Бородин. Соблазн ненависти к Западу

Бородин. Соблазн ненависти к Западу
Цитата

По поводу современной музыки аз писал уже неоднократно, приведу мнение Бородина:
«Ритмы века каменного удивительнейшим образом совпали с ритмами машинной цивилизации и теперь успешно взламывают хребты национальной биоритмики, и каковы будут чисто генетические последствия этой агрессии "музыкального неолита" - о том думать уныло.
На радио "Свобода" есть еженедельная передача под названием "49 минут джаза". (И в голову никому не придет, что на этой радиостанции возможна передача "49 минут русской музыки"!)
Несколько раз мощнейшим усилием воли я давал себе "установку" прослушать передачу до конца. Ну не тупица же я, и слухом, слава Богу, не обделен, и на музыке воспитан - должен же я понять, почувствовать...
Вот один "джек" на рояле гоняет пальцами туда-сюда, туда-сюда, а другой "джек" на саксофоне - сюда-туда, сюда-туда! И это бесконечно - ни темы, ни мелодии, ни гармонии... И всякий раз одна и та же ассоциация: обезьяна кистью в ведро с краской, а затем по холсту и так и этак, и этак и так...
Что же должно было произойти с человеческим чувствованием Божьего мира, чтобы после Бетховена, Моцарта, Рахманинова он начал испытывать удовольствие (а ведь испытывает!) от редуцирования до обезьяньего уровня величайших гармоний?

Порой мне кажется, что псевдомузыкальный террор уже подчинил себе подавляющее большинство, и только я урод… Ну не могу я этого слышать… Ведь даже вдали от населенных пунктов у водоема, куда пристроишься с удочкой, и туда непременно подкатит на авто какой-нибудь мутант и, прежде чем разобрать рыболовные снасти, на полную мощность включит грохочущие или чавкающие ритмы.
В злобе я готов предположить, что не героин и не ЛСД уничтожают человечество, но именно эти, пришедшие с западной стороны афро-американские ритмы – именно они готовят все прочее человечество к подчинению иному духу.

И в этом мой личный (и частный, потому что есть и более серьезные претензии) СОБЛАЗН НЕНАВИСТИ К ЗАПАДУ»
Что тут можно добавить? Ну, ладно музыка, - беда Запада не в том, что его музыка плоха, плохая музыка – проявление глубинной внутренней недостаточности Запада. Не только музыка ведь, возьмем литературу, скажем, - и там ведь то же самое, возьмем кинематограф, - и там важные темы замещены бредом, не имеющим связи с жизнью. Запад все опошливает и все подменяет подделками. Запад двигается по пути имитации имитации, – «это прокатило, пипл схавал», значит прокатит и другое такое же. Никакой оригинальности, только «то же самое», только вариации и пародии. В погоне за коммерческой успешностью «творцы» ориентируются на массового потребителя и на его не самые взыскательные вкусы, в результате чего на выходе получаются деградация и вырождение, смысловой папуасизм. Зато все простенько: «бам-бам-тарабам-йоу-йоу», «Джек выстрелил в Била», никогда ничем не занимавшийся, ничего не знающий и всего боящийся кибердрочер на экране враз превращается в супермена… «И все смеются».


Рецензии