Советский лозунг. История вторая

(Из биографических фактов главного режиссёра)

     Алексей Федосеевич Ватченко (1914—1984) – партийный и государственный деятель Украинской советской социалистической республики: на территории Днепропетровской области и в Украине в целом. Весьма противоречивая личность. Лично для меня он был объективно ославлен тем, что после его смерти Днепропетровские шишки (в угоду тогдашней в СССР моде), желая прогнуться перед ЦК КПСС, в Днепропетровске улицу с красивейшим названием переименовали в его фамилию. Эта искажённая доля выпала на улицу Калиновая. Я тогда заканчивал учёбу в Днепропетровском театральном училище, общежитие которого не представляет себя без этой одной из самых красивых улиц города. Вообще, общежитие расположено на улице Софьи Ковалевской, но чтобы добраться до общаги, улицу Калиновую так просто не обойдёшь. Так вот, не зная самог`о А. Ф. Ватченко, но услышав о его кончине, и затем узнав о том, что вскоре после его смерти моя любимая улица названа его именем, – я и его и тех, кто это инициировал, заочно сразу возненавидел. “Ну неужели, – думал я тогда, –  нет в городе других улиц, которые нуждаются в переименовании больше?! Неужели нет в городе новых отстроенных улиц, которые ждут своё имя?! Почему именно Калиновая должна страдать из-за смерти какого-то коммуняки?!”. Через несколько лет название «Калиновая», конечно, вернули на своё законное место; но какой тогда был смысл в бездарной растрате финансов?!

     Продолжая свою театральную карьеру в моём родном городе со второй половины 80-х, я неоднократно слышал фамилию Ватченко из уст своего режиссёра, который рассказывал связанные с личностью Ватченко несколько анекдотичных историй. Вот одна из них.
     Над сценой в зрительном зале РДК (районный дом культуры), висел лозунг, уловить компрометирующую суть которого было не так-то просто. А лозунг был таким: “С ИДЕЯМИ ЛЕНИНА БОРЕМСЯ И ПОБЕЖДАЕМ!”. Как вам?
     Аналогично этой теме в то время ходил короткий анекдот: на фасаде психиатрического дома в канун юбилея вождя мирового пролетариата вывесили лозунг с текстом “Ленин с нами!”.
     Так вот, молодой ещё режиссёр, читая и вчитываясь в эти слова, красующиеся над сценой РДК, не мог понять одного: “Каким же нужно быть идиотом(!) чтобы не понимать антисоветское содержание данного изречения. Да поднялся бы из могилы Сталин, да прочёл бы ЭТО, – вряд ли бы кто остался в живых из местной власти. Как же им объяснить??? – если они даже в грамматических знаках не разбираются”. И вот, в помещении эРДэКа (или как его называл один чиновник из района – РэДэКу), где-то в 80-м году должна была состояться районная партийная конференция с присутствием А. Ф. Ватченко в качестве с`амого главного на этой конференции официального лица. (В это время я проходил службу в рядах СА.) Мой будущий режиссёр, молодой совсем тогда человек, принял решение воспользоваться любой возможностью, чтобы обратиться к этому партийному деятелю с просьбой – внимательно вникнуть в суть упомянутого лозунга.
     Когда конференция успешно состоялась, все партийцы были освобождены, кроме уполномоченных, наделённых общественными поручениями, к которым было адресовано дополнительное обращение от облисполкома в лице А. Ф. Ватченко. Объявили небольшой перерыв, Алексей Федосеевич прошёл из президиума в зал лично переговорить с несколькими людьми. Хотя мой будущий режиссёр и не состоял в членах КПСС (и не собирался состоять), но он присутствовал на этом собрании и ждал удобный момент подойти к Днепропетровскому гостю, обратив его внимание на этот злополучный лозунг, который всем партийцам был до одного места. Никто его толком не читал, а если кто и находил в нём знакомые буквы, то абсолютно не вникал в суть этих буквосочетаний, называемых словами, которые, в свою очередь, с другими словами образовывали определённый смысл, который никогошеньки не интересовал. И вот висит этот лозунг перед аудиторией в 300 человек, и НИКТО его в упор не замечает. Ну не обидно??!
     Когда А. Ф. Ватченко заканчивал разговор в зале с последним из собеседников, режиссёр был поодаль и тут же попросил у него разрешения обратиться к нему по важному делу. Перерыв уже заканчивался, и Алексей Федосеевич нехотя согласился выслушать молодого человека, предварительно выяснив, кто он такой. Разговор был примерно таким.
     — Алексей Федосеевич, пожалуйста, прочтите текст этого лозунга.
     — Какой лозунг? Молодой человек, идёт конференция. Давайте потом.
     — Ну, пожалуйста, внимательно прочтите этот лозунг над сценой и всё.
     — Странная Ваша просьба… Так…
     Они вдвоём сидели отдельно от всех, на ряду десятом, справа. В зал входили оставшиеся партийцы, чтобы услышать какое-то официальное обращение. Днепропетровский гость в качестве одолжения выполнил просьбу режиссёра.
     — …Ну и что?.. Лозунг как лозунг. Всё?
     — Алексей Федосеевич, простите меня, но Вы прочли его невнимательно. Пожалуйста, прочтите его ещё раз.
     Ватченко, внимательно глядя на режиссёра, думал, не издевается ли он. Затем, вздохнув, не понимая, чего от него ждёт этот парень, оглянувшись вокруг себя и осмотрев собирающихся в зал людей, оценив ожидание членов президиума команды продолжать, вновь начал вглядываться в большие буквы белой краской, вчитываться в слова на красном холсте и вдумываться в их смысл.
     — “С идеями Ленина боремся и побеждаем”… Так… Подожди… “С идеями Ленина бо-рем-ся и…” Не понял… Та-а-ак: “С …идеями …Ленина …борем-ся(?) и …по-беж-дА-ем???”.
     Вдруг Алексея Федосеевича как будто подменили. Спокойный человек в две секунды превратился в злого буяна. Он что-то про себя невнятное пробормотал, резко вскочил с кресла и заорал на весь зал, перепугав всех присутствующих:
     — Снять!!! Сорвать! – я сказал!.. Немедленно!!! Сей-час-же!..
     Между этими его словами украдкой еле уловимо вспыхивали обрывки других слов, неоднозначно намекавшие на ненормативную лексику. Сразу после его эмоционального взрыва никто ничего не мог понять, что произошло. Крича и негодуя, Ватченко конкретными жестами показывал, чт`о именно он имел в виду. Он резко размахивал руками, указывая на лозунг; все дружно начали вникать в текст лозунга, пытаясь понять причину такого неожиданного эмоционального взрыва уважаемого гостя из области. Кто-то с любопытством за этим наблюдал, кто-то побежал за лестницами и стремянками, кто-то, схватившись за голову, уже представлял себя вместо ответственного чиновника райисполкома последним дворником; лично режиссёр находился в некой растерянности. Понятно, что он хотел, чтобы его услышали и поняли его просьбу, но именно такой реакции он не ожидал.

