Многим ли пригодилась в жизни алгебра?
И вот сегодня я попытаюсь ответить на вопрос «Зачем нам всё это?»
Зачем мы решаем уравнения?
Представьте, что наша жизнь – это одно большое уравнение. В целом оно равно нулю, т.е. находится в равновесии. И каждый из нас является в ней какой-то переменной, имеет какое-то значение. И если вы не знаете своё значение, то вы неизвестная величина, мистер (или мисс) Икс. Что значит найти корни уравнения? Это значит найти значения всех неизвестных, чтобы уравнение было верно. И тогда математик счастлив – нет ничего неизвестного, всё сошлось! И человек, который понимает свою роль, своё значение в жизни, тоже счастлив и понятен окружающим.
В жизни нам приходится решать множество практических задач. И здесь главная проблема заключается даже не в том, чтобы решить уравнение, а в том, чтобы СУМЕТЬ ЕГО СОСТАВИТЬ. К сожалению, в школе этому не учат совсем.
1. Прежде чем составить уравнение, мы должны уметь правильно сформулировать вопрос. Грамотно сформулированный вопрос – это 90% успеха. Если не больше.
2. Исходя из поставленного вопроса, мы начинаем собирать необходимые данные, производить измерения. То есть хороший вопрос указывает нам – ЧТО нам известно, и что необходимо найти, какие данные нужны для решения.
3. И уже на основе собранных данных составляется уравнение или производится какой-то иной анализ, который позволяет нам найти все неизвестные и составить полную картину исследуемого процесса.
И здесь мы видим, что математика сама по себе – лишь вершина айсберга, большая часть которого скрыта в нашем мировоззрении, в наших целях и стремлениях, о которых мы предпочитаем молчать в науке.
А что если мы совершенно зря забиваем головы нашим детям квадратными уравнениями, многочленами, матрицами и прочей ерундой? Что если мы заставляем их решать задачи, которые не имеют никакого смысла? Что если при другой – более правильной формулировке вопросов – есть простое и очевидное решение, не требующее сложных вычислений? Что если сам наш язык искажает смысл и направляет все наши усилия не в то русло?
Мы вхолостую тратим свою энергию, свои таланты, в то время как могли бы реально исследовать себя и наш мир, совершенствовать наше сознание, находить своё место в жизни, создавать гармоничную структуру отношений, в которой нет непонятных процессов, лишних действий, нет никаких неизвестных.
И я не знаю, что должна ответить своему сыну, потому что и сама когда-то учила математику ради оценок, интуитивно понимая, что это совсем не то, во что следует серьезно вникать. Я стала информатиком, и знаю, что информация – это больше чем цифра, и мы можем воспринимать её непосредственно, а в будущем непременно научимся ею непосредственно управлять. Без помощи суперкомпьютеров.
Свидетельство о публикации №218032600522
Анна Сергеева-Алекс 26.03.2018 14:54 Заявить о нарушении
"А теорема Виета - это слишком просто, чтобы из-за неё париться."
Что ж, пример для конкретики. A = F/m – это формула второго закона Ньютона, где: a – ускорение тела; F – сила, действующая на тело; m – масса самого тела. Из этой формулы следует, например, что при увеличении силы в 10 раз и при уменьшении массы тела тоже в 10 раз ускорение тела увеличится ровно в 100 раз. А в каких случаях такое возможно?.. Правильно, ни в каких. Например, совершенно немыслимо, чтобы при увеличении силы натяжения плеч арбалета со 100 кгс до 1000 и уменьшении веса стрелы с 50 до 5 г мгновенное ускорение стрелы увеличивалось бы со 100 м/c до 10 км/с. А это, знаете ли, чуть ли не вторая космическая скорость, скорость убегания от Земли. Но именно этой глупости учит наших детишек математическая формула второго закона механики; именно этому псевдознанию учит всех нас математическая физика.
Виктор Бабинцев 26.03.2018 15:17 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 26.03.2018 15:36 Заявить о нарушении
Анна Сергеева-Алекс 26.03.2018 16:10 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 26.03.2018 16:16 Заявить о нарушении
Для физика существует только то, что измерено; для математика существует всё то, что можно сосчитать. Но сосчитать то, чего нет может и каждый.
Анна, где в математической формуле второго закона ньютона сказано о сопротивлении воздуха? Кстати, скорость распрямления плеч арбалета при холостом выстреле только на 10% больше. При чём тут сопротивление воздуха?
Что может принести большую пользу обществу и изменить жизнь людей - "Заткнись, и считай!" или "Заткнись, и экспериментируй!"?.. Вопрос, конечно, риторический.
Виктор Бабинцев 26.03.2018 16:50 Заявить о нарушении
В школе говорят, что это частный случай, и границы применимости формулы. Надо просто слушать внимательно, а не сочинять. Но что школьнику простительно, то странно, для человека с высшим образованием. У всех законов есть границы применимости, но матаппарат успешно применяется в этих границах.
Shut up and calculate! Квантовая физика, следуя этому девизу, привела нас к современному уровню научно-технического прогресса.
Гульмира, русские ученые не так давно успешно при поддержке американских коллег синтезировали четыре новых атома периодической системы Менделеева, потому что сначала путём вычислений предсказали возможность синтеза и условия существования элементов. Оганесон - элемент, названный в честь нашего ныне живущего профессора. Московий... остальные назвали американцы.
