Глава 23. Эксперимент Милгрэма

Глава 23. Эксперимент Милгрэма

Как это ни странно, но я приходил к Лане еще несколько раз, в ее кабинет; моей новеллы мы не касались, мы просто болтали, и один раз мы побывали у нее дома. Она поражала меня начитанностью, а также странным отношением к людям. Иногда, помимо книжных знаний, она приводила примеры из своей практики.
– Ты знаешь, Лана, я случайно делаю людям куда больше, чем они просят. А потом они все забывают, ссорятся со мной по надуманным предлогам, а спустя годы пытаются вернуть добрые деловые отношения, но «Синяя Птица улетела», я так всем поясняю. И я не прошу какой-то особой роли, меня руководство само вычисляет, на всяких спецзаданиях. Или люди находят.
Она, мой просветитель, задумалась.
– Ты даешь идею, она начинает работать, и ты становишься в их глазах авторитетом. Думаешь, они оценят чистую мысль и подчинятся интеллекту? Что ты понимаешь в подчинении!
– Да уж, конечно!
– Ты не знаешь азов. Начни с эксперимента Милгрэма, и не надо махать рукой.
– И в чем он состоит?
– Все просто. Человек сидит у вальяжного доктора, который предлагает бить током актера в соседней комнате, повышая напряжение рукоятки электрошока. Начальное положение – «Экстремальный шок», 300 вольт. Через ряд делений идет уже «Жестокий шок», 375 вольт. Потом положение «Опасно, неизвестно», 400 вольт. Но все это, конечно, бутафория.
«Эта процедура жизненно важна для его выздоровления, – говорит набранным по объявлению людям авторитетный доктор. – Пожалуйста, продолжайте».
А в соседней комнате кричит актер, кричит на каждый удар током от рук клерка, продавщицы, или женщины во главе фонда «Длань милосердия». Словом, абсолютно любой человек подчинится авторитету.
Актер кричит, отчаянней и сильней, и жалуется, ну к примеру, на больное сердце. А потом, на позиции «Жестокий шок», замолкает.
– Повысим напряжение на «Неизвестно», это абсолютно необходимо, не хотите? «Но у вас нет другого выбора, – говорит авторитет главе правления «Длани милосердия», – он там затих, это чепуха, просто унялась истерика, и сейчас крайне важно не останавливаться».
И глава фонда, и клерк, и уборщица крутят ручку на последнее деление. И только двенадцать людей из ста останавливаются на начальных 300 вольт, «Интенсивный шок», но 65% докручивают до конечной отметки.
– Отметки с надписью «Опасно, неизвестно»? Это дико, неужели 88% полностью подчиняются авторитету?
– Да, эксперимент повторяли по всем странам и национальностям, и всегда выходила одна и та же цифра. Приказ – и 65% людей идут на убийство. А 88% не задумаются о мелких этических вопросах. Сколько он платил крутильщикам?
– Четыре доллара, в 1963 году.
– Сейчас это все двадцать баксов, инфляция, я думаю, у нас в провинции все будут крутить до упора. Хорошо, это все очень интересно, но как это относится к рабочим вопросам?
– Что касается тебя… При конфликте авторитетов испытуемый прекращал действия и включал мозги. Ты понимаешь, что твой успех – это всегда эксперимент, где ты настаиваешь на среднем положении рукоятки.
А твой босс, в опьянении денег, хочет развить успех до «Опасно, неизвестно», он требует продолжить. Вы спорите, а коллектив и окружение фирмы встают на распутье. Вы оба окажетесь дураками. 100% испытуемых прекращают эксперимент Милгрэма при конфликте докторов… Дело встает, ты уходишь, но и он разоряется, ты же никогда не выяснял, что было потом.
– Выяснял порой, ты права, тебе бы консультировать бизнес.
– Не хочу, что я там буду делать, как специалист?
– Согласен, – я вспомнил Соню, с ее мыслью о перспективе в банке, уж не обсуждали они это вместе, да наверно, обсуждали.
– Ты должен быть единственным авторитетом, с чувством меры, тогда ты перестанешь быть Синей Птицей.
– Верно, ты не читатель. Но я обожаю Дюма. Никогда не берите себе первого министра! – весь «Виконт де Бражелон» построен на том, что должен быть единственный авторитет. Король-солнце давил первого министра Фуке, ничего нового в эксперименте Милгрэма. А убивали в то время, как сейчас твою ручку крутят.
Но занудства я не выдержал:
– Лучше быть Синей Птицей, кем угодно, чем знать и думать, что ты живешь в обществе, больше половины из которого будет лупить тебя током, пока не затихнешь, потому что так им приказал сказал полный лысый дядя в очках. А сколько там, 88%, будут крутить ручку до предела, я не хочу думать, что я живу в обществе садистов, и ты загрузилась за учебой. Пошли, выпьем пива, или чего хочешь.
;


Рецензии