Прощай Ворон. Инженер-адмирал
Правильно. Обычный шалопай-лейтенант об этом только и думает. Но Барсуков был не обычным шалопаем, поэтому голова его в данный момент была занята более существенными мыслями.
Сегодня за завтраком в кают-компании обменялись дружескими подначками строевые офицеры с офицерами-механиками. Суровый артиллерист, счастливо выживший при гибели «Новороссийска», заключил военно-морской трёп философским заключением: «Любой минный офицер, артиллерист, штурман, связист живет мечтой об адмиральских звёздах, механики же лишены подобных мечт. Значит их нужно просто пожалеть».
Вот об этом и задумался Барсуков: « Справедливо: в адмиралы выходят с мостика, механикам же путь на ходовой мостик закрыт. Значит и адмиралами им не быть. А может быть -- быть? Вопрос!"
Под влиянием этих мыслей Барсуков, сойдя на берег, отправился не в Дом офицеров, а в библиотеку. Там ему откопали Морской справочник, из которого он узнал, что не только строевые офицеры, но и механики тоже могут быть адмиралами, что только с 40 по 60 год 135 флотским механикам были присвоены адмиральские звания, правда, с приставкой «инженер»: инженер-контр-адмирал, инженер-вице-адмирал, инженер -адмирал ( в 1971 звания изменили: контр-адмирал-инженер, вице-адмирал-инженер, адмирал-инженер, а в 1984 приставку «инженер» вообще аннулировали).
Смотри-ка, а раньше он и не знал, что есть инженеры адмиралы. Он как-то не встречался с ними. Да и вообще: это же несовместимые понятия типа пожарный-поджигатель.
До высшего флотского инженерного звания «инженер-адмиал»: дослужились только три человека:
Берг, Аксель Иванович,
Исаченков, Николай Васильевич,
Котов, Павел Григорьевич.
Барсукову тоже захотелось быть адмиралом. Поэтому его очень заинтересовал вопрос: за что , за какие заслуги получают флотские инженеры адмиральские звания? За примером от обратился к биографии Берга.
Во-первых, по фамилии видно, что Берг – не русский. Это уже интересно. Его отец – царский генерал, лютеранин, шведского происхождения, мать – начальница женской гимназии.
Во-вторых, Берг начал службу как строевой, флотскй офицер, т.е. с мостика. Он окончил кадетский корпус, затем Морской корпус,
Служил штурманом на линкоре «Цесаревич» и на подводной лодке «Пантера». Командовал подводными лодками «Рысь», «Волк», «Змея».
В-третьих, это всесторонне образованный человек. Закончил Петроградский Политех и Военно-морскую академию.
В-четвёртых, Берг – это крупный учёный, специалист в области электротехники и кибернетики. Академик. Директор Института радиотехники и электроники. Заместитель Министра обороны.
В тридцатые как вредитель, успел отсидеть пару дет, но был реабилитирован. Как всякая творческая личность, имел трёх жён.
Ознакомившись с биографией Берга, Барсуков сначала удивился тому как много успел свершить этот человек, а затем понял, что ему такие подвиги не по плечу. Тогда он обратился к Исаченкову.
Родословная Николая Васильевича Исаченкова была скромнее, чем у Берга. Родился он в семье ткачей. После службы на флоте поступил в Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского, , которое окончил в мае 1928 года и был направлен для прохождения дальнейшей службы на Черноморский флот трюмным инженер-механиком эсминца «Петровский». В мае 1930 года был назначен старшим инженер-механиком эсминца «Дзержинский», а в апреле 1932 года — флагманским механиком отдельного дивизиона эсминцев ЧФ.
В августе 1936 года Исаченков был переведён в центральный аппарат наркомата ВМФ СССР. Был заместителем начальника, а затем начальником отделения Управления кораблестроения. В 1938 году назначен заместителем начальника Управления кораблестроения, в апреле 1940 года возглавил это Управление.
Участник Великой отечественной войны. В 1941;1945 годы организовал проводку подводных лодок и эсминцев с Тихоокеанского на Северный флот, руководил переоборудованием гражданских судов в боевые корабли, занимался строительством новых кораблей, в том числе 2 лёгких крейсеров, 19 эсминцев, 54 подводных лодок, торпедных, сторожевых и других классов кораблей.
Три сына Исаченкова – капитаны первого ранга (уже, наверное, адмиралы).
« Да, -- подумал Барсуков, -- типично наш товарищ -- механик. Но ему повезло попасть в верхние флотские эшелоны. А меня кто туда пустит?
П.Г.Котов родился в семье корабелов и сам стал корабелом. Окончив рабфак, в 1933 году Котов поступает на кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского. После завершения учебы он попадает в Главное управление кораблестроения ВМФ.
С тех пор вся его деятельность связана с кораблестроением.
В годы войны соорудил «броневой пояс» Ленинграда, создав из броневой стали, скопившейся на заводах 7312 артиллерийских и пулемётных дотов, броневых пунктов для стрелков. После войны занимался ремонтом и строительством кораблей.
Ступени роста: начальник управления Главного управления кораблестроением ВМС СССР (1950—1952), заместитель начальника Главного управления кораблестроением ВМС (1952—1953), на ответственной работе в ЦК КПСС, СМ СССР и МО СССР (1953—1957), заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ СССР (1957—1965), заместитель ГК ВМФ СССР по кораблестроению и вооружению — начальник кораблестроения и вооружения ВМФ СССР (1965-), член военного совета ВМФ. Лауреат Ленинской премии (1974).
Он настойчиво осуществлял техническую политику и реализацию требований флота к проектам новых кораблей. Котов строго контролировал выполнение плана строительства мощного океанского ракетно-ядерного флота страны.
«Тоже не слабый мужик, -- решил Барсуков, -- но ему повезло, он сразу попал в систему Техупра. Мне туда не попасть».
Таким образом, все три инженер-адмирала оказались очень неординарными личностями. Поскольку Барсуков за собой никаких неординарных качеств не наблюдал, то решил, что ему никогда не быть индженер-адмиралом.
Вот если бы он так не решил, так не разоружился, то может быть из него и вышло что-нибудь удивительное, а так – подполковник, доцент, кандидат технических наук. Только и всего.
Друзья, никогда не опускайте руки, не соглашайтесь на малое. Человеку любая высокая планка по плечу . Нужно только трудиться и стараться.
Свидетельство о публикации №218032501672