Ждун, Леонардо и эпоха Возрождения

Как только христианство установилось как официальная религия Европы, её население стало напоминать большого и упитанного Ждуна. Наука, исследование мира, медицина, путешествия - всё замерло "до утра" в ожидании Конца света и Страшного суда. Мир на тысячу лет погрузился в мрачное Средневековье и практически был парализован влиянием церкви на все области человеческой жизни.

Церковь всегда пренебрежительно относилась к женскому началу как к более греховному, чем мужское, и требовала подчиненного и послушного положения женщины. О древних и могущественных богинях-матерях было забыто, и женщина была отодвинута на второй план. Она не могла стать священником, входить в алтарь, входить в церковь во время месячных (иногда), и в православной церкви должна была покрывать голову платком как знаком своей вторичности и послушания мужчине. То же самое происходило и во многох других религиях: хиджаб у мусульман и т.п.

Но вот прошла тысяча лет, а Конец света не наступил. Человечество просто устало ждать, и из Ждуна стало превращаться в активного деятеля. Люди начали наблюдать за природой, развивать науку, медицину, мореплавание, свободное мышление, возродился интерес к античной мудрости, искусству и культуре, да что там говорить, к богатству и роскоши. В искусстве появились новые образы и мотивы, возродился интерес к портрету и человеческому лицу. И на самом гребне этой волны появилась знаменитая "Джоконда" Леонардо да Винчи. Так кто же она такая и почему до сих пор это прекрасное женское лицо так волнует нас?

По-видимому, в образе этой женщины Леонардо увидел древнюю богиню с архаической улыбкой святости и чистоты, не похожую на всё то, что считалось святостью в церкви: вечно грустные Христос и всегда скорбящая Мадонна. Леонардо изобразил женщину с иным типом святости: более радостным, каким этот тип и был до грехопадения человечества. Впрочем, он постарался несколько завуалировать эту загадочную святость: Джоконда, если приглядеться, улыбается только одной, правой половиной губ. Вторая, левая половина её лица почти не улыбается. Может быть, эта утрата половины улыбки явилась следствием грехопадения, когда человечество потеряло свою первозданную чистоту и святость, а с ними и радостность? Или она улыбается лишь наполовину, потому что это расплата женского рода за вину грехопадения, или падения души во власть материи?

Обратим также внимание на коричнево-золотистые тона, в которых написан портрет. Я долго ломала себе голову, почему художник выбрал именно такую палитру. Ведь, если одеть Джоконду в одежду других тонов, картина тут же наполовину потеряет свою магию. Оказалось, что именно коричневые одежды гармонируют с золотистым цветом кожи Джоконды. А лицо её светится золотом потому, что для художника она символизировала богиню Золотого века человечества, о котором забыли в библейско-христианской традиции. Также охристые и коричневые тона характерны для планеты Венеры.

В картине Леонардо отразил, возможно, своё подсознательное воспоминание о людях Золотого века, которые фактически были божествами, и которые позднее превратились в простых смертных из-за грехопадения. Суть грехопадееия была в том, что власть перешла от души к телу, и размножение стало порочным, а не божественным, как прежде.

По сути художник воспевал красками не канувшую в Лету античность, а более древние, сакральные времена истинной зари человечества. Он чувствовал, что христианство не сможет вернуть эти золотые времена, эти ценности, так как не знает всей правды о рае и грехопадении, поэтому Леонардо никогда не был истинно верующим христианином. Христос у него на картинах и фресках никогда не получался, хотя недавно его изображение Христа было продано за огромные деньги. (Но если честно, меня этот странный Христос без глаз скорее ужасает, чем вызывает положительные чувства).

Так или иначе, Джоконда была спором Леонардо, человека Возрождения, с тысячелетними идеалами христианства. В этом портрете отражены какие-то другие, неведомые христианству ценности: красота и святость людей Золотого века, память о которых жила, очевидно, в подсознании художника. Возрождение было не только эпохой восстановления ценностей язычества, но и поиском более древних эпох и духовных ценностей. И эти ценности были связаны с древней женской энергией, со святым женским началом, ещё не испорченным изменой духу, или грехопадением. На картине мы видим торжественное слияние женщины Золотого века с величественной природой, гармонию и просветление во всём. Ведь Золотой век, или век Истины, был временем единства человека и природы, когда человек был истинным хозяином всего живого, которое служило ему с любовью и повиновением. Женская энергия тогда была ещё благой, материнской, и стояла на первом месте, опережая мужскую энергию ян. Энергия ян стала правящей только после грехопадения людей. Итак, мы видим в этой картине мотивы рая и райской гармонии.

В этом удивительном женском портрете художник отразил саму суть благой женской энергии, уходящей корнями в глубокую доантичную и дохристианскую древность. Вообще эпоха Возрождения была чем-то бОльшим, чем просто возрождением античных традиций. Наступало время переоценки ценностей, время критического отношения к церкви и её догматам. Вот почему церковь боролась с новыми веяниями: отлучала от себя, сжигала на кострах учёных, опасаясь за свою власть и могущество. Ей не нужна была правда, которая бы противоречила её постулатам и её ценностям.

По сути дела Джоконда - это икона, посвященная изначальной красоте и святости в целом. Художника не вдохновляла церковная мужская святость, вторичная по своей сути, святость отречения от мира. Потому что даже за тысячу лет религии, основанные мужчинами, так и остались ждунами, ожидающими победы духа над природой, которая так и не случилась. Прежняя священная гармония духа и природы не была найдена.

Дух в конце концов победит, но не в религиях, а в чем-то ином - не это ли хотел сказать нам своим произведением великий художник?..


Уважаемые читатели, если вас интересуют мои новые работы, загляните на "Духовный канал Гаруда" на Ютюбе. Там мои произведения даны в звуковом формате с красивым видеорядом.


Рецензии