Митрополит Василий Негош Петрович

Василий Негош Петрович (1709-1766 года) написал в 1754 году "Историю Черногории" и "Послание".
Митрополит Василий Негош Петрович знакомил россиян с историей Черногории, слегка её приукрашивая. Митрополит затем в своих роботах излагал в конце просьбу: "Оному народу по всегодно на воинское содержание какую-либо сумму денег" прислать. Владыка с гордостью подчёркивал: "Оный черногорский принципат никому не подвластен как точию самой ея императорскому величеству самодержице все российской. Почему бы к оному нашему народу, в случаи с турк и войны все окрестные славяно-сербские народы присовокупились, и отодали себя под протекцию все российскую".
Владыка Василий Негош Петрович поставил в трудное положение коллегию иностранных дел; санкционировать его пожелание значило рассориться с Высокой Портой. Ответ ему был дан в тщательно взвешенных выражениях, что бы и черногорцев не разочаровать и не отшатнуть их, и с Османской империей в распрю не вступить, крайне не желательную ввиду надвигавшейся в центральной Европе войны: "По его же прошению о защищении Чёрной Горы от султана турецкого, дабы на оную не восстал, не оставится во особливое уважение принять и при надёжном случае в пользу черногорского народа при Порте Оттоманской заступление учинить. Ходатайство о принятии Черногории под российское покровительство со включением её в императорский титул было принято к сведению, но не оглашено в документе международного характера. Так же владыке обещали "пристойное домогательство"  перед Веной, что и было осуществлено в ноте от 8 марта 1754 года. Исподволь, без шума, мир приучали смотреть на Черногорию как на самостоятельную государственную единицу.
Критическая ситуация, возникшая в Черногорско-Венецианских отношениях, заставила замещавшего Савву Василия Негош Петровича в апреле 1744 года прибыть в Венецию. Василий Негош Петрович в специальной записке сенату Республики Святого Марка, напоминая о заслугах черногорцев перед Венецией, сумел добиться отрешения от должности ненавистного черногорцам Н.Болицы, а так же настоял на открытии для черногорцев рынка в Которе.
Успешная миссия Василия Негоша Петровича в Венецию способствовала росту авторитета и влияния на значительную часть черногорского общества. По возвращению из России Савва Негои Петрович, ревнуя Василия Негои Петровича к его возросшему влиянию, предпринял энергичные меры для его нейтрализации. Савва Негош Петрович, именуя Василия Негош Петровича фальсификатором и интриганом, всячески старался продемонстрировать венецианским властям свои симпатии к Республике Святого Марка. Савва Негош Петрович утверждал, что он Н.Болица оклевётан, заявлял о приверженности черногорцев Венеции и прочие. Савва Негош Петрович предложил Венецианским властям послать на службу в их владения батальон из 300 черногорцев. На состоявшейся в сентябре 1745 года встрече митрополита Саввы Негош Петровича и черногорских старейшин с провидуром Далмации на которой оставшиеся Черногорско-Венецианские споры были улажены, что отвечало черногорским интересам. Однако в результате интриг митрополита Саввы Негош Петровича, Черногория оказалась поделена на две партии. Одна ратовала за старого владыку, знаменем другой стал Василий Негош Петрович. Безусловно, это разъединение являлось злом для Черногории, но было на руку Венеции. Острота конфликта между двумя родственниками и высшими церковными иерархами Черногории со временем притупилась, неприязнь между ними сохранилась до самой смерти Василия Негош Петровича.
В письме от 15 (26) июля 1743 года к А.А.Вешнякову Василий Негош Петрович сообщал, что против Черногории ополчилась вся Босния, Ближайшая Герцеговина, Шкодра (Северная Албания), Бариульцин (Турецкое приморье), Призрен и Джаковица (Косово), которые с "нашими никогда не хотят мира иметь".
