Как мы читаем

   Есть два основных типа восприятия прочитанного – мыслительное и художественное.  Художественный тип воспринимает прочитанное  образами, живыми картинками, как бы «проживая» прочитанное; мыслительный тип вникает в содержание,  форма для него вторична.  «Художественные типы» читают Шолохова и Бунина, «мыслительные»  предпочитают запутанные детективы.  Не  будем вникать в подвиды и переходные формы восприятия – их бесконечное множество.  Предложим читателю пример различного восприятия.  Вот фрагмент из детективного романа «Дорога скорби» признанного английского писателя Дика Френсиса:
======================

<<Я выбрался из машины и расплатился с водителем через окно. Когда повернулся, чтобы пересечь тротуар и пройти несколько шагов до входной двери, человек, который вроде бы мирно шел мимо, яростно рванулся ко мне и взмахнул длинной черной металлической трубой с явным намерением размозжить мне голову.
   Я скорее угадал, нежели увидел направление первого опасного удара и успел отклониться ровно настолько, чтобы пострадало плечо, но голова осталась целой. Человек заорал как бешеный, и я принял второй удар на вскинутое для защиты предплечье. Затем я с силой схватил его за запястье и сбил с ног. Он растянулся на тротуаре, выронив свое оружие. Он выкрикивал оскорбления, ругался и угрожал убить меня.
   Такси все еще стояло рядом, мотор работал, а водитель безмолвно смотрел на все это, раскрыв рот, пока я не рванул заднюю дверь и не ввалился на сиденье. Сердце глухо стучало. Что было неудивительно.
   – Поехали, – нетерпеливо сказал я.
   – Но...
   – Поехали. Вперед. Пока он не поднялся и не перебил вам стекла.
   Водитель быстро закрыл рот и вцепился в рычаги.
   – Послушайте, – возмущенно сказал он, полуобернувшись ко мне, – я ничего не видел. Это мой последний рейс на сегодня, я обычно заканчиваю в восемь и еду домой.
   – Поезжайте, – сказал я. Мысли путались.
   – Ну... ладно, куда ехать?
   Хороший вопрос.
   – Он не похож на грабителя, – обиженно заметил водитель. – Только нынче никогда нельзя сказать наверняка. Он ведь вас сильно ударил. Похоже, он вам руку сломал.
   – Поезжайте, ладно?
   Водитель был здоровенный лондонец лет пятидесяти, но совсем не Джон Буль, и по тому, как он качал головой, и по подозрительным взглядам, которые он бросал на меня в зеркало, я понимал, что он не хочет оказаться замешанным в мои дела и ждет не дождется, когда я вылезу из машины.
   Я знал только одно место, куда стоило бы поехать. Моя единственная гавань, которая много раз становилась моим убежищем.
   – Паддингтон, – сказал я. – Пожалуйста.
   – То есть к Святой Марии? В госпиталь?
   – Нет. На вокзал.
   – Но вы же только что оттуда! – возразил он.
   – Да, но, пожалуйста, отвезите меня обратно.
   Слегка приободрившись, он развернул машину и поехал к Паддингтонскому вокзалу, где снова заверил меня, что он ничего не видел, ничего не слышал и ни во что не собирается вмешиваться, понятно?
   Я расплатился и отпустил машину, и если и запомнил ее номер, то по привычке.>>
 
Анализируем прочитанное:
 
«Мыслительный тип»  извлёк из текста следующее:  литературный герой вышел из такси, на него бросился незнакомец, намереваясь размозжить  ему голову металлической трубой.  Наш герой вышел победителем из схватки и уехал в том же такси.

Я, автор этой заметки, возьму на себя роль читателя с художественным восприятием, поскольку, судя по всему, являюсь таковым.  При чтении у меня сразу возникает масса вопросов,  затрудняющих реальное восприятие прочитанного.  Просмотрим ещё раз приведенный текст, свои вопросы я выделил скобками:
========
...незнакомый человек взмахнул металлической трубой...  Я  успел отклониться ровно настолько, чтобы пострадало плечо, но голова осталась целой.
(Удар трубой пришелся в плечо.  Одна рука у меня не работает.)

