История появления джинсов levi s на Руси

  Ну, про Русь я, конечно же, немного пошутил... Хотя, наверняка, найдутся ушлые отечественные юристы, способные путём нескольких последовательных итераций  доказать, что СССР является правопреемником Древней Руси. Поэтому, предлагаю немного сузить временные рамки и рассмотреть историю появления джинсов в Советском Союзе.
  И ещё одно замечание, чтобы сразу расставить все точки и внести ясность в столь туманную тему. Для пущей наглядности придётся чуть-чуть перефразировать Маяковского: "Мы говорим Levi`s, подразумеваем - джинсы, мы говорим джинсы, подразумеваем - Levi`s". Надеюсь, эта примитивная мысль не вызовет серьёзных возражений?!
  Дальше, я вынужден вспомнить целую серию советских анекдотов про коренных жителей крайнего Севера. У меня нет времени пространно рассуждать о возникновении множества анекдотов про разные национальности, но все мои ныне здравствующие ровесники прекрасно помнят шутки и про "армянское радио", и про "русского, немца и американца", и про "еврея, хохла и кацапа"... однако, особняком стоит подмножество анекдотов про "чукчу". Тщательно разбираться в этой теме давайте предоставим возможность профессиональным филологам, я же хочу ограничится только одной зарисовкой: "На экзамене в литературный институт председатель приёмной комиссии пытается выяснить у чукчи- какие произведения Пушкина, Лермонтова и Гоголя, он прочитал. На что абитуриент, с гордостью отвечает: Чукча- не читатель! Чукча- писатель!" Я не хочу ни в коей мере обидеть представителей национальных меньшинств, а ,наоборот, добровольно и вполне осознанно причисляю себя к этой категории "литераторов"!
  К сожалению (а может, к счастью?), чтение художественной литературы, как вид досуга, безвозвратно потеряло для меня актуальность уже в младших классах средней школы. Изучение школьной программы по литературе вызывало у меня тоску с приступами отвращения. Про таких как я, один советский артист в своей миниатюре сказал: "За всю свою жизнь он прочитал только две книжки "Му-му" и "Аню Каренину", и то забыл, в какой из них Герасим свою собачку под паровоз бросил". Моей задачей, как школьника, поступавшего в технический институт, было написание сочинения с оценками 4/4 (то есть, четвёрка за грамотность и четвёрка за содержание). Первая четвёрка целиком была заслугой моей учительницы по русскому языку и литературе (и по совместительству, классной руководительницы) Инессы Александровны, а за вторую четвёрку - выражаю (запоздалую) благодарность Вере Павловне - она учила нас выбирать беспроигрышные темы и писать нейтральные вступительные сочинения, в которых очень трудно было бы к чему-нибудь придраться. До сих пор помню её наставления: "Если вы будете стараться написать на "пятёрку" и "воткнёте в центр последней страницы красное знамя", то можете запросто нарваться на вредную проверяющую, которая влепит вам "трояк" со всеми вытекающими последствиями..." Инесса Александровна же регулярно говорила, что школьное сочинение должно содержать достаточное (для положительной оценки) количество деепричастных и причастных оборотов, свидетельствующих о наличии интеллекта. С тех пор, я и пишу такими длинными и нудными предложениями, в конце которых уже невозможно вспомнить начальную мысль. Однако, после такой трогательной заботы о моём потенциальном высшем образовании, у меня просто не оставалось другого выхода, как получить "четвёрку" за содержание и (если не ошибаюсь) "пятёрку" за орфографию вместе с пунктуацией... Однако, я увлёкся личными воспоминаниями...
  Первые швейные изделия от Леви Страусса появились в США в 1850 году. В это время на Руси во всю процветало крепостное право, закончившееся лишь в 1861 году. Бессмысленно и глупо искать хоть какие-то следы появления заокеанской рабочей одежды в царской России. По своей наивности я, как и большинство бывших "строителей коммунизма", полагал, что первое знакомство советских трудящихся с джинсовой продукцией "загнивающего запада" произошло в 1957 году, во время проведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (в Москве).  Сказалось моё элементарное незнание творческого наследия современных отечественных писателей, рву на себе волосы (хотя уже поздно - они сами давно выпали!). Однако, это - эмоции, которые вряд ли кому-то интересны... Нужны факты и документальные подтверждения - теперь "их есть у меня" в достаточном количестве!
