Ромы колониальные и пьянка на судне

   За время морских скитаний было пройдено много миль и много стран. В силу таких обстоятельств жизненнных,не обошлось и без опробования национальных напитков тех стран, в порты которых заходили.
Остановлюсь на роме в Никарагуа. В то время довольно бедной, если не сказать нищей. Соответственно, как и писал ранее, ченчилось там все, что имело спрос.
А спросом, там пользовалось практически все: судовые кеды, вещи из ветоши, тропические сандалии ( судовая спецобувь), сгущенное молоко, рыбные консервы, зубная паста, мыло.


Ходили  мы в город троицей. Я, тогда еще второй механик, подающий надежды в старшие, называемые на судне Дедами, электрик-матрос Сергей, говорящий по-испански, и старший моторист Игорь, обладающий прирожденным талантом бизнесмена и чующий наживу, как акула кровь. Миль за 12-14. Можно было бы нас назвать - контрабандной группой. Лишних не брали. На судне нам дали прозвище « Волки». Следом за нами, путающими следы к наживному месту, следовать никто не решался. Были, были редкие попытки у отдельных смельчаков, но могучий старший моторист, объяснял очень убедительно и количество желающих потерять здоровье, увидев его могучий кулак, сократилось. Гуляли мы в городе неспешно и плодотворно. В одиночестве. Делали свой манки – бизнес, ченчили ракушки, ром и пиво. Заканчивали отдых уже в холодке, под кондиционером на судне. Под ром и арбуз, стоивший перед воротами порта пачку болгарских сигарет. «Родопи» или «Стюардесса», если кто помнит такие табачные изделия.


Никарагуа славилось ромом. «Флор де Кана». Ром этот, ченчился как на судне, так и в городе. Но если на судне, за него надо было отдать грузчикам две пары новых тропических сандалий, то на берегу это стоило одну пару. Мы же ченчили его в городе на часы. На часы, купленные перед рейсом сообща, в комиссионных магазинах Ленинграда. Стоили они от 20 до 25 рублей. Дороже мы не брали. На судне корпус и стекло подвергались ,как сейчас модно говорить к месту и нет, «реновации», а по простому, шлифовалось на войлочном круге с пастой ГОИ в сверлильном станке. После шлифовки часики приобретали изумительно новый товарный вид и уходили аборигенам на «Ура». Главное-пальцами не трогать, останутся следы. Надо сразу в салфеточку заворачивать,влажность ведь большая, тропики .
      Однако. В очередной заход мы обратили внимание на то, что магазины, торгующие ромом, принимают и пустые бутылки из-под него. Естественно, грех был не воспользоваться этим. Для остальных членов экипажа, мы оставили это, маленькой тайной.


    Утро ранее. Игорь неспешно собирает пустые бутылки из-под рома на корме. Любопытным объясняет, что второй механик послал за тарой под анализы-воды, масла, и топлива для дизелей. По окончании рейса, механики сдают эти анализы в Теплотехническую лабораторию пароходства. После работы мы с тарой и пустой канистрой из-под спирта движемся в отдаленный магазин. Подальше от любопытных глаз и путая следы. Сдаем бутылки, ром сливаем в канистру. Бутылки возвращаем. Как правило, ежедневно ,получалось 5литров рома. При экипаже на борту в 35-37 человек.
 Как говорится: «Богат не тот, кто много получает. А тот ,кто мало тратит».

   Идем мы как-то домой, в Питер. Или, как говорят, «с горки едем»,т.е. возвращаемся. Рейс был тяжелый, много работы и все слегка устали. Моя вахта вторым механиком с 04 до 08 утра закончена, развод рабочей бригады произведен, люди приступили к работе. Мы со старшим мотористом Игорем произвели уже очистку фильтров системы кондиционирования и решили попить кофейку у меня в каюте. Игорь-кореш мой, до обеда озадачивать его не хочу, да он сам и не рвется. Сама -собой приходит общая мысль. «Неплохо бы накатить по- маленькой». Срочных работ не предвидится, переход через океан еще не закончился, мы где-то еще до середины Атлантики. На столе сама собой появляется бутылка. Это ром Бакарди в наборе с каким-то соком, взяли его по распродаже в Мексике. По набору на презенты нужным людям на берегу. Но видно не судьба попробовать им забугорного напитка.


