Евангелие от Иоанна 1 1
ВОПРОС: «Разобраться со Словом: Слово — Бог? (1:1); Слово — Иисус? (1:14)»
ОТВЕТ:
Иоанн 1:1, 14
«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
14 И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца».
Уже к 60-му году от Р.Х. (тридцать лет после смерти и воскресения Иисуса) христианство из небольшой группы людей, следовавших за Иисусом Христом при Его жизни на земле и умещавшихся в горнице после Его вознесения на Небеса (Деяния 1:12-14, 2:1), вышло за пределы Иерусалима, Палестины начало распространяться по всей Римской империи: по всей Малой Азии, Греции и дошло до Рима.
Евангелие от Иоанна было написано самым последним из всех четырёх, дошедших до нас, Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна). Оно было написано около 100 года от Р.Х., то есть почти через 70 лет после распятия и воскресения Христа.
Жители Римской империи, среди которых распространялась весть о Христе, в основной своей массе, не были иудеями по рождению и воспитанию, наоборот, они имели эллинистическое мировоззрение, далёкое от иудейских традиций и верований времён Ветхого Завета.
Например, если бы грек начал читать Евангелие от Матфея, то первое непонятное, с чем он сталкивался — это длинная родословная Иисуса Христа.
Для иудеев родословные были не только понятны, но и представляли большую ценность, поскольку еврейская нация всю историю своего существования жила ожиданием Мессии (Спасителя), который мог прийти в любой момент. Родословные определяли также социальный статус того или иного рода или семьи и род занятий (например, колено Левия было определено для священства, и его представители выполняли те или иные служения в храме).
Для грека иудейские родословные не значили буквально ничего. Аргумент Матфея, что Иисус Христос был потомком царя Давида, также не имел смысла для грека, поскольку об этом царе греки ничего не слышали, а если и слышали, то не понимали, почему именно этот царь был в таком почёте у иудеев. Понятие Мессии также было непонятно: в эллинистической культуре не было многовекового ожидания Спасителя.
Поэтому, когда христианство пришло в языческий мир, Церковь должна была заявить о себе на языке, который был бы понят представителем эллинистической культуры. Это не значило менять или искажать христианские истины, наоборот, их следовало наложить на уже сложившееся интеллектуальное наследие эллинов, искавших смысл человеческого бытия многие тысячелетия до прихода Христа на землю.
Около 100 года от Р.Х. Иоанн жил в греческом городе Эфесе, общался с греками, поэтому, неудивительно, что автор Евангелия от Иоанна и ставит перед собой именно такую цель — донести весть о Христе языческому миру. Как это сделать? Он нашёл способ.
И в иудейском, и в греческом мировоззрении существовало понятие СЛОВА («Логос» - на древнегреческом языке Нового Завета). Представители обеих культур (иудеи и эллины) могли понять этот смысл.
ПОНЯТИЕ «ЛОГОС» в ИУДАИЗМЕ.
Для иудеев «слово» («логос») не было просто звуком: будучи произнесённым, оно было живым, начинало существовать само по себе, выполнять работу, заложенную в его понятие.
В понимании жителей Востока «слово» — это нечто реальное, что можно послать выполнить какое-то дело, а потом получить его назад. «Слово» может иметь созидающую или разрушающую силу, оно наполнено независимой жизнью.
Ветхий Завет наполнен примерами о силе и значении «слова»:
Когда Исаак, будучи сам обманутым, по ошибке благословил Иакова вместо Исава, он уже не мог отозвать своё благословение (Бытие, гл.27). Слово прозвучало, получило самостоятельную жизнь, и ничто не могло остановить его.
Если уж слово человека имело такую активность, то какую же силу имеет слово Бога?!
История о сотворении мира повествует о начале каждой стадии творения: «И сказал Бог…» (Бытие 1:3,6,11).