...второй удар я принял на вскинутое для защиты предплечье.
(Вторая рука у меня тоже не работает. Предплечье если не сломано, то сильно ушиблено.)

Затем я с силой схватил его за запястье и сбил с ног.
(С двумя-то неработающими руками?)

Он растянулся на тротуаре, выронив свое оружие. Он выкрикивал оскорбления, ругался и угрожал убить меня.
(Раз ругается, значит живой.)

   Такси все еще стояло рядом, водитель безмолвно смотрел на все это, раскрыв рот, пока я не рванул заднюю дверь и не ввалился на сиденье.
(«Рванул дверь» – обе руки ушиблены.)

Сердце глухо стучало. Что было неудивительно.
(Сердце стучало, это естественно. Но почему это должно быть «удивительно»?)

   – Поехали, – нетерпеливо сказал я.
(Почему «нетерпеливо»,  герой что,  долго ждал?)

   – Но...
   – Поехали. Вперед. Пока он не поднялся и не перебил вам стекла.
(Почему нападающий лежит и ругается? Если он не нокаутирован и не покалечен, что ему мешает ему подняться и добить свою жертву?)

   Водитель быстро закрыл рот и вцепился в рычаги.
(«Быстро» закрыл рот, а мог бы закрыть и медленно? Сколько рычагов в машине? Один - рычаг переключения передач.)

   – Послушайте, – возмущенно сказал водитель, – я ничего не видел. Это мой последний рейс на сегодня, я обычно заканчиваю в восемь и еду домой.

(Чем возмущён водитель? Он не хочет быть свидетелем? Но его никто не тянет в полицию. Если он не хочет ехать, то опять же, к чему возмущение - он таксист.)

   – Поезжайте, – сказал я. Мысли путались.
(Мысли путаются у засыпающего или уставшего.  Здесь же мысли должны бы работать лихорадочно.)

   – Ну... ладно, куда ехать?
   Хороший вопрос.
(С чего это вдруг вопрос «хороший»?)

   – Он не похож на грабителя, – обиженно заметил водитель.
(Чем обижен водитель?)

- Он ведь вас сильно ударил. Похоже, он вам руку сломал.
(Вот и водитель подтверждает, что рука пострадала.)
   
   – Поезжайте, ладно?  На вокзал.
   – Но вы же только что оттуда! – возразил он.
(Какое дело таксисту, случайному человеку, куда едет пассажир!?)

   – Да, оттуда, но, пожалуйста, отвезите меня обратно.
Водитель, здоровенный лондонец лет пятидесяти,…   слегка приободрившись, развернул машину и поехал к вокзалу.

(Здоровяк  водитель,  явный флегматик,  «слегка приободрился».  Не заметно, однако, что он был растерян и потерял бодрость духа.  Он таксист, он насмотрелся всего и просто  не желает быть свидетелем.)

======

Желание читать подобное  пропадает с первой страницы. Писатель пишет, не давая себе труда обдумать детали. Ему надо гнать товар.  А у читателя формируется поверхностное  восприятие и дурной вкус.
Не зря подобную литературу называют ширпотребом.

24.03.18
Фото из нета.
===========
Как только я опубликовал эту заметку, сразу же получил несколько шутливо-серьёзных  сожалений по поводу привередливости читателя. Давайте, мы с вами, дорогой читатель, расставим вопросы в фрагменте из повести И. А. Бунина «Митина любовь».:

<<… Жеребчик еще наддал. Митя, сидя и подскакивая, держался изо всех сил. В затылок ему приятно пекло, в лицо тепло дуло полевым жаром, пахнувшим зацветающей рожью, дорожной пылью, колесной мазью. Рожь ходила, отливала серебристо-серой зыбью, над ней поминутно взвивались, пели, косо неслись и падали жаворонки, далеко впереди мягко синел лес.
….
Через четверть часа были уже в лесу и все так же шибко, стукаясь о пни и корни, помчались по его тенистой дороге, радостной от солнечных пятен и несметных цветов в густой и высокой траве по сторонам. Митю поразил горький и свежий аромат леса, молодой дубовой листвы…

