Хочу разучиться читать
… Просто ужаснула надпись на заборе «Хочу разучиться читать!»
Надписи на заборе, казалось бы, можно не обращать на них внимание, но в некоторых странах даже выделяет государство средства для настенной живописи и все заборы и стены домов покрыты граффити и комиксами. Но это даже не тот случай. В самой читающей стране, или это было раньше?! И вдруг такая надпись?! Девушка судорожно стояла как вкопанная перед надписью, нервно наматывая кончик косы на палец… Ведь она только что сдала свою рукопись на рецензию и вдруг, как привет из будущего – такая надпись! Она судорожно стала вспоминать все сильные и слабые стороны своего творчества. С творчеством у неё был свой особый язык, интерес и подчерк, так что её верные поклонники всегда были восхищены и довольны – не мура, не занудство и есть что почитать! Чтение в её детстве было смыслом и целью жизни, благодаря матери, настолько умной, разносторонне эрудированной и необыкновенной доброты человеком, которая прощала ей все, даже, порой, тройки в школе, потому что она «глотала» одну книгу за другой, а школьная программа ей казалась скучной. Дед четко следил за кругом её чтения – не допускались примитивные и приземленные авторы, так называемые «макулатурщики». Только высший стиль, дух, творчество!
Но с высшим стилем тоже была загвоздка личного, творческого, авторского плана. Она никак не могла согласиться в душе с некоторыми правилами русского языка, которые коробили и замуровывали её душу в оковы жестких правил, и никак не согласовавшихся с чувством свободы, полета фантазии и вдохновения.
Ну, например это жуткое слово «творог», с ударением на последнем слоге. Сам по себе творог девушка очень любила и всегда вспоминала бабушкину прибаутку «Ну ка, творожок, полезай в твой роток!». А творог с ударением на последнем слоге почему то вещал о роге коровы, который мог боднуть, а главное - ассоциировался с богом Сварогом, а богов, как ведомо, есть нельзя! Или этот жуткое слово «коридор», так и хочется произнести неправильно «колидор»! Коридор – это коррида и матадор и убийство быков, а быки - «соль» земли! Жуть, да и только! А вот «колидор».. это тетка «Лидка-калитка», что тоже мало приятно, но зато можно погулять! Или, допустим «звонит», с ударением на первом или втором слоге… Правильно на втором слоге то правильно, но ассоциация со словом фонит, как то не очень радует музыканта с абсолютным слухом. А вот ассоциация со словом звон, звон колоколов – это очень красиво! Хорошо, что великий русский язык в рукописи не выдал этих маленьких пристрастий юной писательницы!
Впрочем, ещё Пушкин жаловался на недостаточность выразительных средств в правилах поэзии и позволил себе внести коррективы, что ныне называется поэтическим приемом. Гениальность Пушкина уникальна... «...возок несется чрез ухабы...», творчество для Москвы некий «возок» которое лишают его величия и сана. Но творчество... это Пегас, Лебеди Аполлона... и поэтическое вдохновение несётся чрез ухабы социала – бюрократическую зависть и мстительное «не пущать» плагиата и хакера административника – вопреки!
Ещё одно изречение Пушкина «выше Александрийского столба». Безусловно, по всеобщему мнению, Пушкин имел ввиду притеснения императорского дома. Но так ли мелочен в восприятии высшего был великий русский поэт?! Но на деле оказалось выше «победы Александра 1 над Наполеоном», победа русско – немецкого столпа над французским. Изящество, легкомысленность против пуританства и свободы мракобесия. Но Пушкин был высоко образованным, интеллигентным человеком, поэтом и, безусловно владел философией всех трех школ и преклонялся пред греко-римским идеалом творчества Овидия, Гомера. Так что... пред современным читателем «ещё один «ухаб» в изучении творчества Пушкина! А уж более популярного и изученного гения русской словесности сложно отыскать на Руси! А тут такая загадка. Возможно, Сталин обратился к этой фразе, снес церкви и воздвиг семь высоток, подобие «Александрийскому маяку», оповещавшего дорогих гостей из невиданных земель... А тут ещё тайна Таганрога... Проблема, господа, вообщем – «одни ухабы»! Вроде все «чистенько, гаденько, гладенько», да вот незадача – не читают и хотят разучится читать.
