Светильник-кипятильник

Людмила Корина
Родственные связи.Семейная сага
Ин-тут им. Герцена на Мойке. Фото автора 1959год

Сергей Васильевич Логачёв, род.17.9.1910, скончался 5.3.2005. Жена и сын Вадим отдавали уходу за ним все силы. Мучился 8 месяцев от аденомы простаты, и, почти потеряв зрение, слух, обезножив, молвил: хватит , пожалуй, отсвечивать…
 (Что это значило – не застить свет другим?Или считать свою жизнь светом для окружающих?). Он не врач, скорее педагог, и тоже своеобразный, никогда не лечился,и уйдя на пенсию в 46 лет,  до своей смерти в 95ть никого не лечил.Кроме аспирина, лекарств не принимал.  Похоронен на ближнем кладбище в Д-ске. На памятнике с  красивой фотографией выточена горящая свеча и четверостишие верной жены Веры –Есть люди на свете такие, светильниками их зовут, Всю жизнь свою неустанно знания людям несут.
 
Смерть отца  совпала с моим отъездом из Москвы в Италию, когда я, не получив телеграммы, добралась до Генуи и на своих ногах пришла в приёмную госпиталя, там удивились – во мне не было ни грамма железа. Срочно сделали переливание крови. Спасли и начали готовить к операции. Выжила.

За два года до смерти  отец читал мой двухтомник “Секретные войны”  и  ранее слушал пластинки с  моими песнями и исполнением, поставив на проигрыватель. Мои письма Вадиму и Вере были родственными и тёплыми - некоторые из них они складывали в особую папку. А в семейном фотоальбоме я с детства была представлена как нельзя лучше, только бывшие жёны отца и  муж Веры были  на фото отрезаны.

Жизнь с чистого листа.С чистого ли? Бумеранг летит из прошлого.  Вера Григорьевна и Вадим стали мне близки, но подменить собой мою жизнь не смогут. Их писем в  нашей  постоянной переписке  накопилось много. Вера была единственной, кто нашёл слова поддержки в мои послеоперационные долечивания.

Мысли по поводу захватившей меня темы - мучительство С.В и осознанный  разрыв   с ним, как он изящно выразился - тема отцов и детей.

Он жил  комфортно в 50е гг  в режиме выпавшего ему накопления денег и имущества. Никто ему не указ. Второй раз женился нехотя,  чтобы работу в Дрездене не терять.На работе ему приходилось сдерживаться. А здесь во 2й семье - хозяин-барин. Чего хочу, то и ворочу.

Начал выбивать любовь и послушание дочери после смерти её матери от тбц,отказав в покупке стрептомицина. Подключить хотел дочь на свою сторону в делёжке имущества со 2й женой.Не переманил, не вышло.Получилось по справедливости.

Писал - ты уже в 52м была настроена против меня... А как же, чем ты меня расположил к себе? Пианино и посылки были. Но я сызмальства отличала "добро" в твоём понимании и дочернюю любовь к больной матери. Никаких пересудов об отце  у нас в родне не было, не помню - сама жизнь отторгала.Отказ помочь купить стрептомицин за  год до смерти мамы и переманивание меня подарочками, чтобы оставила, предав  её умиравшую, за полгода. Мамина смерть, наша нищета, память о 
твоих издевательствах  над ней в 46м в Ховрино.

Чересполосица  крох доброты в мой адрес, редкая, была, она связана с разрешением побыть на родине, в Твери - летом 53го мы провели месяц с Ирой в маминых краях деревни Сотчино.
В 54м насильственное переселение в Амвросиевку. Приживалась, везде были люди добрые. И даже воюющие с тобой две женщины переставали быть чужими, природнились.

В 55м  запомнил и привёл пример, как ездил со мной в Ростов и Харьков, сопереживая моему поступлению в Ин-т.

В  56м  мы не виделись, я на Кавказе в турпоходе.
В 57м ещё один плюс - разрешил после учебного года почти сразу поехать к морю в Чемитку, где отдыхала Ира. Мачеха была против,  считая, что нам пора всем пожить рядом и как-то укрепить семью. .
58й уже не проблемы, а раскол. Семья распадалась. Платить 50 р. за мою учёбу отказался. Я открыто приняла бой.
59й  виделись в ноябре - приехал  в Л-д выпихнуть меня замуж, но сам же   не скрывал неприязни к  кандидату, которого я впоследствии назвала Сатаной. Тянул бодягу писем. Радовался, что я отказалась на середине учёбы от денег и от “наследства”, в действительности  это был чемодан тряпок, который некуда было поставить.