В десяти шагах от него стоял густой зеленый лес, уже в вечерней тени и оттого еще более свежий, чистый и прекрасный. Чистое, погожее солнце заходило за его вершины, сквозь них лучисто сыпалось его червонное золото. И вдруг гулко раздался и прокатился в глубине леса, где-то, как показалось, далеко на той стороне, за оврагами, женский певучий голос, и так призывно, так очаровательно, как звучит он только в лесу, по летней вечерней заре.
— Ау! — протяжно крикнул этот голос, видимо, забавляясь лесными откликами. — Ау!
Митя соскочил с порога и побежал по цветам и травам в лес.>>

=============

У меня не возникло ни одного вопроса.
А у вас?


Рецензии
А у меня возникли. Рожь цветет короткий очень период - шесть дней всего. Она не пахнет. Хлеб вообще не пахнет. Представьте себе зерно с ароматом - сразу поймете, что может запах иметь только прелое, некачественное зерно. Значит цветущая рожь не пахнет, дорожная пыль тоже не имеет запаха, а пахнет только колесная мазь. Скипидаром она пахнет.
Не дай Бог Вам прогуляться по полю цветущей ржи! Красиво только издали. Потому что на зерновке появляются пыльники. На тоненьких жилочках они висят на колосках, как пуанты у балерины, когда она идет на репетицию в обычной обуви, а свои балетные туфельки несет на шее, связанные парно шелковой лентой. И они раскачиваются на ходу. Есть в этих маленьких приспособлениях для продолжения жизни ржи,в этих пыльниках, какое то изящество. Однако отросшие остья ржи колются, царапаются, просто впиваются. Даже пес не рискнет пробежать по ржаному полю. Вообще-то это удивительное растение,которое умеет себя защищать. В землю корни ржи уходят на многие метры. Никаких соседей рожь рядом с собой не потерпит. Заглушит и будет царствовать в одиночестве. И странно, что она не глушит маки и васильки. А голубоглазые васильки вообще её слабость. Просто растительная любовь у них. Может быть потому, что оба растения не имеют запаха? Абсолютно никакого! И василек тоже колючий, особенно когда увядает!
А вот в этом отрывке из Бунина, которого я очень люблю, прямо от колыбели мамочка читала "В старой темной девичьей на мучном ларе села, согревается.Лунно на дворе." И храню томик, подаренный моей родной, еще довоенного издания.
Так вот, в этом отрывке передано не описание поля и запахов, тут субъективно все и неправильно, а вот ощущение такое, как-будто это я сама ринулась в поля и луга и сама ощущаю стремительный бег. А ведь это все в слове. Просто в слове. И вот это и есть волшебство прозы Бунина. Добром пусть будет помянут русским людом на русской земле.

Первый отрывок в соответствии с жанром. Драка, а вдруг услышал он тонкий аромат французских духов и ветерок стал касаться его своими ласковыми прикосновениями. И говорит он томным голосом водителю такси - а не пройтись ли нам по свежему воздуху, пока этот случайный встречный будет курочить вашу авто?

Литература должна быть разной. И такой - тоже. Имеет право на жизнь. Она - многообразная.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   01.10.2018 06:47     Заявить о нарушении
ходил я по полю, пацанами верёвку тягали, цветущую пшеницу опыляли в безветренные дни. Всё пахнет, и земля, и трава, и тополя, и пыль пахнет, особенно при первых каплях дождя. А в поле вообще голова кружится от запахов, пока не принюхаешься.
Вам всё не так: и рожок охотникам не по делу, и ружьё без чехла на траву положили, и хлеб не пахнет, и зерно не пахнет - вонять только зерно может...
оставьте своё резонёрство, оно Вам не идёт.
А колёсная мазь дёгтем пахнет.