Санкт – Петербург более стройная и четкая образная линия и ритмика поэзии, а Москва, это такое эклектическое нагромождение стилей и времени, что передать её неуловимую гармонию и неоспоримую красоту – дело не простое. В произведении «Москва» оказалось значимей передать истинный облик, её природную суть и уникальность Москвы и, следуя традициям Пушкина, Лермонтова, привнести ещё и современные ритмы. Есть такое понятие, как авторский почерк. Всегда стоит дилемма между академической формой и подлинником явления, образа, объекта...
Железный занавес зависти вновь звонко закрыл дверь очередного административного учреждения. Ни удивления, ни раздражения нет – как всегда малограмотная, набитая твоими и чьими-то фразами аппаратчица, купившая место на месяц или боящаяся его потерять уже двадцать лет, пролепетала моими словами, интонацией, выражением; «Мы прочитали ваши произведения и говорим вам нет, без объяснений, без разбора. Ведь не будем же мы говорить, что нам не нравится эта или та строка...» Обижаться на несостоятельность административных структур – не реально. Удивляясь непоследовательности и алогистике современного общества – предлагаемая писательская база полностью лишила общество желания читать. Оно ещё зиждется на остатках интеллигенции и инерции притяжения книги, но разочарование приходит сразу же, чуть заслышишь автора или прочтешь страницу, другую очередного премиумфата, к сожалению. Да, существует понятие предложения индустриального продукта потребления для всех уровней и ниш, соответственно запросу общества. Да, существует психологическая необходимость абстрагироваться от проблем сегодняшнего дня и погрузиться в иллюзорный, приключенческий мир героя, у которого все хорошо, захватывающе интересно и гротескно, в отместку ежедневной рутине. Но, к сожалению, даже эта форма для социала уже исчерпана. И мы вынуждены довольствоваться примитивными выразительными и смысловыми формами, щедро приправленными шокирующими заимствованиями.. у религии и порнографии, бравируя и утрируя всё самое святое и сокровенное, а более общество ничего не воспринимает. Либо слишком сложно для восприятия зрителю, либо слишком сложно для воспроизведения премиумфатору!
И по прошествии многих лет, когда все нормальные люди с удовольствием читают новинки литературы, намучившись с рецензиями, в ужасе – вновь приходится садиться за чистый лист, чтоб хоть как-то исправить положение вещей! Как жаль детей, которых не уберегли от разочарования в литературе, а ныне что льется на бедное детское восприятие, кроме «контакта» и «однокласников»?! И поэтому, даже заставляя стать литератором, хотя занятие философией, психологией, будучи по складу ума с четким вердиктом «технарь» - более приемлем и актуален, безответственно чувствуешь ответственность и ...
Облупившаяся стенка бетонного забора от таких мыслей уже, казалось, пламенеет и медленно сгорает в самых немыслимых посылах. Но надпись, к сожалению, не исчезает… Не исчезла она и после проливного дождя, а на ремонт и побелку забора рассчитывать не приходится. Маленький мальчик, с увлечением бьет мячом об стенку, он ещё не умеет читать и надпись не воспринимает, куст акации растет в стороне и не закроет её даже к концу лета. Одно успокаивает, власть имущие не читают надписи на заборах и безмятежно покоятся на ложе социального благополучия, не зависимо от качества литературы рапорты и празднословие на страже порядка…
Неприятно себя осознавать наполнителем для социальных нувориш! Просто возникает вопрос о реалиях политики культуры. Вернее отсутствия культуры у власть имущих в формуле «не пущать», как залог успеха и процветания.
Свидетельство о публикации №218032501526
Идут года и жизнь меняется, меняются и слова, особенно разговорная речь.
И это естественно. И правила столетней давности тоже должны меняться.
Я лично люблю слова переделывать в соответствии со своим текстом.
Спасибо. Было познавательно почитать.
Светлана Рассказова 01.06.2018 09:38 Заявить о нарушении