В 1750 году Василий Негош Петрович был рукоположен в сан митрополита Печским патриархом Афанасием2. Его церковный статус вырос, а так же возросло влияние в Черногории, где многие были недовольны слабой и пассивной политикой Саввы Негош Петровича. В 1751 году Василий Негош Петрович отправился в Вену, где помимо прочего, направил императрице Марии-Терезии Габсбург обширный меморандум. В нём он обосновывал тезис о многовековой независимости Черногории, этой "чистой девицы, одной особой республики" под управлением митрополитов из рода Негош Петровичей. Василий Негош Петрович просил венский двор взять под покровительство Черногорию и предлагал заключить союз между Австрией и Черногорией ради освобождения Балканских земель из-под власти Турции. В Вене в то время мало что знали о Черногории, но Василий Негош Петрович был известен как человек не предсказуемый, склонный к вымыслам. Поэтому его предложения были оставлены без внимания. Кроме прочего, тогда Василий Негош Петрович весьма слабо разбирался в большой европейской политике, иначе он бы знал, что в то время Австрия не вынашивала каких-либо аннексионных планов на Балканах.
Убедившись в бесперспективности надежд заинтересовать Венский двор Черногорией, Василий Негош Петрович полностью переориентировался на Россию, и с большим успехом старался воплотить в жизнь те идеи, какие оказались неприемлемыми для Австрийской империи. 
Савва Негош Петрович в конце своего письма к Обрескову в 1751 году извещал резидента, что посылает в Россию "своего наследника Василия Негош Петровича".
В Петербург Василий Негош Петрович прибыл в середине сентября 1752 года. Целью его визита заключалось в получении материальной помощи и политической поддержки со стороны России. Практически сразу митрополит направил Синоду письмо с просьбой о ликвидации задолженности по субсидии Цетинскому монастырю с 1743 по 1752 года, а так же просил снабдить церковными книгами, выдать 100 букварей и "10 историй Александра Македонского". Желание митрополита получить книги о великом полководце Древней Греции, вероятно, связано с тем, что ещё в упоминавшемся меморандуме на имя Марии-Терезии Габсбург Василий Негош Петрович вёл отчёт черногорской истории именно со времён Александра Македонского, что, конечно, не соответствовало истине (!?). Забегая в перёд, заметим, что эти книги он так и не получил.
Следует сказать, что одной из важнейших своих жизненных задач митрополит Василий Негош Петрович считал просвещение черногорского народа. Понимая, что создание более совершенных органов управления и суда требует людей образованных, Василий Негош Петрович в своём обращении к русской императрице просил о помощи в устройстве славянских малых школ в Черногории, учеников которых по окончании он намеревался направлять для продолжения образования в Россию.
В Москве, куда Василий Негош Петрович прибыл в январе 1753 года, он развернул активную деятельность. Митрополит установил связи с видными политическими деятелями, писал многочисленные письма в Синод, коллегию иностранных дел, русским сановникам, желая заинтересовать церковные круги, российское руководство проблемами Черногории, её народа. В феврале 1753 года Василий Негош Петрович обратился в коллегию иностранных дел с посланием, в котором он излагал историю Черногорско-Турецкого единого противостояния с 1712 по 1739 года, а затем послал туда "краткое географическое описание Черногории". Василий Негош Петрович включал в состав черногорских земель не только собственно Черногорию с её четырьмя нахиями, но и часть территории Приморья, Герцеговины, все Брдские племена, а так же северо албанских католиков (Хоти, Кименти, Кастрасти). Делал он это вполне преднамеренно, поскольку понимал, что раздираемая внутренней анархией, маленькая, оторванная от моря Черногория не способна вызвать сколько-нибудь значительный интерес у русского двора. Находясь в России, он действовал как политический деятель, упорно настаивая на том, что Черногория никому не подчинена, достаточно обширна и могущественна, способна объединить Балканские народы и стать центром освободительной борьбы от Османского ига. Преследуя эти цели Василий Негош Петрович в апреле 1753 года направил письмо канцлеру А.П.Бестужеву-Рюмину, где утверждал, что Черногория никогда не была завоёвана Турцией и всегда оставалась республикой во главе с митрополитом. Он так же предлагал установить протекторат России над Черногорией и заверял канцлера, что в случае Русско-Турецкой войны "все окрестные славяно-сербские народы присовокупились, и отдали б себя под протекцию все российскую".
Черногорский митрополит Василий Негош Петрович в 1753 году в письме к канцлеру А.П.Бестужеву-Рюмину прямо указывал, что после прекращения правления династии Црноевичей (Черноевичей, правителей средневекового княжества Зета) Черногория стала "Республикой под владением своего митрополита", оставаясь таковой и в дальнейшем.
Заслугой Василия Негош Петровича является и то, что он был первым черногорским историографом. Мысли, высказанные им в обращениях к российскому руководству, нашли развитие в изданной в 1754 году типографией Петербургской академии наук книги Василия Негош Петровича "История о Чёрной горы". В ней он развивал идеи, которые возникли ранее у Юрия Крижанича и Георгия Бранковича, о славянской общности, о создании в юго-восточной Европе обширного славянского государства, прототипом которого, должна была стать средневековая сербская держава в период её расцвета. В последствии его идеи нашли продолжение среди сербских государственных и общественных деятелей. Вместе с тем книга содержит неточности, преувеличивает роль Черногории (которая представляется автором как большое и мощное государство) в анти турецкой борьбе. Книга Василия Негош Петровича довольно успешно расходилась на российском рынке. Так, например, в Московской книжной лавке с 1749 по 1763 года не осталось ни одного из 100 экземпляров, продававшихся по цене 12 копеек, что было хорошим показателем по тем временам.
Василий Негош Петрович значительно преуспел в решении задач своей миссии. Издание книги "История Чёрной горы", общение митрополита с русскими государственными деятелями способствовали формированию у правительства и просвещённой российской общественности представления о Чёрногории как о неподвластном Порте государстве.
Весной 1754 года Василий Негош Петрович из Москвы отправился на родину. Он увозил с собой субсидию за 1743-1753 года (1666 рублей 66 копеек). Кроме того, русское правительство выделило на восстановление черногорских церквей 5000 рублей. И лично Василию Негош Петровичу 3000 рублей в качестве вознаграждения за путевые издержки. Митрополит получил из Синода полное архиерейское облачение: украшенную бриллиантами панагию, а так же книги. Помимо церковных книг (евангелие, библии, катехизисы, требники и другие) владыка получил так же 100 букварей. Василию Негош Петровичу отказано было в установлении протектората России над Черногорией до тех пор, пока не проясниться, как представляют себе черногорцы степень зависимости от России и пока не поступит "формальное от сего народа прошения". Образование в Черногории, было фактически, по прежнему, лишь при монастырях.
Российское руководство и сама императрица Елизавета Петровна в 1754 году, без доли сомнения, отнеслись к заверениям Василия Негош Петровича в том, что Черногория независима. Василий Негош Петрович смог добиться того, что суждения о Черногории в верхних эшелонах власти России были самыми лучшими, и рейтинг Черногории очень сильно вырос, что сулило черногорцам субсидии и подарки, а так же дипломатическое заступничество России.
В Черногорию Василий Петрович Негош вернулся в сентябре 1754 года. Полученные в России деньги позволили, превратить монастырь Станевичи - одна из резиденций митрополита Саввы Негош Петровича - в "рассадник русской агитации"; Сюда стекался народ не только из Черногории, но и из Приморья и Брды. Василий Петрович Негош наделял прибывших деньгами; Израсходовав при этом большую часть денежных средств, полученных в России. Благодаря этой акции резко возрос его авторитет не только среди черногорцев, но и приморцев и брдян, поскольку они увидели, что за владыкой стоит могущественная Россия.
Воодушевлённый результатами поездки в Россию, Василий Петрович Негош начинает активизировать политику в отношении Турции и Венеции, что означало отход от политики митрополита Саввы Негоша Петровича, которая была направлена на поддерживание мирных отношений с турками и венецианцами. Вскоре после возвращения из России на народном собрании в Цетинье Василий Петрович Негош призвал "свободный и независимый народ" навсегда отказаться от уплаты харача туркам, что с воодушевлением было воспринято собравшимися.
Генеральный провидур Далмации Ф.Гримани точно определил главные направления политики Василия Петровича Негоша в сложившейся ситуации: "освободиться от власти Порты, добиться доверия народа, укрепить своё влияние". Одновременно Василий Петрович Негош открыто и закулисно сопротивляется политики Венеции в отношении Черногории, видя в ней препятствие той роли, какую он отводил Черногории на Балканах. Демонстративный отказ от уплаты дани не мог безнаказанно сойти с рук черногорцам. Это понимал не только Василий Петрович Негош, но и Венецианские власти.