Евгений Нищенко   01.10.2018 17:58   Заявить о нарушении
"Литература должна быть разной. И такой - тоже"
"Такая" литература, бездарная, ширпотребовская, не имеет права на жизнь, но она живёт и процветает на потребу примитивным вкусам. И от этого эстетическая планка общественного мировосприятия понижается со всеми вытекающими. И пускают массы слюни на телескандалы кто с кем, сколько раз и в какой позе.

Евгений Нищенко   01.10.2018 18:21   Заявить о нарушении
Странно. Как будто встав в такую позу, вы поменяете вкусы и взгляды окружающих. А ведь ничего не измените. И совет мой - посетите Третьяковскую галерею, или попросите кого-то, если средств у Вас нет и Вы человек бедный, привезти вам диск. Там продают прямо с наушниками. Можно теперь без экскурсовода ходить и слушать историю создания картин. Можете сами сразу же послушать про эту картину. Я не придумала все это. Это - правда. Да Бог с Вами. С чего Вы взяли все эти слова про меня. Нет. Это не про меня. Напрасно. Все мимо. Удивили Вы меня. А что, ВАши вкусы - эталон для окружающих? И как Вам пришло в голову сравнить несравнимое. Ну, да. Ну не люблю я прозу Бунина. Выспренно и недостоверно. Он то по полю веревку не таскал и над колосками ржи не склонялся. Где ему разглядеть было. Ему все подавали холуи. Прислужники. Барин он и есть барин. Вот только промчаться на кобылке и мог над землицей нашей. Да за границей трястись от страха, да наблюдать лесбийские ласки своей жены. Горемычный наш.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   02.10.2018 01:08   Заявить о нарушении
"Ну не люблю я прозу Бунина. Выспренно и недостоверно."

Валентина, я с первых ваших слов понял, с кем имею дело.

Евгений Нищенко   02.10.2018 09:49   Заявить о нарушении
Да прямо уж? И с кем же, например? С бывшей девочкой,писавшей стихи чуть ли не с рождения? И в 12 лет имевшей свою первую публикацию? С автором пяти романов и повестей, которые прекрасно изданы и находят спрос у читателей? С автором более чем трехсот рассказов? Со знатоком Шекспировских сонетов, которые я читаю по памяти на родном языке поэта. (От бабушки) У меня чистое лондонское произношение. Преподаватели в институте ахнули. Они мне сказали, что если бы я попала в Лондон, то вполне бы сошла за свою. У меня нет акцента.

Ну, и что, что Бунина не терплю? Что тут такого? Проза его никуда не годится. Все ему запахи чудятся. И яблоки ни чем не пахнут. Только когда цветут.

Конечно, Вы правы, все имеет свой запах. Все. Собаки в этом хорошо разбираются. Даже есть особый запах женщины. Помните, Наполеон шлет своей Жозефине срочное послание - "Вечером буду в Париже. Не мойся!"

Ну, не понравилась мне категорически Ваша публикация. Ну и что? Имею право. Глупость какая - сравнивать отрывки из двух произведений разных жанров. Верблюда с ланью. Слона с кузнечиком. Почему Вас это печалит? У меня например, совсем нет вот этого желания, очаровывать всех. А у Вас?
Смею думать, что Вы человек умный и одаренный. А то прямо таки ясно ему, с кем он имеет дело! Глядите-ка, люди добрые. Распознал и распробовал. А я Тургенева очень люблю. Вот именно его прозу. И читаю периодически. Каждым словом можно любоваться,каждым звуком - восторгаться. Это мой выбор. И Гоголя. Очень. А Высоцкого не люблю. И Пугачеву не люблю вместе с Галкиным. Но это мои пристрастия. Не нахожу созвучия.

Так что не горюйте. Извините, если что не так. О вкусах - не спорят!!!!

Валентина Телухова   02.10.2018 10:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.