  Здесь я должен сказать несколько слов о ленд- лизе. Если кратко, то это была государственная программа времён Второй мировой войны, по которой США передавали своим союзникам (в том числе СССР) технику, сырьё, боеприпасы, продовольствие и многое другое. Это словосочетание можно перевести, как "в долг- с рассрочкой". СССР был включён в эту программу осенью 1941 года, а закончилась она в 1945 году. Воспоминания моего отца о ленд-лизе (напомню, что ему было 10 лет, когда фашисты напали на нашу страну) связаны, исключительно, с перечислением  американских продуктов питания: тушёнки, сухого молока, яичного порошка. Особенно, ему запомнились какие-то диковинные консервные банки (с ветчиной или колбасой?), которые открывались прилагаемым к каждой банке ключом. Мой дед же, проработавший всю войну (да и последующие годы - до выхода на пенсию) в МинЧерМет с благодарностью вспоминал американские промышленные поставки сырья и оборудования для своей отрасли. Также дед периодически с улыбкой вспоминал, что американскую тушёнку в народе называли "вторым фронтом". Американское правительство обещало открыть второй фронт для борьбы с гитлеровской Германией, но регулярно затягивало выполнение этого мероприятия. С моей точки зрения, такое поведение штатовского руководства свидетельствует, прежде всего, об ответственном и заботливом отношении к своему народу, включая военнослужащих. В последние годы в современной России, к сожалению, участились рассуждения людей моего возраста (и даже более молодых) о ленд-лизе, как о мизерной, несущественной помощи для советского народа. Эти дамы и господа являются достойными продолжателями теории о том, что "лес рубят, щепки летят", для них безразличны чужие жизни. Подумаешь, одним миллионом умерших от голода меньше, одним больше. Нескольким советским генералам (героям ВОВ) приписывают фразу о том, что "не надо жалеть солдат, бабы ещё нарожают", хотя мой дед вспоминал это высказывание ещё применительно к Гражданской войне ("Берегите лошадей, солдат бабы ещё нарожают"). Искренне считаю, что все граждане Страны Советов (да и последующие поколения тоже) должны  быть благодарны за ленд-лизовскую помощь. Простите, я опять отвлёкся от "джинсовой" темы...
   Не надо обладать аналитическим складом ума для того чтобы понять, что именно в этом месте я попытаюсь связать в единый (сухопутный) узел: литературу, ленд-лиз и американские джинсы. Причём, на этот раз, сделаю задуманное чужими руками, а точнее, с помощью цитат из различных произведений широко известного писателя Василия Аксёнова. Итак, внимательно читаем рассказ "Завтраки 43-го года": "Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и тёмно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. Штаны были жёсткие, из чёртовой кожи, но к тому времени я их уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты из другой материи." Речь идёт о 1943 г., причём из прочитанного становиться понятно, джинсы были протёрты до дыр, а для выполнения этой задачи нужен ещё (как минимум!) год. Таким экзотическим способом, я лишь хочу обратить внимание терпеливых читателей на высокую вероятность первого проникновения джинсов Levi`s на территорию СССР ещё в годы Второй мировой. Причём, справедливости ради, надо отметить, что кроме поставок одежды и обуви по программе ленд-лиза, в Советский Союз частным образом отправляли посылки, говоря казённым юридическим языком, различные "физические лица", проживавшие в более благополучных и богатых странах (включая, всё те же Соединённые Штаты). В таких отправлениях, с не меньшим успехом, могли находиться и штаны из джинсовой ткани.
   В романе этого же автора "Ленд-лизовские" наткнулся на восторженное описание фирменных ботинок: "И вдруг: я держу в руке дар небес или морей, в общем, того и другого - ботинки из Британского доминиона Канада! Любовно я поднимал эти тяжёленькие и в то же время мягонькие и наблюдал, как они плывут надо мной то парой, то поодиночке... Я переворачивал их подошвами вверх и глаз не мог оторвать от неслыханных подошв, на внешней стороне которых, на обеих, во всю ширину красовались рельефные отпечатки герба Британской империи."
