И внезапно тебе открывается

С младых ногтей мне твердили: «Возлюби ближнего, как себя…» На что всякий  раз думалось мне: «Но ведь это невозможно! Ну, как мне возлюбить вас всех, если и себя, окаянного, я с трудом выношу?» А потом внутри меня как будто голос некий поселился. Только я таким вопросом задаюсь, он тут же вмешается: «А ты своё окаянство в себе попридержи! А ты попробуй! Сначала с трудом, а потом и просто без причины. И всё, глядишь,  у тебя получится».
Много чего в моей жизни без причины происходит. Не всякая причина видимой бывает. Иная проявляется малое время спустя, а некая подольше прячется… А то вдруг – на ко тебе! Просыпаешься, а она из темноты твоей проступает, вся открытая тебе, как на ладони. Смотришь ты на неё и не знаешь, что и делать с ней. Время её ушло – миновало. Неловкий, а то и тяжёлый весьма, момент возникает. И ты от него отмахнулся. Ничего ведь не изменить – не исправить.
Так постепенно, часто годы спустя, приходит к тебе осознание себя: «Уж, коль ты такой невежа, – говорит этот  внутренний голос, – то слушайся того, кто тебя наставляет». И тут же сомнение мысль эту одёргивает: «Но ведь учителя разными бывают, и не всегда хорошее советуют, а то и заставляют делать?»
Другие роптания обуревают душу пробудившего во мраке. И ты, размышляя, привыкаешь думать. И говоришь себе: «А мне - то какая разница – окаянный он или нет». В этот момент важно для тебя то, что ты сразу, ничего о нём не зная, вдруг взял и простил ему всё. Его такого, каким он есть. Уж наверняка не хуже он тебя, а если и да, то, возможно, не намного. А,   если он и виноват перед тобой, то, как и ты, ищет оправдания себе. Надеется, найти подтверждение своей правоты или не правоты. И размышляет, И, как может, привыкает думать. И не надо тебе знать – любит ли он тебя, как себя самого, и окаяннее ли он тебя, и считает ли тебя ближним…»
Если ты думаешь о другом человеке, значит, он тебе не безразличен. Ещё вполне значит, что в мыслях ты его уже простил, то есть нашёл причину изменить к нему отношение.
И внезапно тебе открывается, что он такой же, как ты, слабый и беззащитный. И тебе становится легче от этой мысли. И тебе становится жалко времени, которые было истрачено на сомнения, недоверие, неприятие, и даже ненависть. Ты жалеешь себя, а значит и его. А значит, любишь и его, как себя самого
И слава Господу Богу!
И спасибо Ему за всё!
26.03.18


Рецензии