Которский провидур Ю.Болди следующим образом оценивал сложившуюся обстановку: "Ещё в 1754 году пемена майны, поборы, браичи сбросили власть Венеции. Василий стремится заполучить на свою сторону всех православных в Боке и преуспевает в этом. Если не пресечь его деятельность - это будет иметь тяжёлые политические последствия". По наущению властей венецианские инквизиторы трижды пытались отравить Василия Петровича Негоша, мотивируя это "государственными интересами".
Понимая серьёзность ситуации, когда черногорцы каждодневно ожидали нападения войск боснийского визира Хаджи-Мехмед-Паши, Василий Петрович Негош стремился не только объединить внутренние силы, но и заручиться поддержкой России в борьбе против надвигающейся агрессии. В этих целях Василий Петрович Негош вёл обширную переписку с А.М.Обресковым, канцлером А.П.Бестужевым-Рюминым, вице-канцлером М.И.Воронцовым, а так же императрицей Российской империи Елизаветой1 Петровной.
В сентябре 1755 года оба черногорских владыки, Савва и Василий Петровичи Негоши, сообщали А.М.Обрескову о концентрации многочисленных турецких сил из Боснии и Румелии на Черногорских границах, а так же о фермане султана, которым предписывалось: "нас архиереев поймать и живых на кол посадить, а вельмож наших повесить на виселицах, народ по пленить и в работу взять и переселить в Косово поле, в нашей Цетинской резиденции крепость себе построить.... а церкви и монастыри разорить". В заключении владыки сообщали, что они проинформировали австрийского посланника в Константинополе о черногорских проблемах, проявляя определённую политическую близорукость и наивность, просили дипломатов союзных держав пристыдить султана за то, что он "Призрев... христианские империи, на малую горсть людей черногорские такое множество войск посылает".
В сентябре 1755 года Кучский воевода Илия Дрекалович, разочарованный в венецианской политике по отношению к Черногории, писал от имени всех брдян владыкам Савве и Василию Петровичам Негошам следующее: "Мы возлагали надежду на принципала венецианского, что нам протянут руку помощи, а, как слышали, не допускают никакого вспомоществования...Ах, ах, эти шелудивые козлы, разве они не знают; если б не было нас черногорцев и брдян, до самой Венеции всё бы турки отняли... Если бог даст счастье, мы ждём турок весело и надеемся на божью помощь и на великое счастье нашей христианской великой императрицы московской, что это будет на великое счастье всему христианству, и по тому начнись война - мы возьмём Царьград, но сейчас её начали не мы, а Турция. Держитесь весело, и бог нам поможет, и оттуда, откуда надеемся".
В письме М.И.Воронцову в январе 1756 года, Василий Петрович Негош, предупреждая,  какие трагические последствия будет иметь поражение Черногории для Балканских народов, замечал: "Плачет бедная Сербия, Болгария, Македония, рыдает Албания в страхе, чтоб не пала Чёрная гора; уже Далмация пала и благочестия лишается, будучи напоена униатством; Герцеговина стонет под ногами турецкими. Если Чёрная гора будет освобождена, то все к нам пристанут; если же турки чёрною горою завладеют, то христианство во всех упомянутых землях исчезнет".
Готовясь к отражению турецкого нападения Василий Петрович Негош обратился за помощью к православному населению Приморья и Брды, но все призывы поддержать черногорцев в предстоящей борьбе оказались безрезультатными.
Готовясь к войне Савва и Василий Петровичи Негоши предприняли ещё одну, последнюю, попытку заручиться русской поддержкой. В начале ноября 1756 года митрополиты приняли решение направить в Россию "епископа Зетского" Владимира. В выписанном на его имя паспорте было указано, что он отправляется для сбора милостыни на нужды своей разорённой епархии, но, кроме того, он должен был обратиться с просьбой к императрице Российской о защите черногорцев "в их бедствиях, претерпеваемых от злосчастных агарян".