И дальше в Писании мы вновь и вновь встречаемся с идеей созидающего Божьего слова:
«Словом Господа сотворены небеса» (Псалом 32:6)
«Послал слово Своё и исцелил их» (Псалом 106:20)
«Так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:11)
«Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иеремия 23:29)
Для иудеев понятие «Логос» включало в себя не только «слово», но и «мудрость», «ум», «мысль», «разум», «основа», «утверждение», «разумение» и так далее — около ста значений…
«Слово Божие» — это понятие было с детства знакомо каждому иудею, поскольку звучало в синагогах каждую субботу при чтении Писания.
ПОНЯТИЕ «ЛОГОС» В ГРЕЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ.
Перед Иоанном стояла задача: представить Иисуса Христа интеллигенции с греческим мировоззрением.
В греческом мире идея «Логоса» возникла ещё в 6 веке до Р.Х., и произошло это как раз в городе Ефесе, где было написано Евангелие от Иоанна. Разум греческих философов настойчиво искал смысл жизни, причины её возникновения, и законы, по которым протекает существование всего живого и неживого.
И хотя греческие философы не имели таких откровений Бога-Творца, как имели иудеи в виде Ветхого Завета, тем не менее, они старались постичь тайны бытия.
Так, например, около 560 года до Р.Х. в Ефесе жил философ Гераклит. Главная идея его учения звучала так: всё постоянно течёт и изменяется. В качестве примера он приводил в пример реку, в которую нельзя войти дважды: вы вошли в реку, вышли из неё, тут же вошли снова, но это уже не та река, в которую вы входили первый раз, поскольку вода сменилась, значит, это уже другая река.
Гераклита интересовала мысль: почему в таком постоянно меняющемся мире жизнь не превращается в полный хаос? Заключён ли во всём этом какой-то смысл?
На свой вопрос Гераклит отвечал: все изменения и течения жизни происходят не случайно; всё происходит по установленной схеме, а эти схемы устанавливаются «Логосом». По Гераклиту, именно «Логос» устанавливает порядок и смысл, в котором существует вселенная, и это касается не только мира материи (физических предметов), но и мира событий: всё в жизни происходит с определённой целью, по плану, установленному именно «Логосом».
Заключив, что физический мир и мир событий, несмотря на всю их изменчивость, подчиняются направляющей силе «Логоса», Гераклит пошёл ещё дальше. Размышляя над вопросом: «А что в нас самих показывает, что хорошо и что плохо? Что даёт возможность думать и рассуждать? Что позволяет поступать правильно и узнавать истину, когда мы встречаемся с ней?» — Гераклит опять приходит к идее «Логоса», который пребывает в каждом человеке, направляя его в мире природы и событий. И хотя человек не в силах постичь этот «Логос», тот является неким безличным мировым разумом, который определяет истину.
Идея Гераклита была подхвачена греками, они развили её, и спустя несколько веков, к моменту прихода Иисуса Христа на землю, идея о правящем миром Логосе (или о законе, который определяет всё происходящее) была распространена в философской школе стоиков.
Стоики восхищались существующим в мире порядком, законами вещей. Задаваясь вопросами: «Что удерживает звёзды на их путях? Что стоит за чередованием приливов и отливов, дня и ночи, времён года?» Порядок всегда предполагает наличие стоящего в его основе РАЗУМА. И стоики отвечали: «Разумный Логос пронизывает всё».
Для стоиков Логос был той силой, которая вносит в мир смысл и порядок вместо хаоса; сила, которая дала миру движение и поддерживает это движение в совершенном порядке.
Греческая философия видела в Логосе созидающую, ведущую, направляющую силу Божию; эта сила сотворила всю вселенную и продолжает сохранять в ней жизнь и движение.
Конечно, Иоанн знал о значении слова «Логос» в греческой философии и о той важной роли, какую играло в ней это понятие. Однако, он не просто использует этот термин для повторения уже известного, но, раскрывает это понятие в более глубоком его значении. Иоанн представляет «Логос» не просто как безликий закон или некую силу, а как Личного Бога, явившегося человечеству в лице Иисуса Христа. Иными словами, понятие «Логоса» из «ЧТО», развивается в «КТО».