  Кстати, на следующий год после окончания ВОВ мой отец поступил в ремесленное училище (осваивать профессию фрезеровщика) и ему сразу же (бесплатно) выдали новые американские ботинки коричневого цвета. Они были довольно громоздкими, но достаточно прочными и очень удобными в носке. Уверен, что эта обувь оставалась на складах от ленд-лизовских поставок. Интересно, что товарищ Сталин после окончания войны отказался оплачивать полученное от империалистов "добро". Был применён стандартный советский приём под лозунгом "Кому я должен, всем прощаю". Этот же "кидальный" принцип (хотя в те годы не было такого слова в социалистическом лексиконе) немного позже распространился и на внутренние расчёты с собственным населением, которому в добровольно-принудительном порядке часть зарплаты выдавалась облигациями государственного займа. Когда подошёл срок погашения этих ценных бумаг, то Сталин уже отсутствовал в этом мире (по единственной уважительной причине), а Хрущёв директивным решением заморозил выплаты.
   Давайте лучше продолжим чтение аксёновского романа. Автор рассказывает: "Едва лишь испарились ботиночные страсти, как тётя Котя явилась с ещё одним заокеанским подарком. На этот раз это были штаны! Штаны из Штатов! Соединённые Штаны Америки! Тёмно-голубые жёсткие штаны, простроченные суровыми белыми нитками по всем линиям кроя, то есть вдоль бёдер, на заду, на карманах и на помочах с кокеткой. Кое-где в эти швы были вделаны медные неснимаемые кнопки непонятного назначения. Ещё более непонятным был кусок кожи, наглухо притороченный к заднему карману. На нём были большие латинские буквы и цифра 1858."  Здесь мне придётся в очередной раз извиниться за собственное занудство, но считаю своим долгом внести определённые уточнения. Во-первых, если упоминаются помочи, да ещё и с кокеткой, то, скорее всего речь идёт о джинсовом полукомбинезоне. Во-вторых, кнопки непонятного назначения являются медными заклёпками. В-третьих, 1858 - это число, а НЕ цифра! Из курса школьной арифметики хорошо известно, что цифр только десять штук (от 0 до 9). Из этих цифр (при желании!) можно изваять любое число (в десятеричной системе счисления). Ох уж, эти гуманитарии! В-четвёртых, если речь идёт об изделии фирмы LS&CO, то была изображена дата (год) 1853. Хотя, из-за систематически ухудшающегося зрения, я сам нередко путаю "тройку" с "восьмёркой", особенно в не слишком трезвом состоянии...
  Громко читаем вслух Аксёнова дальше: "Слово "джинсы" пока ещё не существовало в вольерах русского языка. Если считать от 1944-го до 1956-го, оно ещё 12 лет не появится. Пока что Акси-Вакси неловко путешествовать по жизни в таких штанах. Ребята посмеивались: "Где ты оторвал такую спецовку из "чёртовой кожи"?" Постепенно А-В так привык к ним, что не представлял себе мальчика в других. Они обладали особыми свойствами: с течением времени они приобретали формы хозяйских ног, а если вы повисните на чугунной пике городского парка, не паникуйте - выдержат!"
  Ну вот, в принципе "ч.т.д." (что и требовалось доказать)! Лично у меня нет никаких оснований не доверять мнению популярного литератора! Первые джинсы, и прежде всего Levi`s, были завезены в СССР ещё во время Второй мировой войны!
  Что касается самого Василия Аксёнова, то из разных достоверных источников известно,  он был большим любителем качественного иностранного ширпотреба. Одно время таких молодых людей в Советском Союзе называли "стилягами". В своих рассказах и романах писатель активно использует ненормативную лексику, жаргонные словечки, блатные выражения, кроме того, он сам придумывал новые слова и словосочетания. Так, например, в одном из его рассказов ("Высоко там в горах, где растут рододендроны...") я увидел следующее предложение: "Чудаки в блуджинсах, в синтетических курточках, в шарфиках и войлочных шляпах стояли, качаясь, обалдев от счастья." Не слишком эстетичное слово "блуджинсы", похоже, изобрёл сам Аксёнов, при печатании этого текста на компьютере, встроенный орфографический редактор упрямо подчеркнул это составное слово красной волнистой линией, как подчёркивали в тетрадках ошибки мои школьные преподаватели  русского языка и литературы.