В самый канун нападения турок произошло ещё одно событие, взбудоражившее всю Черногорию. 11 ноября 1756 года ночью, Василий Петрович Негош в месте с игуменом Феодосием (Теодосием) Мркавичем, оставив за себя губернатора С.Радонича, тайно покинул Черногорию и укрылся в австрийских владениях, в Риеке. Историки склонны по-разному оценивать этот поступок владыки Василия Негош Петровича. Г.Станович считает его оправданным, поскольку было ясно, что в предстоящих боевых действиях между турками и черногорцами последние не могли добиться победы, а в ходе последующих мирных переговоров турки обязательно потребовали бы выдачи владыки, своего главного врага Василия Петровича Негоша, для неминуемой расправы. С этим суждением югославского историка можно согласиться, памятуя о том, что военачальником Василий Петрович Негош, в отличии от, скажем, митрополита Данилы Вучичевича, не был. В то время, когда всё должно было решаться на поле брани, присутствие Василия Петровича Негоша в Черногории мало что значило и было бы лишь дополнительным раздражителем для турок, и без того до крайности обозлённых на черногорцев.
Война Великой Порты с Черногорией закончилась в январе 1757 года, но Василий Петрович Негош не спешил возвращаться на родину, где его ждали не только друзья, но и враги, предлагавшие в случае возвращения владыку убить, а имущество конфисковать, что бы затем использовать его для выплаты харача. Не судят только победителей, а в глазах многих черногорцев, в том числе и самых влиятельных митрополит Василий Петрович Негош был тем человеком, который наиболее резко выступал против уплаты дани туркам, он являлся главным инициатором отказа от выплаты харача, но конечный результат его действий оказался не утешительным.
Василя Петровича Негоша обрадовало назначение "от нашего двора все российского" полномочным послом во Франции брата вице-канцлера и "нашего великого приятеля" М.П.Бестужева-Рюмина, для поддержания отношений с которым он предлагал назначить С.Пучкова "полномочным послом" от Черногории. По убеждению Василия Петровича Негоша, М.П.Бестужев-Рюмин мог оказать большую помощь Черногории как при российском, так и при французском дворе, в частности повлиять через Версаль на Венецию. Как видно из всего этого, Василий Петрович Негош настолько сжился с мыслю о неразрывности судеб Черногории и России, что именует Российскую империю "нашей", и так он заявляет в письме ко второму лицу в Черногории, губернатору, который придерживается про венецианских симпатий, но которого митрополит Василий Негош Петрович рассчитывал привлечь на свою сторону и сторону Росси. 
Василий Петрович Негош был весьма информированным политиком и имел определённые основания возлагать надежды на союзников по анти прусской коалиции в лице Австрии, Франции и России. Другое дело, что по независящим от него причинам не все надежды черногорского владыки Василия Негоша Петровича в дальнейшем оправдались.
Василий Петрович Негош был недоволен ходом начавшегося в 1756 году переселения черногорцев в Россию, малочисленностью черногорских переселенцев. В 1756 году митрополит Василий Петрович Негош, не заезжая на родину, в новь отправился в Россию.
В Петербурге, куда Василий Петрович Негош прибыл в феврале 1758 года в составе делегации из четырёх человек, он развернул энергичную деятельность. Он обращался с письмами в Синод, к вице-канцлеру М.И.Воронцову, П.И.Шувалову, Императрице Российской. В этих письмах митрополит Василий Петрович Негош информировал российское руководство о тяжёлом положении черногорцев и соседних ордских племён после турецкого нашествия 1756 года и об их воинской доблести. Одновременно он обратился с просьбами к русскому правительству, суть которых состояла в следующем:
1)Чтобы народ черногорский был принят в российское подданство;
2)Чтобы из переселившихся в Россию черногорцев был сформирован полк и назван оный черногорским;
3)Чтобы для учреждения в черногорском народе доброго порядка определён был ежегодный пенсион до 15000 рублей и чтобы сверх того кто-либо из России был отправлен для пребывания в резиденции.
В этот приезд Василий Петрович Негош преподнёс Синоду щедрый дар - "псалтырь древней печати нашей резиденции Цетинской митрополии". Этот псалтырь был напечатан в Ободской типографии, основанной на Цетинье Джураджем (Юрием) Црноевичем в 1493 году. Это была первая славянская типография на Балканах, печатавшая церковные книги на кириллице. Функционировала она до 1496 года. Таким образом, Российский Синод, благодаря черногорскому митрополиту Василию Негошу Петровичу, стал обладателем редчайшего памятника славянского книгопечатания.
Для обращения к русскому двору Василием Петровичем Негошем был выбран не подходящий момент.
