В стесненных условиях...
Давнюю публикацию об одном из таких событий я выкладываю сегодня.
Была когда-то в Новосибирске организация со «страшным» названием – специализированное управление треста «Союзвзрывпром». Возможно, какой-то ее преемник работает в городе и сегодня, но мне об этом ничего не известно.
Деятельность этой организации заключалась в сносе отживших своё объектов с помощью взрывов – ведь взорвать что-то гораздо быстрее и дешевле, чем сносить, например, бульдозерами, не говоря уже о долгой и тягомотной очистке территории от того, что остается после бульдозеров. Занималось это управление и взрывами с целью создания котлованов в твердых скальных породах, и другими видами работ, для выполнения которых опять же требовались взрывы.
Специалисты и рабочие управления трудились не только в Новосибирске. Они постоянно выезжали в другие сибирские регионы и даже за пределы Сибири. Понятно, что взрывы свои они выполняли не в пустынной тундре, а совсем рядом – иногда буквально в считанных метрах – от использующихся зданий и всевозможных коммуникаций, от многолюдных улиц. Можно сказать, что они были ювелирами взрывного дела: брались за любые задания, невзирая на их сложность, и за многие годы работы управления не случилось ни одного ЧП.
Вот об одном из таких взрывов и рассказывается в сегодняшней публикации. На всякий случай предварю ее еще двумя пояснениями. Первое: Каменка – одна из маленьких речек, текущих в Новосибирске. На территории, о которой идет речь в этом тексте, она уже тогда давно была замыта, то есть протекала по трубам под землей. Но пойма ее – глубокий овраг с крутыми склонами – оставалась. Второе: улица Кошурникова – одна из напряженных городских магистралей с очень интенсивным движением транспорта.
«В стесненных условиях…»
Взрыв раздался в 14.50. Совсем рядом проходила оживленная улица, работал кирпичный завод, стояли жилые дома…
Но пострадавших не было. Их, собственно, и не могло быть – всё, что можно было предусмотреть для обеспечения безопасности, было предусмотрено. В окнах не треснуло ни одно стекло. Потому что взрыв был запланированный – его провели специалисты Новосибирского специализированного управления треста «Союзвзрывпром».
…До взрыва остается час. На небольшой площадке в пойме Каменки рядом с улицей Кошурникова – оживление. Мощный «Кировец» подтаскивает железобетонные блоки, которые рабочие в ярких оранжевых жилетах и касках укладывают с помощью автокрана на большие металлические плиты. Такое укрытие будет уложено на всей площади взрыва – более ста квадратных метров.
Их, специалистов «Взрывпрома», взрывами удивить трудно – во всякой обстановке доводилось работать. Но этот, который должен произойти сегодня, даже по их меркам считается особенным. «Взрывные работы будут выполняться в стесненных условиях строительной площадки, окруженной действующими сооружениями и различными коммуникациями», – сказано по этому поводу в техническом проекте на производство буровзрывных работ. Это надо понимать так: до высоковольтной линии под напряжением – 30 метров, до улицы Кошурникова – около 50, до девятого кирзавода – 80, ближайшие дома находятся чуть дальше ста метров.
А в земле пробурено 170 шпуров, в которые заложено более сорока килограммов аммонита, – сила немалая. Во всяком случае, ее достаточно, чтобы на воздух взлетели сотни тонн скальных пород.
Поэтому не уходит с площадки начальник производственно-технического отдела управления Игорь Александрович Александров, приехали главный инженер Владимир Иванович Остриков, начальник генподрядной организации – СМУ-47 треста «Промстрой» Михаил Ильич Голубев.
Прораб СМУ-47 Михаил Иосифович Орлов рассказывает, что бригада заслуженного строителя РСФСР Федора Егоровича Ломова из этого управления сооружает здесь канализационно-насосную станцию перекачки. Рядом расположено здание ныне действующей. Но растут Гусинобродский и Волочаевский жилмассивы, ее мощности уже не хватает. Чтобы построить новую, нужно в скальном грунте вырыть котлован глубиной девять метров. И единственно возможный способ – взрывать. Предстоит целая серия таких взрывов.
Осталось полчаса… Прибывают представители госгортехнадзора, ГАИ, милиции, трамвайно-троллейбусного управления. Их задача – в нужный момент перекрыть движение по улице Кошурникова, отключить контактные сети городского электротранспорта, обеспечить оцепление опасной зоны.
На металлические плиты укрытия кладутся последние железобетонные блоки. Места для них взрывники Анатолий Николаевич Голоюхов, Михаил Иванович Кузьмин, Юрий Николаевич Хмелевский и мастер, ответственный за взрыв, Михаил Александрович Поцепня выбирают особенно тщательно. Наконец всё готово. Трактор и автокран покидают площадку.
До взрыва четверть часа. В воздух взлетела красная ракета. Это – сигнал готовности. Замерло движение на улице. Взрывники подсоединяют электрические детонаторы, далеко за пределы площадки выводят детонирующий шнур. Рядом – высоковольтная линия под током. Электродетонаторы могут сработать от блуждающих токов. И хотя это очень маловероятно, но должно быть предусмотрено.
Взлетают две красные ракеты. Взрыв! С глухим гулом вздымается и оседает туча грязно-снежной пыли. Весь взорванный грунт остался под укрытием. Всё произошло так, как планировалось.
И через несколько минут, когда взрывники убедились, что сработали все детонаторы, вновь заполняется транспортом и людьми одна из самых оживленных магистралей города. Большинство из тех, кто проходит или проезжает мимо, даже не подозревают, что рядом только что был произведен взрыв.
«Вечерний Новосибирск», 13 февраля 1984 г.
Свидетельство о публикации №218032501084