезжать из прекрасного вечера в обыденность.

А вообще Надя была разной. Смешливой с подружками, любила выдумывать разные штуки, а
потом делиться впечатлениями. Слышала не раз, что почерковеды всегда могут угадать чело-
века и меняла почерк. Ничего не получалось, если не представить себя другой. Зато в этом
 случае она писала то мелко, то крупно, то с завитушками или почти печатными буквами, с
наклоном влево - и почерк становился другим. Хотя специалисты говорят, что соединения
букв будут одинаковыми, как ни меняй почерк, но у нее было все по разному. Возможно
потому, что она представляла себя другим человеком.

Рядом с работой кинотеатр "Гигант". Бетонный и основательный. В нем два зала - один для
старых и документальных фильмов, он назывался малый зал. В большом зале был широкофор-
матный экран и сам зал огромный. В фойе кинотеатра по вечерам перед сеансом, играл ма-
ленький оркестр, не более трио или квартета и пела певица камерным приятным голосом.
В кинотеатре этом был премьерный показ новых фильмов. Сначала в нем, а потом, через не-
дельку, в других кинотеатрах города. Не виданной величины афиши на стенах этого
кинотеатра манили посмотреть фильм, но с билетами было сложно, кажется весь город хотел
срочно посмотреть фильм. Надя спрашивала подружку:"- Пойдем в кино? В "Гигант"?" Подруж-
ка смеялась пустому разговору, ведь в "Гигант" не попасть. Только Надя уже придумала
кое-что и сосредоточилась.
 
Надя представила себе высокого мужчину, с сединой на висках, секретаря райкома партии,
лет сорока пяти, потом его подругу, стройную женщину из общего отдела, которую ему
ужасно хотелось пригласить на премьеру фильма. Воображала, как он выходит к своей секре-
тарше и говорит ей, чтобы та достала два билета на восемнадцать часов. Строгая ответ-
ственная женщина кивала и звонила в кассу кинотеатра голосом, привыкшим отдавать распоря-
жения, уверенным голосом того, чьи распоряжения выполнят обязательно. Не бросят трубку не
 дослушав, а опустят на рычаг осторожно и запишут телефонограмму в точности.

Вот и поймала Надя волну! Вошла в роль!
Она набрала номер кассы кинотеатра и говорила уверенно, сейчас была она секретарем важ-
ного человека и голос ее звучал убедительно и чуть низко, словно ей уже 40 лет.
- Касса? Из Советского райкома партии беспокоят, административный отдел. Ваша фамилия? Номер
кассы? Оставьте два билета на восемнадцатичасовой сеанс. Десятый ряд забронируйте, сред-
ние места. Предлагаете только девятый ряд? Хорошо. За час подойдет девушка, заберет
билеты. Минуту!
- Как фамилия курьера? - спрашивала Надя в глубь кабинета, в пустоту. Не спеша. Это важно.
- Иванова заберет билеты - говорила кассирше.
Надя положила трубку, вернулась "к себе". Было смешно и интересно - поверила кассирша
или нет? Оставят ли ей билеты?

В семнадцать часов стояла она с подружкой в кинотеатре, в кассы длинные очереди. Подошла
смело ко второй кассе, минуя очередь, спросила уверенно, своим, девчачьим голосом
мелкого курьера:" - Вы оставили билеты на имя Ивановой?" Получила билеты, расплатилась и
 пошли они с подружкой покупать мороженое, до фильма еще целый час. Надя ликовала. Она
сыграла роль и ей это удалось. Интересно менять голос. Если бы ничего не вышло, то Надя
не расстроилась бы, а просто посмеялась с подружкой над этой историей.

Голос приходилось ей менять и по работе. Форсировать на лекциях, которые Надя проводила
изредка на предприятиях. Бегло заглядывала в записи, где коротко, тезисно указано у нее
все, о чем нужно сказать. Дело свое она знала хорошо и говорила легко. Внизу спускающей-
ся улицы, на пересечении с бульваром, где находилась общественная приемная редакции
газеты и где иногда приходилось ей дежурить для проведения консультаций, там следовало
объяснять уверенно и четко, чтобы не было у людей сомнения в ответе.

Однажды осталась Надя на работе дожидаться спектакля и в конце рабочего дня, когда можно
было, в принципе, и не поднимать трубку телефона, раздался звонок. Настроение у Нади
было театральное и она стала отвечать мужчине, собеседнику, голосом умудренной, в воз-
расте, женщины. Вопрос у него был для нее профессиональный, поэтому Надя отвечала
как нужно, только не спеша, с длительными паузами, низким голосом. Он представился и
 спросил:"- Могу я еще позвонить? У вас такой приятный голос. Скажите, пожалуйста, как
Ваше имя?".
- Конечно, звоните. Меня зовут Надежда.
Имя свое она произнесла протяжно, с чуть заметным, удвоенным Ж. Словно медленно забирала
 свою ладонь из его рук. Положила трубку и рассмеялась. Ну и кривляшка же она, интересно,
 какой он ее представил?

Мужчина этот много раз еще звонил и - не терять же марку! - Надя отвечала ему все в той
же манере. В конце беседы появлялись теплые пожелания доброго вечера или хороших выход-
ных. С его стороны была искренняя заинтересованность, а для нее - словно интересная кни-
га открывалась.

 Прошло месяца два, она с коллегой разговаривала, их столы в кабинете стояли
рядом. Приоткрыв дверь, на них смотрел мужчина лет пятидесяти. На приятном лице его было
 недоумение. Надя, поняв, что пришел посетитель, показала ему жестом на стул у своего
стола. 
- Проходите, садитесь - доброжелательно сказала Надя своим обычным голосом.
- Мне кажется я ошибся - произнес мужчина, присаживаясь на стул.
- Мне сказали, что здесь работает Надежда - он произнес и фамилию Нади. Она узнала этот
голос. Ей хотелось провалиться сквозь землю вместе с ее рабочим столом и всем кабинетом
сразу. Делать нечего, придется признаваться, что она и есть та самая Надежда.

- Я Надежда - произнесла она теперь уже низким, знакомым ему голосом. Он был ошеломлен.
Не верил своим глазам.
- Я представлял Вас совсем другой, а тут молоденькая девушка! Но какой у Вас необыкно-
венный голос! - он протянул ей приготовленную коробку конфет.
- Я пришел поблагодарить Вас за подробные консультации.
- Не стоило, но спасибо, - Надя не знала что говорить, ей было страшно неловко, что она
водила за нос такого серьезного человека долго и сознательно. Хотелось сгореть от стыда.
Он попрощался и ушел, качая головой от не проходящего удивления.

Коллега все это время смотрела на нее, не понимая сути дела. В глазах ее был вопрос и
даже много вопросов. Наде не хотелось отвечать, стыдно было рассказывать эту историю
невинного телефонного флирта и еще ей было жалко, что история закончилась так, словно
из интересной книги были вырваны страницы. Надя досадовала - зачем он пришел со своей
благодарностью? О-о-о, да он же приходил познакомиться! - вдруг дошло до нее. Благодар-
ность была только предлогом! И тут же она взглянула на ситуацию его глазами. Да ведь он
был шокирован! Думал познакомиться с приятной женщиной, а тут девчонка совсем! Фу, как
не красиво все получилось! Щеки ее пылали.

Надя сказала коллеге без объяснений:"- Пойдем пить чай с конфетами!"


Рецензии