Она прожила чужую жизнь - 2. главы 40 и 41

Глава №  40

     Дом, в котором теперь жили Лариса и Володя, принадлежал шахте. Две квартиры были выданы заводу по договору со строительной организацией, использовавшей вырабатываемые ним пластмассы.
Заселён, в основном, шахтёрами.

Для развития угольной отрасли привлекались люди со всего Союза, и потому в доме жили семьи самых разных национальностей, из самых разных городов.
О себе шахтёры говорили: - «Мы каждый день идём на работу, как на войну, потому что не знаем, вернёмся ли домой».
Официальная статистика замалчивала случаи завалов, взрывов метана и других несчастий, происходивших в шахтах. Но даже среди соседей-шахтёров  было немало таких, кто получил травмы на работе, порой очень серьёзные. Жили в доме инвалиды, жили вдовы и дети погибших шахтёров.

Люди привыкали к опасностям, работали ударно, но и отдохнуть умели «от души». Праздники, и семейные, и государственные, отмечались с размахом, с обильными возлияниями.
Довольно часто, возвращаясь вечером с работы, жильцам приходилось буквально переступать через спящих в пьяном угаре прямо на бетонном полу подъезда мужиков, и даже женщин.

Напивались до беспамятства, до полной невозможности добраться домой, порой до соседнего подъезда!
О словесных оборотах этой публики и говорить не приходилось: бранные слова, словно мерзкие жабы, выскакивали из их ртов, как только они открывались.
Таких семей насчитывалось одна-две на подъезд, но и этого было много.
 
Как-то среди ночи Ларису разбудили частые звонки в дверь.
Вскочила с постели, подошла, спросила:

- Кто там?

- Это я, Нина! Ваша соседка с четвёртого этажа! Откройте!

Володя тоже проснулся, подошёл, открыл дверь.
Соседка, молодая, всегда бледная, понурая, словно чем-то напуганная женщина, муж которой работал крепильщиком на шахте и его редко когда можно было увидеть трезвым, громко запричитала:

- Помогите, помогите! Муж снова напился, меня побил, а потом схватил топор и порубил телевизор. Сейчас уже рубит холодильник! Помогите! - она обратилась к Ларисе: - Пусть твой муж пойдёт, и что-нибудь сделает!

- Что сделает? - не поняла она. - Нина, о чём ты говоришь?! Не хватало, чтобы и моего Володю твой Иван порубил. Вызывай милицию, а мой муж никуда не пойдет.

В это время сверху послышался шум и чьи-то неуверенные шаги. Это Иван с топором в руке спускался по лестнице, бормоча себе под нос какие-то ругательства.

Увидев его, соседка словно бы сжалась в комок, но Иван, наверное, ничего вокруг не видел. Качаясь, прошёл мимо и побрёл вниз.

- На работу пошёл, - успокоилась соседка и поднялась к себе.



Глава № 41

В молодости Лариса начиталась умных научных статей о том, как надо воспитывать детей, и теперь внушала своему сынишке:

- Юрочка, драться нехорошо. Дерутся плохие мальчики. Ты же у нас хороший, умный, поэтому никогда не дерись. А если к тебе будут приставать другие, нехорошие дети, скажи им, что они плохо делают, что так нельзя, и они перестанут.
Ребёнок слушал и запоминал мамины слова.

Как-то он играл в песочнице со старшим на год Серёжей, сыном Нины и Ивана.
Лариса сидела на лавочке у подъезда и читала учебник.
Услышав громкие крики, оторвалась от книги, взглянула в сторону детишек.

Увиденное потрясло до глубины души: Серёжа лупил Юру кулаками, а тот, подняв ручонки, старался прикрыть голову и громко кричал:

- Ты, Сельоза, плохой мальцик! Ты нехолосый мальцик!

Соседский мальчишка дубасил куда попало со всей силы, а её сын даже не защищался!
Подбежала к песочнице, забрала своего плачущего ребёнка.

- Мама! Сельоза нехолосый, плохой мальцик! Да, мама? Я ему говолил, говолил, а он всё лавно бил меня!

- Да, сыночек, да, - сама чуть не плакала от обиды за сына.

Что-то не так было в тех научных рекомендациях...
Разве проймёшь даже самыми убедительными словами этого выросшего в сквернословии, пьянках и зле соседского мальчишку? Что он видел каждый день в своей жизни?
То, как пьяный папа бьёт пьяную маму? Или как дерутся и сквернословят пьяные гости?
Да и его самого каждый день шлёпают и дубасят ни за что, ни про что в сопровождении самой нецензурной брани, которая там считается нормой.

И тогда стала говорить сыну:

- Юрочка, сам не задирайся, но сдачу давай.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии