Евангелие от Иоанна 1 14

ЕВАНГЕЛИЕ от Иоанна, глава 1, стих 14.

ВОПРОС: "Слово=Иисус? (Иоанн 1:14)"

ОТВЕТ:

Евангелие от Иоанна 1:14 «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца».

ЕРЕСЬ ДОКЕТИЗМА

Разбирая стих 1, главы 1 Евангелия от Иоанна («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» http://www.proza.ru/2018/03/25/396 ) мы узнали о разрушительной ереси гностицизма, проникшей в христианскую церковь к 100 году Р.Х.. Как уже было сказано, первое направление гностицизма отвергало Божественность Иисуса Христа, считая Его не Богом, а лишь одной из эманаций (излучений) реального Бога.

Второе направление гностиков называлось ДОКЕТИЗМ (от греческого слова — «казаться»). Докетисты всё-таки признавали, что Иисус — это Бог, но они утверждали, что, поскольку Бог не может касаться порочной материи (а физическое тело — это плоть), то Иисус также не имел реального физического тела, состоящего из плоти и крови. Они считали, что людям лишь казалось, что Иисус был человеком, на самом же деле, по словам докетистов, когда Иисус ступал по земле, Он не оставлял никаких следов, потому что Его тело не имело веса (тело лишь казалось телом, на самом же деле, оно было иллюзией, призраком, бестелесным духом). Докетисты никогда не могли сказать: «Слово стало плотию» (Иоанн 1:14).

Понятно, что ересь докетизма представляла собой своего рода ложное благоговение, пытаясь отделить Божество от, якобы, порочной материи. Но эта ересь представляла опасную угрозу христианской благой вести, поскольку уничтожала смысл воплощения Христа в плоть ради спасения человека: ведь, если Христос не имел плоти, то и на кресте Он не страдал?! А если Он не страдал на кресте и не умер (призрак же не может умереть!), то и воскресения тоже не было?! Иоанн не мог допустить распространение и утверждение подобной лжи, поскольку она приводит к полному отрицанию идеи заместительной жертвы Христа ради нашего спасения!

Эллинская философия также не могла представить себе, что Бог может принять человеческую плоть. В представлении грека тело человека было злом, темницей, в которую заключена душа, могилой, в которой томится дух. Философы-стоики презирали тело, когда сравнивали его с духом, живущим в нём. Они призывали относиться к телу с пренебрежением, игнорировать его потребности, поскольку тело бренно и имеет ограничения и слабости.

Поэтому евангелист заявляет нечто совершенно новое для языческой философии: Бог может ВСЁ! Он может стать человеком, и Он стал им! Вечность может вторгнуться в ограниченный материальный мир, чтобы явиться перед Своим творением в видимой форме, чтобы люди могли видеть Бога своими глазами!

Иоанн в своём первом послании настаивал на том, что Иисус пришёл ВО ПЛОТИ, и заявил, что каждый, кто отрицает это, движим духом антихриста (1 Иоанна 4:3 «Духа Божьего (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста»).

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИИСУСА ХРИСТА

Иоанн говорит о Слове: динамическом, созидающем мир, направляющим ход вещей и событий, управляющем законами мироздания, вселенной и умами человеческими. Эта идея о Слове (Логосе) была хорошо известна иудеям и грекам. Но евангелист Иоанн взрывает привычные представления иудейских и языческих философов, заявляя, что «Это Слово, Которое сотворило и направляет мир, стало ЧЕЛОВЕКОМ, и мы видели ЕГО своими собственными глазами. Хотите знать, что представляет из себя этот созидающий Разум, это Слово? Посмотрите на Иисуса из Назарета!».

Употребляя глагол, который на русский язык переведён «видели», Иоанн использует греческое слово «феасфай», которое в Новом Завете употребляется более двадцати раз и каждый раз в значении ФИЗИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ, а не духовного видения: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы ВИДЕЛИ славу Его, славу как единородного от Отца» (Евангелие от Иоанна 1:14).

На протяжении всего Евангелия Иоанн подчёркивает истинность (а не призрачность) человеческой природы Иисуса Христа:

Иисус физически устал от долгого пути и сел отдохнуть в городе Сихарь, в Самарии — Иоанн 4:6 «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя»;

Ученики предлагали Иисусу еду, точно также, как предлагают поесть любому человеку, который давно не ел — Иоанн 4:31 «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь»;

Иисус понимал, что люди, окружающие его, голодны, и им необходима физическая пища — Иоанн 6:5 «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?»;

Иисус сочувствовал тем, кто испытывает страх и пытался их успокоить — Иоанн 6:20 «Но Он сказал им: это Я; не бойтесь»;

Иисус испытывал печаль, скорбь, даже плакал, как обычный человек, потерявший близкого друга (описание смерти Лазаря) — Иоанн 11:33,35-38 «Иисус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился… 35 Иисус прослезился… 38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу…»;

Запёкшимися губами, испытывая приступы удушья, Иисус, будучи распят на кресте, шептал: «Жажду» — Иоанн 19:28 «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду».

В описании Иоанна мы видим Иисуса-человека, который знает усталость и изнурение тела, раны страдающей души и физическую боль тела, распятого на кресте.

Бывает так, что и мы склонны забывать о том, что Иисус был человеком в полном смысле этого слова. «Слово стало плотию» — это утверждение показывает нам, что тело само по себе не является злом; что Иисус прожил вместе с нами человеческую жизнь и прекрасно понимает все наши трудности, через которые мы проходим в жизни, слабости, ограничения тела. Он стал одним из нас, чтобы дать нам возможность вернуться через веру в Него к Богу-Отцу. Обращаясь к Иисусу в молитве, изливая перед Ним свои скорби или радости, мы можем быть вполне уверены, что Он прекрасно понимает нас не только ментально или теоретически, но даже лучше, чем какой-либо человек способен понять нас (или мы сами самих себя), поскольку Сам прошёл человеческую жизнь в такой же плоти, на нашей земле.

Провозглашая человеческую природу Иисуса Христа евангелист Иоанн ни в коем случае не допускает ни одного намёка на то, что Божественная природа Слова, присущая Ему от вечности, каким-то образом умалилась после Его воплощения в плоть. «Умаление касалось только «формы» существования, а не «сущности». Логос как был, так и остался Богом со всеми божескими свойствами, и божеская и человеческая природы в Нём пребывали неслиянно и нераздельно» [1].

Ссылки:
[1] https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_54/1

Литература:
1. Баркли У. «Толкование Евангелия от Иоанна. т.1»
2. https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_54/1
3. Евангелие от Иоанна. Синодальный перевод.


Рецензии