  Прекратить собственное паразитирование на имени известного писателя, мне хочется цитатой из ещё одного писателя - Евгения Попова (товарища Аксёнова). Эта фраза неоднократно употреблялась Поповым по разным поводам и имеет небольшие расхождения, однако, её смысл заключается в следующем: " Из джинсового пиджака Аксёнова, как из гоголевской "Шинели", вышла вся новая русская проза..." В другой раз, "джинсовый пиджак" был изменён на "джинсовую куртку". Интересно, о каком джинсовом бренде шла речь? Неужели, о...?
  Да, чуть не забыл, в конце апреля 1945 года состоялась долгожданная встреча советских и американских войск на реке Эльбе. Напоминаю, что у американских военнослужащих джинсы Levi`s выполняли функцию второй формы. Наши солдаты вполне могли видеть американцев в джинсовых штанах, но (на мой взгляд) синие брюки, отстроченные контрастными жёлтыми нитками не могли вызвать у них зависть и желание напялить эти штаны на себя. Эстетические пристрастия (в одежде) у русских и у американцев различались коренным образом. Если штатовские ковбои уже лет 60 носили джинсы, то для советских кавалеристов были более привычными брюки типа галифе (по имени французского генерала Гастона Галифе) и лет 25 назад (во время Гражданской войны) лучших бойцов Красной армии награждали "красными революционными шароварами".
  Теперь рассказу об одном случае из личной жизни. Мне нужно было встретиться в метро (по-моему, на "Новокузнецкой") и передать совершенно незнакомому парню фирменный ремень Levi`s. Это был стандартный ремень с прямоугольной металлической пряжкой, на лицевой стороне которой было традиционное изображение двух лошадок, лениво тянущих штаны в разные стороны. Встреча эта происходила лет 10 назад и в то время подавляющее большинство ремней компании LS&CO имело ширину кожаной части равную полутора дюймам (около 38 мм). Подошедший молодой человек придирчиво осмотрел аксессуар и, удовлетворившись качеством, поблагодарил меня. Дальше началось самое интересное. Парень извлёк из внутреннего кармана своей куртки старую покоцанную пряжку с аналогичным рисунком, но бОльшего размера, она была рассчитана под ремень шириной 2 дюйма (почти 51 мм). Я осторожно взял этот раритет в руки, в тот период времени в моей ещё только зарождавшейся коллекции не было (ни одной) подобной пряжки. Одновременно с осмотром последовало пояснение: "Ремень с этой пряжкой мой дед снял с убитого им немца (во время войны). Отец и я уже раза три меняли кожаную часть, но теперь и пряжка пришла в совсем уж непотребный вид. Придётся пользоваться Вашим ремнём, хотя он, к сожалению, более узкий". Пожав мне на прощание руку, парень прыгнул в свой поезд метро, растворившись в вагоне... Я остался неподвижно стоять на платформе, пытаясь переварить в голове только что полученную информацию. Понятно, что солидная американская компания к началу Второй мировой активно торговала со многими странами мира, включая Европу в целом и Германию, в частности. И, в принципе, нет ничего странного в том, что немецкий солдат, отправленный на фронт, надел любимый и удобный ремень. Жаль, что общение между этими солдатами происходило на поле боя, а не за кружкой пива или стаканом самогона... На этом предлагаю закончить воспоминания и рассуждения о войне. Пора перейти к мирной жизни и к Московскому фестивалю молодёжи и студентов 1957 года. (Да, разумеется, сейчас в моей коллекции пряжек и ремней, появились пряжки (под широкие ремни), аналогичные увиденной в метро).
  Итак, с 28 июля по 11 августа 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На этом мероприятии присутствовали более 30 тысяч гостей (хотел написать "со всех волостей"...) из 130 стран мира. Сам не считал, но не по причине неумения считать, а по причине отсутствия моего присутствия на этой планете... Мировая "уличная" мода конца 1950-х годов отличалась тем, что к этому времени любовью к джинсам прониклись даже самые отсталые слои интернационального населения. К СССР это никоим образом не относилось, так как только самые наблюдательные и дотошные представители советской молодёжи (во время фестиваля) обратили своё внимание на сине-голубые штаны, отстроченные контрастными жёлтыми нитками. Купить тогда эти брюки на территории нашей страны было невозможно, а за границу выезжали - единицы и в сферу их интересов вряд ли входили джинсы, да и само это слово в ту пору НЕ использовалось в лексиконе строителей коммунизма.
