Ксана
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Ксана» было обнародовано на сервере Проза.ру 25 марта 2018 года. При этом было указано, что его автором является Валентина Душина.
Адрес размещения произведения: http://proza.ru/2018/03/25/1609
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Душина Валентина Николаевна и ООО «Проза». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 218032501609.
Генеральный директор
ООО «Проза»
Д. В. Кравчук
Свидетельство о публикации действует в электронной форме, распечатывать его не требуется
Приложение: текст произведения в первоначальной редакции
Ксана
Император Наполеон Бонапарт
«Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? — На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью… И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не был подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек. На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца».
Ксана была беженкой, то ли с Украины, то ли из Молдавии, откуда именно отец Афанасий не знал.На вид это была хроменькая старушка с маленьким детским личиком и выцветшими голубыми глазами.
Прибилась она к Храму в конце ноября, когда снег покрыл всю землю белым пушистым одеялом.Стояла она на вечерней службе в мятом черном пальто с чужого плеча, оно было ей великовато, голова обмотана синим платочком, на ногах стоптанные ботинки.
Когда пришла пора закрывать Храм выяснилось, что идти ей некуда.
Хорошо, что в эту ночь отец Афанасий решил заночевать в домике при церкви.Глядя на сгорбившуюся от усталости женщину с маленьким узелочком в руках, он вздохнул и повел ее в трапезную, чтоб накормили.Монахиня, все время находившаяся при церкви, положила ее спать в своей комнате, рядом с трапезной.
Отец Афанасий не стал тревожить гостью вопросами.За время службы,он успел заметить, по тому, как истово она молилась и низко клала поклоны, что человек она верующий.
Кх,кх...кашель отца Афанасия ни как не проходил, несмотря на питье травяного настоя с медом.Войдя в покои, он сел подвинув стул к столу и задумался.
-Все,Господь попускает по грехам нашим! Старушка ни как не выходила у него из головы._Что случилось с тобой сердешная, что ни близких, ни крова над головой у тебя нет?
Немного отдохнув, он встал на правило.Метель кружилась и билась в окна.Отец Афанасий читал одну молитву за другой,полностью погрузившись в внутреннее созерцание.
Спал он спокойно. Поутру встав и помолившись вышел на улицу и увидел, что метель замела двор. Дворники, их у него было два, Витька и Санька, уже начали расчистку дорожек. Оценив количество работы , батюшка и сам взял широкую деревянную лопату и сняв с себя пальто, оставшись поверх рясы в подбитой ватой безрукавке, разгребал и кидал снег без устали.
Утро было свежее, чистое с морозцем. Снег скрипел под ногами, как капустная кочерыжка.Отец Афанасий весь разошелся,стоял красный, распаренный,вот, вот закипит.
Вот уж и первые прихожане подходя к нему стали просить:-Батюшка, батюшка, остановитесь!Не доводите себя до упадка сил, идите отдохните!
Крепкие мужские руки забрали у него рабочий инструмент.
Батюшку все любили за его особенную чуткость и мягкость по отношению к грешникам, в наше время, как бы и непривычную.
Бывало пьющий в беспамятстве придет, да такой синий и шаткий, что на ногах не стоит, ни взять с него нечего на поддержание церкви,ни помощи не получить. Так, батюшка скажет, положите его отоспаться,а как очухается болезный да страждущий,усовестит его, да на путь истинный направит.
Из малых копеек создал для выкинутых на обочину жизни людей нечто в виде человеческого общежития, общины иными словами.И надо сказать многих спас от смерти личным участием.
Бывало доставалось ему от вышестоящего начальства, что мол развел кисель? Тут тебе Храм,а не сиротский приют.Батюшка винился, а сам по прежнему болел о всех нищих и безродных.
Приходилось ему и хлопотать об определении счастливца в более подходящее для его души и тела места. Не стесняясь заходил в кабинеты власть имущих просителем.
Обращался за помощью по устройству подопечного к друзьям, знакомым...Цепляясь за малейшую надежду изменить человеческую жизнь.
И пряник с кружкой горячего чая делают для отчаявшегося сердца чудеса,часто повторял он поварихе Галине, призывая ее не скупится. Главное, не допустить душу впавшую в уныние до греха.
Живет баба, хлеб сухой жует, колодезной водой запивает, а все Бога не забывает, крепко на него надеется. Из таких баб и была Ксана.
История ее жизни была проста, а в Храм ее привела беда. Ехала она поездом в Тюмень к дочери, а сумку с документами и собранными копейками мазурик выкрал.
Возвращаться обратно в Молдавию смысла не было, муж помер, дом без хозяйского погляда почти развалился,огород зарос сорной травой, сил у нее на него не было.
Одна осталась, как перст.Рассказывая об этом батюшке Ксана так и залилась слезами.
Да, она и никого не винила, а что соседи плохо к ней стали относится, так они и сами не могли разобраться, чем им старушка мешает. Если только тем, что они молдаване, а она русская.
-Полно горевать! Даю тебе послушание служить у паникадила в Храме.
Что нибудь придумаем, как выручить тебя из беды. Адрес дочери помнишь ли?-
спросил отец Афанасий.
-Отдыхай, пока.-сказал так и уехал поручив ее служащим.
Любо дорого было посмотреть на Ксану в черном с алыми розами платке, из под которого выглядывал еще и тоненький беленький платочек, замершей перед иконой Спасителя.
Лицо светлое, одухотворенное, так и светится добротой. И исповедовалась она с утра и причастилась, так что душенька ее была совершенно довольна.
"Я письмо пошлю.",- как сказал батюшка, так и сделал. Вот уж и ответ пришел от дочери и деньги на дорогу.Она потрогала вздрагивающими от волнения пальцами конверт в кармане синего рабочего халата, который ей выдали, как одной из церковных служащих.
И убедилась, что тот на месте. Робкая улыбка, появившаяся на ее губах, озарила все пространство, так как была на Ксане, как на самом невзыскательном смиренном человеке, божья благодать и милость.
Все переменилось, горе радостью обернулось благодаря добрым людям. Отец Афанасий сказал, что бояться ей теперь нечего, Что Тихон, муж стряпухи, ее завтра на своей машине до станции довезет и на поезд посадит.
Хотелось Ксане низко-низко поклониться на прощанье, потому что, все эти люди ее жалели.
Зимний день короток, смеркается рано, к ночи мороз лютеет. Смотрит батюшка в обледенелое окно, размышляет.
Радуется душой за Ксану.
Батюшке уж самому за пятьдесят, не мальчик. Ряса на нем старая затертая, уже и цвет потеряла и починена кое где аккуратно, не любит батюшка наряжаться.
О душе надо думать,как не погубить.
Его все удивляет, как люди этого не понимают.
Отец Афанасий раздевается и ложиться спать, но ему не спится, радеет о церковных делах, как выкрутиться с деньгами, чтоб часовенку обновить.
Наконец, ткнувшись носом в белоснежную наволочку он засыпает, подумав напоследок:
-Спаси Господи и помилуй меня грешного и всех православных христиан, на всех путях, где бы они не находились.
Ночь ходит средь сугробов по безлюдному городу. Тени от язычка пламени красной лампадки, что висит в углу под иконой Божьей Матери бегут прятаться по углам.
Ничто не изобличает присутствие в комнате ангела.
Если только совсем сильно всмотреться в темноту, можно узнать очертания Его фигуры по золотому сиянию.
Но, батюшка спит так крепко, что никогда не встает ночью с постели.
Свидетельство о публикации №218032501609