Выпиваем неторопливо, оба расслаблены. Внезапно влетает моторист-шухер! Капитан, старпом и доктор решили провести санитарный обход. Им тоже стало скучно. Надо сматываться. Но куда? В кладовые, в служебные помещения? Там жарко-мы еще в тропиках, растащит от выпитого. Гениальное решение озаряет мою пьяную голову. В рефкамеры провизионных кладовых! Конкретно если, то в овощную камеру. Там хранятся овощи и фрукты.
Откроем дверь из нее, там +8С,закусь под рукой, помыть фрукты-раковина тоже рядом. Вход в рефпровизионку строго ограничен, но мне-без ограничений. У меня свой ключ. Там мои морозильные камеры. За их температуру и сохранность провизии отвечают я, как второй механик, и матрос-артельщик. Моя ответственность в том, чтобы не заморозить вино, воду и другие продукты в «плюсовых» камерах и не разморозить и не допустить порчи мяса, рыбы в «минусовых» от повышения температуры. Происходит это при попадании грязи в соленоидный клапан фреоновой системы .Тогда температура бесконтрольно продолжает идти вниз и лопаются бутылки с водой и вином в плюсовой или при попадании грязи или воды в фильтр терморегулирующего клапана (ТРВ),тогда фреон перестает поступать и температура в минусовых камерах, идет вверх. Размораживается и портится мясо и рыба. А мы большую часть времени работаем в тропиках.


 Артельщик, отвечающий за продукты, сначала сопротивлялся и ключ мне не давал. Сказал, что посещения камер для технического обслуживания, только в его присутствии. Я внял ему и пару-тройку раз поднял ночью для «срочно-необходимого-осмотра» состояния морозилок. Тот все понял, отдал мне ключ и просил его больше не приглашать на ночные бдения в провизионку. На мою просьбу взять «если что, пару яблок на закусь», ответил согласием. Я пообещал, что при оттайке «шубы»на морозилках, проводить это мероприятие буду быстро и что перетаскивать туши и коробки с рыбой на весь день из камеры в камеру, а потом обратно, ему не придется. (Иногда приходилось идти с упрямцами и на такой жесткий шаг). На том, мы с артелом, и порешили.


 У электрогруппы был свой козырь. При упрямых и жадных шеф-поварах и артелах, они лифт грузовой на камбузе отключали.  На профилактику. Дня на три. И приходилось «кекс-команде» (шеф повару, поваренку и артелу) продукты на камбуз два пролета на руках таскать. Сначала из камер на камбуз, а потом супы в кастрюлях, компоты и т.д. вниз, чтобы не испортилось. Да еще в качку. Мудрые шефы и артелы старались отношений с техническим персоналом не портить. Вообще на флоте есть много мер воздействия, кроме обычных. Плохой вы человек, будет у вас в каюте жарко в тропиках и ну очень жарко в холодное время. Вам что-то не нравится? Какой вы капризный. Не починят вам розетку-выключатель или кран в душе. Нету времени, ответят. Потом починим,когда время свободное будет. А его все не будет и не будет. И сделать ничего нельзя. Заняты люди судном. И начальник службы вас нах пошлет или если вы, командный состав, корректно ответит обоснованным отказом. «Добрее надо к людям быть и люди сами к вам потянутся».


В общем, сидим мы на пороге камеры овощной и ром «Бакарди» попиваем. Дверь я изнутри на ключ закрыл. На всякий случай. И тут Игорьку становится плохо. Не в то горло ром пошел. Я дверь открывать, а замок не открывается. Игорь щеки уже раздул, глаза из орбит вылезают, а дверь ни в какую. Блеванет, «кинет смычку», кирдык нам от шефа будет. Не простит свинства , а шеф-корешок у нас был. Выпивали вместе частенько, да и на закуску не жмотился. Неудобно как-то. В раковину смычканет, вообще кранты-забьется. Хватаю молочный пустой бидон и подаю другу. Тот долго и со смаком блюет в него. Паренек- то не маленький, 186х125 (см/кг). Ведро помоев –не меньше. Бидон закрыт и двинут ногой в угол. Потом уберем, помоем. Звоню по местному телефону на камбуз, прошу открыть нас.


Открывают нас через час, для чего клинкетную, тяжеленную дверь ,снимают с петель два матроса и боцман. В наш адрес летят матюги, но я обуваю боцманюгу за неисправный замок. Это его заведование. Двери и замки. Тот замолкает и намекает на проставку за труды. Приходится пообещать.
   Проходит еще несколько дней. Захожу на камбуз и спрашиваю у поваренка чего-либо холодненького. Тот отвечает, нет ничего,квас еще вчера допили. Только вода в холодильнике, да компот еще теплый. Закуриваем. «Представляешь, пол бидона окрошки забыли в провизионке.  Забродило, хоть в стаканы наливай!»- делится со мной парень. Я смеюсь, но сигарета замирает у меня в руках. «Дели куда?»-спрашиваю я после паузы. «Да за борт вылили!»-ржет недоумевающий поваренок. Я облегченно вздыхаю.
 


Рецензии