  Следующим этапом, хотя и не слишком значительным для приобщения наших людей к продукции компании LS&CO, стала выставка в Сокольниках 1959 года. Об этой выставке можно написать отдельную книжку, поэтому постараюсь "выдать на-гора" лишь самую важную информацию. Советское правительство решило немного сгладить острые углы в отношениях с Америкой, поэтому Хрущёв и Эйзенхауэр ,34-й президент США (руководил Штатами с января 1953 по январь 1961 г.) договорились о проведении взаимных выставок в СССР и в США. Территориально для проведения первой Американской национальной выставки был выбран московский парк культуры и отдыха в Сокольниках. С этой целью были возведены несколько павильонов, самым запоминающимся из которых стал павильон купольной конструкции (в виде ячеистой полусферы). Он был построен по системе, разработанной американским инженером и архитектором Ричардом Фуллером. Московская выставка называлась "Промышленная продукция США". Было представлено оборудование для предприятий городского и коммунального хозяйства, бытовая техника, транспортные средства. Формальной целью мероприятия было улучшение советско-американских отношений, но реально всё вылилось в наглядную демонстрацию преимуществ капиталистического образа жизни перед социалистическим. Советским людям впервые были продемонстрированы американские автомобили, катера, телевизионные установки, домашняя и кухонная техника. Наши люди были просто ошеломлены увиденным...
  Сейчас расскажу об основных стендах выставки, но прежде - небольшое замечание (характеризующее совковый образ жизни). Попасть на эту выставку было непросто. Мой отец в 1959 году (ему было чуть меньше 28 лет) трудился на 1-ой мебельной фабрике (находившейся недалеко от станции метро "Новослободская"). На весь цех (около 50 человек) профкомом был выделен ОДИН билет. Желающим пришлось тянуть жребий. В результате этого счастливым обладателем билета (случайным образом) стал мой папа, поэтому я имею уникальную возможность рассказать об увиденном с его слов. Простых советских людей, конечно же, больше интересовали вещи, так называемого "широкого потребления", чем промышленное оборудование. На выставке были представлены посудомоечные машины, многооперационные бытовые швейные машины, газонокосилки, туфли на шпильках, косметика, автомобили с открытым верхом, цветные телевизоры... Также присутствовали стенды с американской (современной по тому времени) живописью и скульптурой. Отец запомнил, что стояла большая очередь к месту, где угощали американской газировкой, он не любил подобные процедуры и не стал участвовать в дегустации.
  На открытие этой выставки прилетел Ричард Никсон (тогда он являлся вице-президентом США, хотя позже всё-таки стал президентом с порядковым номером 37). Незадолго до этого события в Москве (если не ошибаюсь) начали выпускать "Пепси-колу". Никсон подвёл Хрущёва к стенду компании "Пепсико" и предложил сравнить напиток, произведенный в Москве с привезённым из штатов. Никита Сергеевич изрёк: "Московская пепси-кола намного лучше, чем та, что сделана в Нью-Йорке!". Ещё обучаясь в ВУЗе, в каком-то из учебников по "Научному коммунизму" я прочитал про знаменитые "кухонные дебаты" между Хрущёвым и Нисоном, они, как раз, происходили на упомянутой выше выставке около стенда компании General Electric. Увидев изобилие "белой" кухонной техники, Первый секретарь ЦК КПСС с сарказмом спросил: "А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и её проталкивала?". Обалденно остроумно! Для справки скажу, что в семье моих предков (я ещё не успел родиться) в то время были: громкоговоритель (динамик, соединённый с радиоточкой), газовая плита на коммунальной кухне и предмет зависти всех соседей - телевизор "Ленинград" со встроенным радиоприёмником и со шторкой, закрывавшей экран. Телевизор продавался в комплекте с индивидуальной антенной, которую мастера устанавливали на крыше дома. Это был первый телевизор в их доме №9 и один из первых - на их улице и в небольшую комнату коммунальной квартиры набивались жители со всей округи. Небольшой холодильник "Север", пылесос  и полотёр были приобретены лишь приблизительно через год после окончания выставки в Сокольниках. Фактический материальный достаток в семье моего отца был немного выше среднего, но не столько за счёт высоких зарплат (или, не дай Бог, "нетрудовых доходов"), а сколько по причине "грамотного" экономного ведения домашнего хозяйства матерью отца (моей любимой бабушкой). У отца уже в 27 лет был свой б/у-шный "Москвич" (трёхмерный аналог Опеля "Кадет") и, увидев, на экспозиции в Сокольниках красивые иностранные автомобили, вращающиеся на больших "барабанах", отец устремился к ним. На тот момент были привезены в СССР средства передвижения компаний: GM (Шевроле, Понтиак, Олдсмобиль, Бьюик, Кадиллак), Chrysler Corporation, Ford Motor Company. Раньше (так близко) мой отец мог видеть лишь два американских автомобиля (трофейные немецкие не в счёт!) Бьюик и Шевроле. Дело в том, что в соседнем доме, по адресу 2-ой Самотёчный переулок, д. 7, проживал нарком пищевой промышленности (позже- министр) Василий Петрович Зотов и эти автомобили (с водителями) обслуживали его самого и членов его семьи...