Анна Сергеева-Алекс 26.03.2018 20:33 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 26.03.2018 21:03 Заявить о нарушении
А физические свойства и параметры (как то, например, диэлектрическая проницаемость, коэффициент преломления) можно обсчитывать, пользуясь квантовой теорией. Всё, что раньше получали эмпирически. Другой вопрос - а как будет проще? Там математика покруче, чем в школе изучают...
Анна Сергеева-Алекс 26.03.2018 21:43 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 27.03.2018 07:28 Заявить о нарушении
Виктор Бабинцев 27.03.2018 07:55 Заявить о нарушении
Я сказала, что форма второго закона Ньютона (в исходном виде) отличается от того, что вы смутно припоминаете. И ясно, что Ньютона вы не читали, а школьный курс если и знали, то забыли. Во всём есть нюансы, знаете ли, дьявол в деталях. Пойду ещё посмотрю, чего вы там на своей страничке понасочиняли:) очевидно, что вы некомпетентны. Что такое импульс силы знаете? Нет!
Анна Сергеева-Алекс 27.03.2018 15:14 Заявить о нарушении
Это Ваши слова. А вот из учебника: "Второй закон Ньютона в его наиболее распространённой формулировке утверждает: в инерциальных системах ускорение, приобретаемое материальной точкой, прямо пропорционально вызывающей его силе, совпадает с ней по направлению и обратно пропорционально массе материальной точки".
Виктор Бабинцев 27.03.2018 16:30 Заявить о нарушении
Анна Сергеева-Алекс 27.03.2018 17:06 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 27.03.2018 17:41 Заявить о нарушении
Я могу: a = F/m = am/m = a. Это говорит о том, что эта формула вообще не имеет смысла, что ускорение по этой формуле вычислять нельзя. Иначе говоря, пока ускорение тела не измерено с помощью линейки и секундомера, пока не измерена масса тела (масса тела - это не вес, а m = F/a), эта формула просто ни о чём. Это как t = S/Vср, где t - время в пути. Тут тоже пока не измеришь время в пути t, пока не измеришь расстояние S, среднюю скорость Vср тоже не узнаешь. И ещё. Второй закон Ньютона к природе физических взаимодействий не имеет никакого отношения, так как в нём ничего не говорится о природе силы. Что это F - сила инерции, сила давления, сила упругости, сила трения?.. Иначе говоря, это закон чисто количественный и чисто математический, существующий лишь для математиков. Но в учебниках об этом ни слова.
Виктор Бабинцев 27.03.2018 19:21 Заявить о нарушении
Закон Ньютона работает, как часы, если учитывать все факторы (не так, как вы в своём примере выше, там, кстати, у вас ускорение в метрах в секунду...), а труд Ньютона назывался "математические начала природной философии".
Первоначальная формулировка Ньютона, 2-й закон: "Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует".
Но когда действует несколько сил, то учитывать нужно все. Тоже в школе учат.
Импульс силы зависит от времени её воздействия. Тут математику дифференциальное и интегральное исчисление надо знать, чтоб считать и прогнозировать как можно точнее.
Анна Сергеева-Алекс 27.03.2018 22:37 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 28.03.2018 08:25 Заявить о нарушении
Виктор Бабинцев 28.03.2018 09:28 Заявить о нарушении
Виктор Бабинцев 28.03.2018 11:13 Заявить о нарушении
А вы мало понимаете :)
Импульс силы и импульс тела - разные понятия. С института не помните, а погуглить лениво. http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Импульс_силы
Странно, но есть такой феномен - когда мозг слабо загружен, он начинает выдавать какую-то перебродившую в нем информацию. Иногда, забыв определения и термины, не занимаясь наукой, человек выдаёт давно изученное за своё, но в новых терминах и понятиях. Как бы изобретает велосипед, насмотревшись на велосипеды. И в литературе тоже такое встречается.
Анна Сергеева-Алекс 28.03.2018 12:34 Заявить о нарушении
Виктор Бабинцев 28.03.2018 14:59 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 28.03.2018 15:42 Заявить о нарушении
Если от "дрожания атомов" происходит гравитация, то горячие тела должны сильнее гравитационно взаимодействовать... по Эйнштейну такой эффект тоже прогнозируем, только наверняка в меньшей степени, потому что в его теории полная энергия искривляет пространство. Приходите к нам в сооб "Физика" на mail.ru, там потолкуем, если хотите:) а модератором вы были не на dxdy случайно?
Анна Сергеева-Алекс 28.03.2018 16:31 Заявить о нарушении
Виктор Бабинцев 28.03.2018 20:40 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 28.03.2018 21:25 Заявить о нарушении
Есть проблема физиков и математиков, а есть ещё физиков и лириков...
Анна Сергеева-Алекс 28.03.2018 22:12 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 29.03.2018 04:45 Заявить о нарушении
Хотя у нас тут не научная конференция, а простой междусобойчик, поэтому переопределение понятия с вашей стороны я воспринимаю как лирическое отступление. И у вас полно такой лирики в текстах:)
Не думаю, что воля может быть по смыслу эквивалентна импульсу силы даже в лирическом контексте.
Анна Сергеева-Алекс 29.03.2018 10:49 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 29.03.2018 11:32 Заявить о нарушении
Анна Сергеева-Алекс 29.03.2018 15:27 Заявить о нарушении
Гульмира Жамантикова 29.03.2018 15:45 Заявить о нарушении
Анна Сергеева-Алекс 29.03.2018 15:55 Заявить о нарушении