Полёт мыслей и половодье чувств

ПОЛЕТ МЫСЛЕЙ И ПОЛОВОДЬЕ ЧУВСТВ
(Вступительная статья редактора Льва Малякова в сборнику стихов
В. Мухина «Годы любви», 2000 г.)

В предисловии к новой книге стихотворе¬ний Валерия Мухина «Годы любви» я как редактор не буду подробно анализировать весь сборник, это предстоит сделать крити¬кам. Остановлюсь на некоторых важных мо-ментах.
Замечу, что в стихах поэта все является глав¬ным и решающим — не только сама тема, сю¬жет, весь арсенал поэтических средств, но и позиция поэта, его активность. Поэт обладает нужным литературным вкусом, той мерой, ко¬торая постоянно заставляет задумываться его, а вместе с ним и нас — читателей («Нам приро¬да — Мать и Бог»):

...Но умей нести свой крест
В жизни под гору и в гору.
Человечество — оркестр.
Но, увы — без дирижера.
Вот поэтому боюсь,
Что опять пойду по краю,
И нечаянно сорвусь,
И неправильно сыграю.
Чтобы после не жалеть
О растраченном и лживом —
Не хочу бездарно петь,
А тем более — фальшиво.

      Валерий Мухин в своих стихах не отделяет себя от мира, каким бы страшным он сегодня не был, естественно выражает самобытность этой свя¬зи, раздвигая возможности художественной вы¬разительности («Неисправимый мир»):

Все те же зависть и обман —
Везде порок необозримый.
И я все тот же хулиган,
Как этот мир неисправимый.
Я лжив, как радиоэфир,
И как Чечня, кровоточащий;
Я весь такой, как этот мир —
Наивный, пьющий и кричащий.
В его продуманном аду
Свистят года, миры, пространства...

      Поэт неотделим от своих стихов, большая часть которых посвящена деревне, труду, Псковщине. Он с неподдельной радостью при¬нимает «как награду из наград, — глухую ночь в лесной избушке». Читателю становится близ¬ким и понятным то чувство, с которым прихо¬дит исцеление от любого недуга («Люблю кру¬шение преград»):

Здесь у меня на все права.
Ни виноватых нет, ни правых:
Горит огонь, трещат дрова,
И кипятится чай на травах.
Я сам себе могу помочь,
И да помогут мне дубравы,
И колдовская эта ночь,
И колдовские эти травы,
Которые, с молитвой, пью,
И поднимаюсь вновь над бездной,
И очищаю мысль свою
Стихом от логики железной.

Поэт умеет передать радость не только от творчества, но и радость труда, например кось¬бы («С Богом»):

Бился в поту, в комарином ознобе —
Жилистый, сильный, упрямый, простой –
И в озорной сокрушительной злобе,
Словно игрушкой играл я косой.
И подпевали туманные дали...

Поэт Валерий Мухин, заявив себя в преды¬дущих сборниках «Доверчивая Русь», «Песни на ветру», «Зеленоглазый ангел», «Не могу расколдоваться» и других лириком в самом широ¬ком смысле этого слова, продолжает терпели¬во выращивать древо лирической поэзии.
В лирической части книги «Разделим счас¬тье пополам» автор в вечной теме любви дела¬ет свои открытия, находит и новые образы, и новые повороты. В любовной лирике поэта живет истинное благородство и возвышен¬ность чувства. Точная рифма делает стихи му¬зыкальными, они порой, просто переполне¬ны нежностью: «Ради этой весенней улыбки — На лице твоем — стоило жить», «От твоих уди¬вительных рук Я приму и удары, и ласки», «Та¬кого неба, этой крутизны В глазах твоих я ни¬когда не видел», «И даже солнце, выйдя из-за туч, Светлеет от одной твоей улыбки», «От во¬сторга целовались Перед домом на горе», «У твоих согревающих ног, Как озябший медведь зазимую», «Я Вам желаю всяческих просторов Для сердца, для ума и для души», «Но ответь: я люблю, оттого что болит Или это болит от¬того, что люблю?» ... и т. д.
И здесь поэт, не изменяя себе, открывает душу («Женщинам»):
Я женщин так люблю — я не могу без них,
И этому есть веская причина:
Совсем не потому, что в них влюблен мой стих,
А просто потому, что я мужчина.

И величественным гимном Любви у поэта звучат слова («Ты не права, хорошая, прости»):

 Земной любви святая красота
Во все века останется в почете.

Духовная лирика у Валерия Мухина нередко тесно связана с гражданской («Я был в созна¬нии и в силе, и в уме»):

А, может, небо отвернулось от людей
За их постыдное безверье и свободу,
За возношение кощунственных идей,
За то, что сунулись вперед, не зная броду
Повылезало разнуздавшееся зло.
Сердец коснулось наших, зрения и слуха,
И по земле родной заразою прошло,
Прошло растленьем человеческого духа.

      Или («Мы всего познали в жизни много»):

Все, что есть высокого — от Бога.
Низменное — только от себя.

Или («О вы, с голодною утробою»):

А есть судьба. И суд Всевышнего
За то, что хапнули вы лишнего,
За то, что жировала плоть,
Разрушит душу вам Господь.

Но у поэта все побеждает вера в Человека, в его силу и разум («Что человек — пытающийся в вечности»):

Но он заряжен искрою Божественной
И сам себя однажды превзойдет.
И ради той единственной, торжественной
Минуты совершенства — он живет.

Можно родиться поэтом, но так им и не стать. Талант нуждается в постоянном пополнении его ресурсов. И Валерий Мухин, понимая это, похоже, больше тратится на дело, не размени¬вается по мелочам («Я, друзья любезные»):

И пришел я к выводу —
Мелочные траты
Я из жизни выведу...
(Будь они трекляты).
Выучусь я тратиться
На благое дело,
Чтоб туда не пятиться,
Где осточертело.

      В гражданских стихах Валерия Мухина ясно очерчена позиция поэта, гражданина, патрио¬та: «И мне никогда не навяжут Чужой и сомни¬тельный рай», «Хуже смерти бездарная жизнь», «Россию, как зверя, загнали В безвыходный ди¬кий капкан», «Жду прихода русского Ивана», «По мне — Дурак гораздо выше, Чем вор, мер¬завец и злодей», «Так истекайте кровью, годы, И умирай в мученьях, Век, Я вам не сделаю по¬годы Среди уродов и калек»...
      В стихах о России, о народе сквозь боль, гнев и слезы звучит и призыв, и вера в ее будущее (Мы — русские!):

Мы выстоим, мы осилим,
Мы вычистим сор и срам.
Мы — русские! И Россию
Спасать от гибели нам!

И на этом праведном пути поэту помогают Вера, Надежда и Любовь. Стихи, представлен¬ные в сборнике «Годы любви», полностью со-ответствуют сказанному о творчестве поэта ра¬нее критиком И.Д. Журавлевой: «Любовь, в са¬мом широком значении этого слова, пронизы-вает все стихи Валерия Мухина, чему бы они не посвящались: женщине, природе, родному краю, Отчизне». (Край родимый):

Край березово-ольховный,
Через плач и через пенье,
Вижу новый свет духовный,
Вижу новое цветенье.

В заключение хочу сказать, что любители по¬эзии получили яркую, самобытную книгу сти¬хотворений, в которой широко представле¬на палитра человеческих чувств, размышлений о многообразии жизни, о земле, о Псковщине, об ответственности человека за все сущее.

                Лев МАЛЯКОВ
                Псков, 2000 год.


Рецензии