   Рядом с каждым автомобилем, стоял русскоговорящий американец, доброжелательно и невозмутимо отвечавший на любые вопросы. Отцу запомнилось общение с одним симпатичным американским парнишкой. В процессе его ответов на вопросы советских трудящихся выяснилось, что он - студент, на деньги, отложенные от стипендии, приобрёл подержанный автомобиль, своей семьи (в настоящий момент) нет, жениться не торопиться, стал что-то рассказывать про свою бабушку, которой чуть меньше 90 лет. Из толпы окруживших ротозеев, раздался (идиотский!) вопрос: " А у твоей бабушки машина есть?". До такого глупого вопроса мог додуматься только какой-нибудь провокатор из соответствующих органов... Парень спокойно ответил, что автомобиля у бабушки нет, но она имеет накопления в размере (отец точно не помнит) нескольких десятков тысяч долларов и она легко может заказать такси для любой поездки. Откровением для слушающих стала информация о том, что компания GM насчитывает несколько сотен тысяч акционеров (750 000- удалось получить это число  с помощью поисковика): рабочих, служащих, фермеров, домохозяек и каждый из них получает свою долю прибыли в зависимости от результатов функционирования предприятия.
  Вы прекрасно понимаете, для написания этих нескольких убогих предложений, мне пришлось "перелопатить" несколько десятков статей в интернете, посвященных этой выставке в Сокольниках. Так вот, очень в небольшой части прочитанного материала упоминается о присутствии отдельного стенда компании Levi Strauss & Co. А ведь теперь уже доподлинно известно, что джинсовая продукция присутствовала в ассортименте представленных американских товаров. Причём, некоторые авторы умудрились написать какие-то небылицы. По одной из версий: американские представители, сочувствуя жаждущим взглядам советских людей на джинсы, специально отворачивались спиной, в этом момент штаны дружно исчезали в толпе зрителей и благородные американцы снова раскладывали (уже другие) штаны на стенде. Бред полный! На обнаруженном в сети фото видно довольно большое количество сотрудников органов в форме, а уж сколько их было - в штатском, можно только догадываться. Поэтому вероятность воровства джинсов, да ещё в "промышленных" масштабах была исключена, тем более, что эти штаны в СССР ещё не были слишком популярны. Вы можете спросить, а что твой отец рассказал об американских джинсах? Я дам неожиданный ответ: "Ничего!". Зная своего отца, могу констатировать, он даже не обратил внимания на одежду. В отличие от упомянутого ранее Василия Аксёнова (да и от меня тоже), отец никогда не был "тряпичником", его не интересовала модная одежда и т.д. Намного больше, чем "тряпки" его привлекали всякие "железки". В этом отношении я тоже отличаюсь от отца, мне всегда больше нравилось работать с деревом - один запах чего стоит!
  Закончить этот беглый обзор выставки в Сокольниках, хочу фразой, написанной анонимным автором: "Американская национальная выставка в Москве (1959 года) стала вторым шагом морального разложения строителей коммунизма, - первым можно считать фестиваль молодёжи и студентов (1957 года)." В принципе - всё верно...