60й- окончательный разрыв и  отказ помочь с жильём дочери.
И так и эдак кривлялся. Не хотите по-моему, я уж себя сдерживать не стану. Хулиган Ховринский - вот кого надо было воспитывать  розгами.
В путанках ничего более дикого, как убрать дочь с глаз долой в деревню, не придумал. Вот где беса в себе тешил, и уже второй раз думал, что всё будет попрежнему, кончится разговорами."Ты уехала, не простившись с воспитателем…"

Моё отвращение к жестокости самодура. Меня три года пасли женщины, которых С.В.
навязал мне и называл семьёй. Я их заботу помню. В письмах называла "дорогими", а  теперь рекомендовал этого не делать, или уж по крайней мере присовокупить и себя к ним.

Свобода - три года института и далее, обретение семьи в лице подруги. Почуял и в ней опасность, решившись открыто назвать её имя. Писал о Свете – “она внушила тебе отвращение к профессии педагога”.А меня гнал на Сахалин без возврата,гад.

Своё родство  навязывал за понюшку родительской материальной помощи, при условии, что отказавшись от неё, я буду изредка вымаливать  что-то с его   соблаговоления. В феврале 60го   я написала, что попала в расщелину –кончилась студенческая прописка, надо менять комнату, уволилась из Аэрофлота, пробую найти рекомендацию в Интурист.Продолжая осаду меня голодом, написал мне С.В. многоречиво и даже  временно с женой нашёл согласие  - “горе ты наше луковое”, иди в райком и на завод, тогда  м.б. вышлю тебе копеечку.А я  всегда находила выход, и  уже 1го марта была зачислена на курсы Интуриста.Не имея опыта, преувеличив привычные трудности, я искала поручителя, а временная прописка на другой съёмной комнате сгодилась.

Мне  до слёз жаль ту девочку – меня, страдавшую от воспоминаний в тот момент о “женихе”, но не переставшую  серьёзно заниматься . Одновременно росла решимость преодолеть всё, а с родителем – расстаться.Чем он был занят с пенсионных  46 лет -  расходы подсчитывал,  брошюрки агитатора- пропагандиста почитывал?Ах, да, сыновей с женой нянчил с пелёнок.В 3-5лет в 68м в Москве вертлявые оба, так и норовят ботинком в лужу,  чтобы обрызгаться грязью, а папаша их сеточкой-авоськой так больненько по чувствительным местечкам сёк.

Я в 58-60е читаю английскую литературу в оригинале и все новинки журналов “Иностранной литературы”, “Юности”, изучаю на курсах архитектуру Петербурга, живопись Русского музея, сокровища Эрмитажа. Это впоследствии стало фундаменом моих знаний во всех областях искусства: театр, музыка, скульптура, живопись, литература, поэзия, киноискусство, операторское мастерство. В скромности, в стремлении к дружбе  и общению с  выдающимися мастерами.

С.В. не знал и не предполагал это во мне. Как удобно была его психика устроена –благородный путь училки на Сахалине или Алтае, а потом куда без прописки в Советской России?
Братишки в школе средне успешные(под контролем родителей) в столице от ровесников отличались.Ничего  в жизни не понимают, ничего о столичных порядках не знают, а гонор зашкаливает. Особенно Борис, смешной  и наглый в своих заявках и претензиях, ничем не обоснованных.

Посчитаем, сколько же дней - месяцев я прожила  вблизи родителя-воспитателя  в  его отпуски и мои каникулы. С полгода наберётся. "Любящий тебя и нелюбимый тобою" - ложь в этой  формулировке жмотов и путаников, всегда себе в угоду.
Пересказывал в письме  якобы оговоры матери мачехи - невоспитуемая, собьётся с пути.Только в свои 80ть признал во мне творческую личность. Такой “лук” в его огороде не произрастал: «Мы тут в основном в заботах о хлебе насущном помышляем».

Обращения в письмах в течение 30лет  к отцу и Вере  были "дорогими", они защищали Веру и Вадима, не усложняли их жизнь. В общем котле варилась полвека  его военная пенсия,жена с сыном служили  ему верно, отслоив   самодурства   послушанием и родственным чувством.С.В. обустроил своё семейное гнездо  как отшельник, прятался от жизни,убрав тв, неукоснительно соблюдал диету, углубляясь в исторические опусы, вырезал газетные статейки для вклейки в энциклопедию.  Вера строила воздушные замки пропущенной жизни.Изо всех сил старалась найти оправдание  своему подвигу страстотерпицы, вылепив "из того, что было" почти святого -Живые мощи в пиджаке увешанном медалями и 3мя орденами.После похорон почти 100летнего старца призывала сыновей молиться на него."Больше, чем добро,нас привязывает к человеку зло".

Получив шанс обложить меня налогом(это был не закон, а очередное препятствие) за бумажку разрешения  отъезда на пмж, С.В. подсчитал скрупулёзно свои траты на дочь с рождения, военного аттестата и первых лет учёбы в институте. И я посчитала, - 18 лет обязательного окормления дочери не вышло, сэкономил. А получить  через 20 лет необщения хотел  всё. Ободрать и голой в Африку пустить. Получил фотокарточку с моим новорожденным сыном, отбил братьев от Афганистана - что-то   в расчетливых планах пришлось изменить. А годы шли. Надо было приспособиться жить в роли  добропорядочного обывателя.