     Пока этот лозунг не сорвали и не навели на сцене полный порядок, заключительное собрание конференции не продолжилось. Алексей Федосеевич выпил свои таблетки, успокоился, и когда всё уже было готово для его завершающего выступления, зашёл в президиум. Выступил он так, как будто ничего неадекватного не произошло. И лишь только заканчивая свою речь, он, подняв голову вверх и указывая пальцем правой руки на освободившееся место от лозунга, категорично добавил:
     — А теперь – по случившемуся. Дорогие мои! Ну, я всё могу понять! И даже то, что мы боремся… Но то, что ещё и побеждаем?! Это уже …слишком.
     По окончании всего этого режиссёр в свой адрес не услышал никаких слов: ни хороших, ни плохих. Ни благодарности, ни оскорбления.
     Вспоминая всю эту историю, неоднократно рассказанную нашему коллективу за десятки лет существования нашего театра, уже теперь, с точки зрения нынешнего времени я задаю себе невинный вопрос: “А может быть, суть этого лозунга была не столь уж и не права?”.
26.03.18.


Рецензии
Как здорово!
Прочла с огромным удовольствием.
И, как обычно, побежала читать мужу.
Очень! Очень!
Спасибою Аллан.
Вся суть той показушно-лозунговой эпохи в этом рассказе.

Нина Калашникова   31.07.2019 17:38     Заявить о нарушении
Итого, Вами осталась непрочитанной ещё одна моя актёрская история.)

Благодарю Вас, Нина, за хорошую отметку. Очень приятно!

С большой признательностью к Вам и Вашему супругу -

Аллан Гурченко   31.07.2019 19:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.