Падение башни

После нескольких месяцев ожидания в Екатеринбурге состоялась катастрофа – обрушение недостроенной телебашни, ставшей за три десятилетия своего возвышения над городом его своеобразным символом.

Краткая историческая справка:
Возведение башни началось в конце 1983 года, и это был без преувеличения самый амбициозный проект действующей тогда власти не только в Свердловске, но и едва ли не на всей подконтрольной территории. Башня должна была лишь немногим уступать по высоте Останкинской сестре и покрыть телетрансляцией невиданные до того расстояния. У её подножья  должны были расположиться роскошный  парк, музей, планетарий, сюда же должен был переехать Дворец пионеров.
 
Однако, как это нередко случалось в годы «перестройки», через некоторое время выяснилось, что амбиции оказались существенно выше возможностей. Уже в 1989 году в процессе строительства начались торможения, а в 1991 году башня окончательно замерла на достигнутой отметке на высоте около 220 метров. Причины остановки её роста сегодня для широкой общественности города так окончательно и не прояснены. По официальной версии закончилось финансирование, что в тот период также не было редкостью. Но по другой, более распространённой среди горожан, прекращение работ было связано с нарушением технологии сооружения объекта, что создавало угрозу обрушения башни уже на том этапе строительства.

В последующие годы с башней было связано немало событий. Устрашающий монстр стал местом сведения счётов с жизнью немалого числа самоубийц. С него совершали прыжки экстремальные парашютисты, на него совершали восхождения отчаянные студенты, на нём тренировались альпинисты. Последний несчастный случай со смертельным исходом был официально отмечен в 2003 году, после чего башню наконец закрыли, а территорию вокруг взяли под охрану.

Несколько последних лет тема башни снова стала периодически подниматься со всё нарастающей активностью. Власти города и области, выкупив недострой вместе с землёй у федеральных властей более чем за полмиллиарда рублей, объявили несколько конкурсов проектов на достройку и аукционов на покупку заброшенного объекта.

Большинство из более, чем семидесяти проектов, представленных на конкурсы разного уровня, конечно, касалось превращения башни и пространства вокруг неё в различного рода культурные и информационные центры. Но были и другие. Одним из самых одиозных стал проект по созданию на основе башни циклопического православного храма с воздвижением на её вершине статуи святой Екатерины. Однако потенциальные инвесторы проявили почти полную безучастность к самой идее достройки. Желающих выкупать объект более чем за 600 миллионов рублей с неясными перспективами последующих вложений так и не нашлось.

В 2017 году свердловские власти подарили недостроенный объект вместе с земельным участком компании УГМК (Уральская горно-металлургическая компания, принадлежащая предпринимателю И.Махмудову (50,0004 %) и миллиардеру А.Козицыну (34,9996 %)), которая сразу же объявила о намерении снести телебашню и построить на её месте ещё одну ледовую арену (несмотря на то, что всего в пятнадцати минутах ходьбы пешком от этого места находится ледовый Дворец спорта «Уралец»).
И вот 24 марта 2018 года башни не стало. За несколько секунд сотни миллионов рублей были превращены в пылевое облако.

Всего за несколько дней до сноса мы поговорили о башне с замечательным екатеринбургским художником Алексеем РЫЖКОВЫМ, которого смело можно назвать певцом родного города, одним из сторонников её сохранения и достройки.

- Алексей, ты выступаешь активным защитником башни. С чем это связано? Что, по-твоему мнению, она представляет собой для города?

- К сожалению, не таким уж активным…

- Но в соцсетях у тебя много публикаций на эту тему…

- Башня – это то, чем наш город отличается от других городов. Столько людей вложили в неё свой труд, вдохновение, мечты! Специально разработанная для создания таких башен технология напряжённого бетона – одно из научных достижений нашей страны, которым мы можем гордиться! Башня – это уникальная возможность для наших архитекторов создать выдающееся произведение градостроительного искусства. Если башню доделать, появятся веские доводы не вести вокруг неё коммерческую застройку, а создать здесь парк. Многие помнят Екатеринбург 80-х. Мягко говоря, он не был безупречным городом. Но в нём заключались уникальные возможности развития, которые просто не были использованы. Будет очень жаль, если и эта возможность будет упущена!

- Во многих твоих работах башня выступает в роли героини, иногда даже главной. Что лично для тебя связано с ней? Откуда такой интерес?

- Да, она часто попадается мне на глаза, ведь я живу рядом. Когда-то была у меня мастерская в Резановском особняке на ул. Куйбышева. С окнами на реку и видом на башню. Не всегда в моих работах она являет собой положительный образ. Бывает она там и мрачной, и несуразной. Но всегда очень характерной и узнаваемой. В течение жизни целого поколения она присутствует в жизни горожан. По моим работам видно, что башня всегда была для нашего города увлекательным визуальным приключением.

- Какой бы ты хотел видеть дальнейшую судьбу башни? Да, снос, наверное, не самое лучшее решение. Но и так оставлять её ведь тоже нельзя?

- Конечно, надо её достроить! Какой из существующих проектов оптимальный – решать специалистам-архитекторам.  Но очевидно, что вокруг неё должна быть парковая зона!
 