29 мая 1758 года последовал указ императрицы Российской Елизаветы Петровны Романовой коллегии иностранных дел о награждении черногорской делегации денежными суммами и золотыми медалями. В Черногорию для раздачи народу, Елизавета Петровна Романова распорядилась отправить 1000 "наших золотых портретов". Делегатам выделялось 2000 рублей на обратный проезд, а так же Василию Петровичу Негошу "особливо" 1000 рублей. Кроме того, по распоряжению Синода, митрополиту Василию Негошу Петровичу была выдана субсидия Цетинскому монастырю - с 1755 по 1760 года включительно - и "проездные, отъездные и подводные" в размере 965 рублей 69 копеек, а так же богослужебные книги.
Императрица Российская распорядилась сформировать из черногорцев гусарский эскадрон, который должен был со временем быть преобразован в полк, по достижению им необходимой для этого численности черногорцев-переселенцев. Синод отказал выдать Василию Петровичу Негошу архиерейское облачение, но решением конференции Синоду рекомендовалось удовлетворить просьбу митрополита Василия Негоша Петровича, поскольку решение Синода противоречило "прежде оказанным милостям и покровительству российского двора Черногории". Императрица Российская так же согласилась удовлетворить просьбу Василия Петровича Негоша о пожаловании черногорскому народу ежегодной субсидии в 15000 рублей. Однако пока субсидия выделялась только на один год. Просьба митрополита Василия Негоша Петровича о направлении в Черногорию постоянного дипломатического агента была отклонена Елизаветой Петровной Романовой, поскольку, как считала императрица, этого "нынешние обстоятельства совсем не дозволяют".
Для доставления субсидии в Черногорию - 15000 рублей - вместе с Василием Петровичем Негошем в Черногорию направился специальный эмиссар русского правительства, уже упоминавшийся полковник С.Пучков. Однако главная его задача состояла в ознакомлении с истинным положением дел в Черногории; В сборе сведений о стране и её народе.
В августе 1759 года митрополит Василий Негош Петрович с сопровождавшей его свитой, а так же С.Пучков прибыли в Черногорию.
Изложив состояние черногорских дел - после своего приезда в Петербург в 1760 году - в самых мрачных тонах, С.Пучков слишком сгустил краски, что частично объясняется и тем, что он за получением информации не редко обращался к митрополиту Савве Негошу Петровичу и другим недоброжелателям Василия Петровича Негоша. Ошибочным было его обвинение в расхищении присылаемых денежных сумм, а так же о том, что Василий Петрович Негош тратит русские деньги не ради государственных интересов, а "по своим нуждам". Василий Петрович Негош, в отличии от Саввы Негош Петровича, не был замечен в корыстолюбии. Василий Петрович Негош был "жестоким и отважным" человеком, ему удалось "держать в страхе" беспокойных черногорцев, - замечал, позже российский эмиссар Г.Мерк. 
Василий Петрович Негош, рассчитывая на то, что новая российская власть в лице императрицы Екатерины2 Великой будет проводить активную внешнюю политику, где своё место займёт и Черногория, в 1765 году прибыл в Петербург. В число задач его миссии помимо просьбы о защите от постоянной турецкой агрессии, входило ходатайство о поддержке черногорской церкви. Однако Василию Петровичу Негошу не суждено было дождаться результатов своей миссии. В марте 1766 года он скончался и был с почестями похоронен в Петербурге, в Александро-Невской лавре. Спустя три месяца Синод направил в Черногорию очередную денежную субсидию Цетинскому монастырю и церковную утварь. На родину так же возвращались сопровождавшие Василия Петровича Негоша в поездке в Россию иеромонах Иосиф Вукичевич и иеродиакон Пётр Петрович-Негош. Их сопровождал подпоручик Севского полка М.Тарасов, который должен был доставить в Черногорию грамоту Екатерины2 Великой, церковную субсидию и личные вещи Василия Петровича Негоша, которые остались после его смерти.
Понимая всю пагубность безграмотности народа, черногорское руководство, начиная с Василия Петровича Негоша, стремилось с помощью иностранных держав ввести в стране хотя бы элементарное школьное образование.
Василий Петрович Негош искал в этом деле помощи у русского правительства, а делегаты просили венский двор выделить 2000 флоринов ежегодно на создание и поддержание школы в Черногории.
В 1765-1766 годах митрополит Василий Негош Петрович последний раз посетил Россию, и там остался на всегда. Светлая ему память!


Рецензии