 Следующим событием, подогревшим интерес советского населения к джинсовой одежде, в целом, и к фирме Ливайс, в частности, оказалось дело валютчиков. Этими "опасными" преступниками, подрывавшими финансовые устои экономики страны оказались: Рокотов, Файбишенко, Яковлев. Об этом процессе написаны горы книг, на основе этого материала защищены сотни диссертаций по истории и юриспруденции, поэтому я вряд ли смогу сообщить что-то новое, но для развития темы, обозначенной в заголовке, всё-таки придётся написать несколько предложений. Существует несколько причин возникновения этого (современные журналисты непременно написали бы) резонансного дела. Ходили слухи, что Хрущёв, находясь в ГДР, стал возмущаться активизацией спекулятивных связей между ГДР и ФРГ (сам не понял - что написал!). На что немецкие партнёры посоветовали обратить внимание на валютную спекуляцию в Москве. Одновременно, ещё кому-то из членов правительства (по-моему, Микояну) иностранные дипломаты стали жаловаться, что в столице СССР им не дают прохода какие-то подозрительные парни с просьбой продать хоть что-нибудь фирменное. К устранению этой проблемы были подключены самые серьёзные органы. В результате был выловлен Рокотов, он довольно длительное время занимался спекуляцией, фарцовкой и валютными операциями, для чего создал разветвлённую сеть пособников. Говорят, что Ян Рокотов был информатором органов ОБХСС и периодически "закладывал" коллег и соперников. Дмитрий Яковлев числился аспирантом Плехановского института, третьим подельником был 24-летний студент Владислав Файбишенко. Работали они на широкую ногу и занимались скупкой и продажей ВСЕГО: валюта, золото, антиквариат, заморская одежда, обувь, галантерея, сигареты, авторучки... Основные "претензии" им были выражены по 88-ой статье УК РСФСР (её называли "бабочкой" за графическое сходство с насекомым номера статьи). На протяжении нескольких месяцев 1961 года максимальное наказание по этой статье менялось (увеличивалось!) несколько раз (задним числом!). После вынесения приговора изменялась статья и выносился новый - более строгий (и так несколько раз!). В итоге наказание (при личном участии Хрущёва) из 8 лет лишения свободы последовательно превратилось в 15 лет, а затем - в "вышку". Приговор был оперативно приведён в исполнение в Бутырской тюрьме... После дела Рокотова, с ноября 1962 по июль 1963 г. было вынесено (по статье "бабочка") 163 смертных приговора. Ужесточённая 88-я статья действовала до 1990 года. Окончательно её отменили лишь в 1994 г. Дело советских валютчиков пополнило словарный запас простых советских людей словом "фарцовщик". Во время проведения следствия, оглашения приговоров и других процедур следователи, прокуроры и прочие заинтересованные в правосудии товарищи систематически произносили слово "ЖИПСЫ", обозначая им изделия из денима. Подсудимые были высоко интеллектуальными людьми, много шутили во время суда, приводили цитаты из Ильфа с Петровым,  Рокотов регулярно делал замечания судьям, пытаясь растолковать правильное произношение написанного на этикетках слова. Он, наверное, не знал "золотого" солдатского правила: "Если старшина говорит люминий - значит, люминий! Иначе, пойдёшь грузить чугуний!". Если бы ребята сразу знали, что статья будет "расстрельной", то им было бы не до смеха, да и желание заниматься валютными операциями вряд ли возникло бы... На третьем по счёту, последнем суде, Рокотов якобы сказал: "Прошу суд обратить внимание, что джинсы - это Levi`s. Всё остальное - просто штаны". Другой вариант фразы от Рокотова на эту же тему: " Джинсы бывают только марки Levi`s, всё остальное - просто штаны". Лично мне это высказывание импонирует в большей степени. Прочитав эту фразу, я решил начать собирать мысли разных людей по поводу джинсовых изделий Levi Strauss. Я вспомнил, что в далёком 1983 годы мой друг (однокурсник) Олег Головашенко сделал интересное наблюдение: "Джинсы (и в первую очередь- Levi`s) стали таким же классическим элементом одежды, как, например, классический английский мужской костюм."  В моей коллекции собралось уже несколько десятков фраз про джинсы Ливайс. На странице в инстаграм (@livinglegend2horsebrand), посвященной моей коллекции, пришлось даже создать хештег "#джинсовыемысли". Теперь там я периодически размещаю новые высказывания. Публикация каждой фразы согласуется с автором (или его представителем) и осуществляется совершенно бесплатно. Если у вас имеются подобные мысли, то, пожалуйста, присылайте, буду весьма признателен...