Столь радикальное решение, как ликвидация недостроя, имело среди горожан немало своих противников и сторонников. Но, несмотря на то, что очень большое количество жителей решительно выступали против сноса, он всё же состоялся. Мнение екатеринбуржцев никто не пытался выяснить, и теперь объективную картину их отношения к проблеме башни выяснить уже невозможно. В огромной толпе, собравшейся вокруг неё в день подрыва, кто-то высказывал одобрение, кто-то пришёл просто полюбоваться редкостным зрелищем, кто-то молча прощался, некоторые плакали. Падение грандиозного строения, так и не дотянувшего до подлинного символа города, было встречено аплодисментами части зрителей.

Мы с Алексеем также присутствовали при этом событии, которое кое-кто в толпе называл «казнью», и он прямо на месте сделал рисунок. А после него я задал ещё несколько вопросов:

- Ну вот ты сам видел, многие считают, что это было правильное решение. Ведь трудно спорить с тем, что она была некрасивой. Как ты относишься к этому мнению?

- Что такое красота? Как ее измерить? Моя глубокая печаль в том, что мои дорогие земляки в таких вопросах несведущи, их чувства притуплены. Они понимают красоту архитектуры как богатые финтифлюшки и затейливые башенки на здании, которое никак и ни с чем не связано. Купол нашего цирка вызывает негодование, как «недоделанный». А ведь там очевидна изящная красота ажурной конструкции! И это в городе шедевров конструктивизма, где есть уникальная коллекция картин прославленных художников русского авангарда! Архитектура это выразительный, мощный язык. Каждый город – это текст. Надо уметь его читать.

- Какое же сообщение посылала нам башня?

- Высотная доминанта была рассчитана на много уровней восприятия. В зависимости от расстояния и точек зрения формировались разнообразные пейзажные мотивы. Не только случайные, но и тщательно продуманные архитекторами. Самый яркий и часто цитируемый пример – перспектива Исторического сквера, которая замыкалась стройной монументальной вертикалью. Здесь можно было проследить течение времени от дерзких Петровских реформ, когда были созданы наша Плотинка и Городской пруд, и до трагически неосуществимого великого советского проекта, воплощенного в недостроенной башне. И сама незавершенность объекта давала надежду на успешное и значительное будущее нашего города и нашей страны. С близких дистанций башня впечатляла своим масштабом в контрасте с близстоящими зданиями. Она причудливо «рифмовалась» с коринфскими колоннами старинных особняков.
Наличие гигантской вертикальной конструкции придавало нашему городу столичную амбициозность. Это в традициях Екатеринбурга. Ведь отцы-основатели мечтали построить идеальный город. И в течение его долгой жизни, в гармонии с первоначальным планом было принято много удачных градостроительных решений. Какие-то из них определили привлекательность и успешное развитие нашего города на века…    

- Почему же сейчас градостроительные идеи, особенно в центре города, зачастую так неубедительны и неудачны?

- Не знаю, стоит ли винить архитекторов. Хотя эта профессия, по моему мнению, становится всё более постыдной. Занятие, родственное ремеслу палача. Отсутствие понимания, некомпетентность и полное презрение к труду архитекторов-предшественников. Можно указать и другую причину:  у руководителей масштабное мышление, охватывающее столетия, сменилось прозаичной местечковой  меркантильностью. Главная цель строительства – извлечение личной выгоды в максимально короткий срок. Потом – хоть трава не расти! Градостроительная политика стала устаревшим понятием. Её нет. Но, может быть,  главная причина – глубокая непросвещённость людей и недоразвитость общественных институтов.  Когда башню взрывали, десятки тысяч вышли поглазеть, чтобы «успеть сфоткаться». Если бы такая масса людей сплотилась для защиты башни, её бы достроили!

- Люди не могут поголовно быть экспертами и ценителями архитектуры… Даже, в общем, понимать её принципы и законы они не обязаны…

- Не обязаны, но могут!.. Надо заниматься просвещением, пробуждать интерес общества к этим вещам. Как-то все забыли, что был объявлен официальный конкурс. На него было представлено 70 профессиональных проектов. От наших авторов и от зарубежных архитектурных бюро. Их выставка в «Космосе» (Кино-концертный театр в центре Екатеринбурга – А.А.) пользовалась огромным успехом. Но вдруг внезапно всё затихло и переместилось в тень. Не было общественных слушаний. Не запрашивалась оценка экспертного сообщества. Это наш город! Но нас никто не спрашивал. Всё было сделано как-то воровато, быстро, исподтишка.

- Значит, если я тебя правильно понял, при таком подходе город наш обречен становиться все более провинциальным?

- Я не знаю. Сиэтл в начале двадцатого века сгорел дотла, Еревану около трех тысяч лет, но его образ создают здания построенные в советское время. Иерусалим был полностью разрушен и его руины посыпаны солью, чтобы ничего там не росло и никто не жил. Сейчас это прекрасные и красивейшие города! А знаменитый Вавилон, в результате непоправимых человеческих решений превратился в маленькое невзрачное поселение. Я наивно продолжаю думать, что от нас зависит многое в судьбе нашего Екатеринбурга. Надо организовываться, привлекать друзей и твердо отстаивать свои права на привлекательную, исторически ценную, красивую и комфортную городскую среду!

Иллюстрация - рисунок Алексея РЫЖКОВА "Трагический сюжет". 2018


Рецензии
"Последний несчастный случай со смертельным исходом был официально отмечен в 2003 году, после чего башню наконец закрыли, а территорию вокруг взяли под охрану"

я залазил на нее в 1997-ом году.

с уважением,

Лев

Лев Вишня   27.03.2018 14:23     Заявить о нарушении