ИУДЕЯМ И ГРЕКАМ
Так, мы видим, что мировоззрение как иудеев, так и греков имело понятие «Логоса», «разума Божьего», сотворившего мир с определённым смыслом. Иоанн в своём Евангелии, используя идею «Логоса», указывает на Иисуса Христа, что Он и есть тот самый «Логос» (созидающий, поддерживающий, просвещающий, направляющий разум Бога), Который пришёл на землю, чтобы сказать каждому человеку, что ему уже не надо мучительно искать истину и разум Божий, нужно лишь посмотреть на воплотившего в человека Иисуса Христа, и они увидят Бога.
В самом первом стихе своего Евангелия Иоанн высказывает три главные мысли о «Слове» («Логосе»), то есть, об Иисусе Христе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
1. В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Конечно, Иоанн прекрасно знал первый стих Библии, в котором повествуется о начале процесса творения: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Именно поэтому он в первых же словах Евангелия заявляет о существовании Слова до начала времени.
Слово (то есть Иисус Христос) не относится к сотворённому миру, который имел временное начало; Слово пребывало до творения времени и мира.
2. И СЛОВО БЫЛО У БОГА
Иоанн утверждает, что Слово — это самостоятельная Личность, по отношению к Богу. Но, вместе с тем, эти две Личности (Слово и Бог) всегда были неразрывно связаны друг с другом (Слово было у Бога) — так перед нами представлены две Личности Святой Троицы — Бог-Отец и Бог-Сын.
Если смотреть на греческий текст, на котором было написано Евангелие от Иоанна, то это выражение дословно правильнее перевести с предлогом «к» (Слово было к Богу). То есть, Слово находится во взаимоотношении к Богу-Отцу, как отдельная Личность.
В то же самое время, Слово не отделено от Бога-Отца (в этом случае стоял бы предлог «близ»), но и не сливается с Богом-Отцом (в этом случае стоял бы предлог «в»).
Иоанн употребляет предлог «к», указывающий на личное и внутреннее отношение Слова к Отцу — нераздельное и неслиянное одновременно.[1]
Открывая нам о такой близости Иисуса с Отцом, Иоанн желает направить нас к Иисусу, если мы хотим узнать о том, что такое Бог и как Он относится к нам.
3. И СЛОВО БЫЛО БОГ
После выделения различия между Словом и Богом в предыдущем утверждении (Слово было у Бога), Иоанн тут же заявляет о тождественности Слова и Бога (Слово было Бог).
Наш русский перевод звучит так, словно сливает Слово и Бога-Отца в одну личность. На самом деле, на языке оригинала грамматическая конструкция выражает божество Слова. Слово не только божественно, но само является истинным Богом.
Слово по характеру и по свойствам, по существу и по бытию было тем же, что и Бог. Иисус был настолько таким же, как Бог, по разуму, по сердцу, по бытию, что в Нём мы можем видеть все чувства и желания Бога по отношению к человеку.
ЕРЕСИ и БОРЬБА С НИМИ
В то время, когда Иоанн писал Евангелие, кроме изложения вести о Христе на языке понятном для эллинского мировоззрения, перед Церковью стояла ещё одна важная задача — сохранить чистоту христианского учения.
Дело в том, что за те семьдесят лет, прошедшие после распятия и воскресения Иисуса Христа, в Церкви вырабатывались и создавались богословские идеи, собираемые в Символы веры. Человеческая мысль, пытаясь постичь весть о спасении через Иисуса Христа, неизбежно сбивалась с пути истины. Так возникали ереси.
Ереси, как правило, редко состоят из 100-процентной лжи. Они возникают иногда из-за чрезмерного религиозного рвения, когда люди возвышают один аспект истины над другими, или из-за недостатка веры в сердце — в таких случаях человек пытается разумом и своей ограниченной человеческой логикой объяснить деяния и логику Бога-Творца. Но, если даже ересь возникла из-за «горячего желания угодить Богу», это не значит, что с ней не надо бороться и/или её не следует обличать в отступничестве от истин христианского учения.
К моменту написания Евангелия от Иоанна, в Церковь проникла широко распространившаяся ересь, известная под общим названием — ГНОСТИЦИЗМ.