  Попробую подвести итог рассказу про  Яна Рокотова и Ко. (опять же применительно к своей теме). Из материалов этого дела советские люди узнали слово "джинсы" и запомнили американскую фирму Levi`s. Но это ещё не всё…
  Несколько лет назад мне на глаза попалась информация о том, что два жителя Нью-Йорка (наши эмигранты) - кинорежиссёр Георгий Гаврилов и кинопродюсер Виталий Ализер решили снять фильм (или даже сериал), посвященный расстрелянным спекулянтам. Вроде бы мама Георгия Гаврилова лично знала Файбишенко и ещё кого-то из его друзей. Для продвижения фильма (скорее  для попытки создания ажиотажа вокруг съёмок) и для реалистичного показа на экране торговли джинсами из-под полы была создана КАПСУЛЬНАЯ  КОЛЛЕКЦИЯ джинсов. Если честно, то я - в шоке! Неужели нельзя было, находясь в Штатах, взять пачку Ливайсов. Тем более, что фарца "толкала" именно такие штаны... Продолжаю по крупицам собирать информацию об этих товарищах. Фильм так и не сняли, пробную партию джинсов распродали. Выяснилось, что вместе с женой Милой Краснояровой (моделью и дизайнером) Виталий Ализер основали компанию по пошиву джинсовых изделий под брендом "Rokotov & Fainberg". Из-за трудностей перевода и сложности произношения, фамилия валютчика Файбишенко была заменена на Файнберг. Вспомнилась концовка анекдота, рассказанного мне дедом в далёком детстве: "Как?! Вы не знаете наших еврейских поэтов - Пушкинзона и Лермонтовича??!!" Ладно, проехали... Основатели нового бренда решили, что на кожаной нашивке (сзади, на поясе) нужно изобразить две восьмёрки - в виде профиля пули, а на задних карманах - такую же (намекающую на профиль пули) строчку. Мешковина передних карманов - с принтом американского флага, шить эти джинсы должны исключительно в США (Made in USA). Заказ на пошив разместили в Эль-Пасо (Техас). Ткань очень плотная производства Японии и США, соткана на раритетных станках по старинной технологии. Некоторые модели - с заклёпками из драгоценных металлов от одного нью-йоркского ювелира. Цена: от 300 до 1200 долларов США за пару. Лично я не маркетолог, но прекрасно понимаю, как тяжело в Туле продать изготовленный собственноручно самовар.
В дальнейшем логотип бренда "Rokotov & Fainberg" был заменён на "Rokotoff". Также была выпущена серебряная монета в память о валютчиках, расстрелянных по приказу Хрущёва.
  Пока я просеивал кучу бредовой информации в сети, я вспомнил, что несколько лет назад какие-то люди ходили по разным американским джинсовым компаниям и пытались их склонить к сотрудничеству по производству штанов имени Яна Рокотова. Нетрудно догадаться, что все производители в ужасе шарахались в разные стороны от такого предложения. Цивилизованные владельцы брендов очень боятся запачкать свою репутацию сотрудничеством с мафией и криминалом.  Помню, как в начале 2000-х годов прочитал небольшую заметку, где рассказывалось о попытке получить спонсорскую помощь при съёмках фильма "Бумер" от представительства компании BMW. Немецкие партнёры однозначно пояснили, что компания НЕ заинтересована в популяризации собственной продукции в качестве автомобиля для бандитов...
  Совсем недавно в одной из соцсетей какой-то товарищ написал мне с укором: "Сергей, не делайте из одежды культ!"  (Он имел в виду джинсы Levi Strauss). Вот уж, чего никогда не делал, да и сейчас не собираюсь этим заниматься! За меня - уже давно создали из джинсов  КУЛЬТ- сначала Леви Страусс (в мировом масштабе!), а затем товарищи типа Яна Рокотова (в рамках нашей страны). А я тут совсем "не при делах", извините!
 


Рецензии