Тяжела была история с отъездом, но параллельно шла другая история с написанием  моих портретов - ведь я почти каждый день  по будням ездила  в мастерскую художника П.Ф.Глобы. В первом портрете отражены мои раздумья  и осознание беды на перепутье  жизни.

Продукт советской эпохи

Как же  отцу можно было второй раз в жизни после нашего разрыва в 58-60м  обольститься, подумать, что ради бумажки, "вольной", меня он сможет втянуть под свою власть? На этот счёт КГБ десятилетиями заблуждались. Потом бумажку отменили. Это поначалу эмигрирующих заставляли выплачивать за полученное образование, а главное - беспомощных одиноких  родителей не бросать. Под эту категорию он явно не подходил.То, что я делала для семьи в общении и материальной помощи, было
продиктовано добрыми чувствами, без всяких подсчётов.

Впутывая меня  в свои планы при разводе со второй  женой в момент моего становления в профессии,  С.В. подтвердил свою суть - новый тип классического Отца-самодура, под масками. Писала  в дневнике - надо  с ним расстаться. Мне жить надо, а он  повис своим родством и ложью. Борис выбился своим манером из-под опеки, был более расчётлив, но сына назвал по имени отца, чуя генетическую связь.

Старел и слабел к своим 80-90, уже не покомандуешь, опять же носитель полувековой  военной пенсии. Чайный гриб на подоконнике в банке -  ему  бы немного света и чуток сахарку, так его пить можно вместо кваса. Вадим с матерью отца опекали - жалели, заботились. Он отдавал в семью свою пенсию - а зачем она старику на вечной диете  и расчётливому долгожителю? К врачебной помощи не прибегал, лекарств не принимал.

Продукт советской эпохи - потерпел от коллективизации, потом всю жизнь этой властью питался и её пропагандировал. С тех пор ни поездок, ни отпусков, забыл о загранке. Разве что редкий случай- новой семьёй перед роднёй погордиться, или у дочери отовариться в Москве.

Как его с сыном Борисом замалчиваемая ранее проблема с пропиской помучила. Не даёт им родня и КГБ всего сразу и на халяву. Какая же у С.В. была группа крови? У меня А два.Нет у меня с ним  общего.Бездушный демагог. Жмот прирождённый.Окопался как крот  на первом этаже блочного дома на полвека, под терраской погреб вырыл.
Домашние в услужении- гимны поют, а то как прожить без его пенсии. В семью  её отдавал - а как же иначе, если  своим выходом на пенсию в богатой Украине к концу жизни в ней же обрёк семью выживать.

Папа из Гестапо

Сохранившиеся  3 письма времён моего с ним разрыва(напрасно набивался в родственники) изобличают его полностью. А мои неотправленные черновики писем и два письма - моё рождение, как человека и личности.
Прекрасно знал и помнил, когда был добр ко мне и когда впутывал в распри с давно разлюбленной второй женой. Плёл околёсную сплетен, ревнуя. Раньше крохобор высчитывал с неё за видимость семьи, предлагая содержать меня и её сына. Мачеха в своей игре воспользовалась моей поддержкой, найдя верный тон, что бедная она и гонимая. Надеялась его на суде покарать. Не вышло. Я устранилась от них всех.

Как легко было обольстить меня   простыми добрыми словами. Дав возможность отцу купить по моей очереди “Волгу”, я  на него зла не держала. Пусть строит новую семью. Писала в записях - как хорошо делать людям добро. А сама ещё только вступала на тропу испытаний  и бед.

Я понимала добро как добрую волю,  не в смысле "нажить добро".
С.В. писал - я желаю тебе только добра-когда поддержки на середине учёбы лишил, когда квартиру вымогал за справку на отъезд в Италию.Садист и самодур, ради своей кубышки готов был изувечить дочь побоями и  уморить голодом. Интересно, как он намеревался отправить меня на Сахалин - по этапу? Папа из Гестапо.Его прошлое не раскрыто,не прочитано в записях теми,кто пристроился у корыта до его смерти в 95.
 
Моё христианское - отдай ближнему часть заработанного, сопровождало по жизни. Так и говорила халявщику Борису :Что же вы вознамерились у меня всё отнять, как я потом вам помогать буду?  Всем хватало. А раздача  новым родственникам подарков -  превращалась в захватывающий спектакль. Сколько баулов мы с сыном перетаскали в поездках поездом Генуя-Москва и далее, оплачивая их проводникам до места назначения. Около меня семьи кормились, не голодали и   в раздаче даров никто не был забыт. Торгашества во мне не было.Я несла в себе поэтическую стихию. 18.10.15

Людмила Корина  29.7.17 Генуя


Рецензии