Гностицизм имел несколько направлений, но все они искажали истинную сущность Иисуса Христа и Его учения.
Чтобы лучше понять Евангелие от Иоанна, нам придётся вкратце ознакомиться с учением гностиков.
В основе этого учения лежала идея о том, что вся материя — порочна и зла, а дух по своему существу — благ. Гностики развивали эту идею дальше: если Бог есть дух, то Он не мог создать мир, поскольку в этом случае, Ему пришлось бы соприкасаться с материей. Так, как же, по мнению гностиков, происходило сотворение мира? Они объясняли это таким образом: Бог испускал серию эманаций (излучений), которые можно представить себе, как расходящиеся круги от камня, брошенного в воду. Эти эманации (излучения) всё дальше и дальше отходили от Бога. С увеличением этого расстояния, эманации (излучения) всё меньше и меньше знали о Боге, породившем их. Однажды настал такой момент, когда эманации (излучения) не только совершенно потеряли знание о Боге, но и стали противоположны Ему по своей сущности. Вот тогда-то одно из таких удалившихся излучений и сотворило материю. Именно эта эманация (излучение) и была создателем мира. Следовательно, гностики считали, что Бог вообще не имеет никакого отношения к сотворению мира.
Одно из направлений учения гностиков считало Иисуса Христа — одной из таких эманаций (излучений), исходящих от реального Бога. Они считали, что Иисус — это всего лишь одно из существ, которые во множестве стоят между Богом и миром материальным. Первое направление гностиков не верило в Божественность Иисуса Христа, полагая, что Он удалён от подлинного Бога и никаким образом не связан с Богом-Творцом.
Вот почему Иоанн в первых строках Евангелия представляет миру христианское понимание Бог-Творца, Который сотворил мир («Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанн 1:3) и Сам пришёл в этот мир в лице Иисуса Христа (Слова).
БОЖЕСТВЕННОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА
На протяжении всего Евангелия Иоанн подчёркивает Божественную природу Иисуса.
а) ПРЕДВЕЧНОСТЬ, то есть, существование Иисуса до начала всей сотворённой материи
Иоанн 6:38 «Я сошёл с небес» — заявляет о Себе Иисус.
Иоанн 8:58 «Иисус сказал им: …прежде, нежели был Авраам, Я есмь»
Иоанн 17:5 «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»
б) ВСЕВЕДЕНИЕ Иисуса.
Иисусу не нужно было задавать кому-либо вопросы, чтобы получить на них ответы. Иоанн подчёркивает, что Иисус обладал сверхъестественным знанием и, независимо от информации, исходящей от людей.
Иоанн 4:16-18. В разговоре с самарянкой Иисус точно знает и как её прошлое, так и настоящее семейное положение.
Иоанн 5:6. Иисусу достаточно было посмотреть на больного человека, как Он тут же узнал, сколько времени тот страдает от своей болезни.
Иоанн 6:64 «Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его»
Иоанн 11:14. Иисус знал, что Лазарь, Его друг, умер, хотя за два дня до этого вестник сообщил, что Лазарь только болен.
в) ПРИНЯТИЕ ПОКЛОНЕНИЯ от людей.
Иисус принимает поклонение Себе как Богу от ученика Фомы — такое мог себе позволить либо сумасшедший, либо Тот, Кто, действительно, является Богом!
Иоанн 20:28. «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!»
г) Иисус не скрывает Своего Божественного происхождения:
Иоанн 5:18 «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».
д) Слово — источник всего творения:
Иоанн 1:3 «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»
Ссылки:
[1]. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. А. П. Лопухина. Евангелие от Иоанна. https://azbyka.ru/v-nachale-bylo-slovo
Литература:
1.Баркли У. «Толкование Евангелия от Иоанна. том 1
2. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. А. П. Лопухина. Евангелие от Иоанна. https://azbyka.ru/v-nachale-bylo-slovo
3. https://foma.ru/v-nachale-byilo-slovo.html
4. Евангелие от Иоанна. Синодальный перевод.
Свидетельство о публикации №218032500396