Псковские железные дороги

   Невозможно было, не  заметить, что псковский край  раньше был наполнен сетью железных дорог. Сергей сам железнодорожник. Он, во время наших поездок, то и дело  показывал мне насыпи,  грунтовые дороги, уходящие ровной прямой в лес.
   Сергей учился в железнодорожном  техникуме г. Дно на помощника машиниста тепловоза. В те годы это было училище №10. 
   Сергей фанат железной дороги. Он любит всё, что с железной дорогой связано. Его мама работала монтёром пути и крановщицей козлового крана ОПМС-8. Они с мамой жили в вагончике и колесили по железной дороге. Мы заехали в то место, где рядом с железной дорогой стояли вагончики, в которых Сергей жил со своей мамой. Сергей вышел на железную дорогу, сел на рельсы.  Этот отрезок железной дороги, самый дорогой для его сердца и воспоминаний. И хотя от железнодорожного поселения в вагончиках ничего не осталось, Сергей обходил каждый метр территории рядом с железной дорогой и вспоминал, где какой вагончик стоял, где кто жил. Много рассказывал о той жизни. С теплом  вспоминал о своей маме, которая растила его одна.  А на фотографии запечатлелся только краткий миг,  в том месте, где прошли детские годы и прожит самый яркий участок из его жизненного пути.

1. Как мы нашли рельс 1941 года.
    Сергей знал название каждой железной дороги и населенные пункты, которые они соединяли. Особенно дорога ему была дорога,  проходящая по его родному краю. Очень часто он повторял название начальной станции этой железной дороги - Чихачево.  Железнодорожная станция была построена в 1900 году на линии Санкт-Петербург-Дно-Новосокольники.  Название станции дана в честь адмирала  Чихачева Николая Матвеевича  (1830-1917гг.),  похороненого в с. Добрывичи , в 7-ми км от Чихачево, в 1917 году.  Железная дорога шла примерно до дер. Стрелкино.
    Сергей говорил о том, что его мама, когда была маленькой,  видела в этом направлении дым от паровоза. Стоило нам приехать в  район  озера Ясеньское,  дер. Бороденки, как он сразу стал искать то, что могло сохраниться от железнодорожных путей.  И нам несказанно повезло! Из земли торчала часть рельса.
  Так сложилось, что в этот день у нас не было с собой лопаты и других подручных средств. Сергей раскачал этот рельс и вытащил его из земли, потом тщательно оттирал землю, пока не увидел заводское клеймо и год выпуска 1941.
- Смотри, - сказал он, глядя на меня счастливым взглядом, -  а, ведь, я не верил маме. Я все время думал, как здесь она могла видеть дым от паровоза. Ведь, не было никакой железной дороги, насколько я помню.
 Я не обнаружила в Сергее никакого стремления обогатиться. Он говорил только о том, что рельс нужно снести в железнодорожный музей, и указать место нахождения.  Но мы не смогли забрать рельс. Он был привязан к очень толстой железной проволоке, и нужна была пила по металлу. 
   Меня поразило то, как тщательно Сергей расчищал свою находку от земли, когда искал клеймо завода изготовителя и как радовался, когда нашел.  Для меня, ржавый рельс не значил ничего, очень много таких люди растащили и использовали для хозяйственных нужд.   Я сразу стала думать о том, что рельс мог бы пригодиться для строительных дел  на даче.
  В окрестных деревнях эти рельсы встречаются до сих пор в качестве строительных материалов, столбов (нашли даже ограды для могил).

2. Старые железнодорожные станции.
Эти разрозненные факты сплетались в целый клубок истории. И пока копились только фотографии. Их невозможно было вынести в отдельный блог потому, что не хватало времени весь собранный материал описать, дать  пояснения. 
 В  городах: Гдов, Остров, Палкино, Дно, Пушкинские горы, мы сразу ехали на железнодорожную станцию, искали здание вокзала. Становилось понятно, как было много этих железнодорожных станций. Возникала боль от того, что многое было утрачено. Огромная работа инженеров, конструкторов, строителей превратилась в ничто.
   Как только приехали в г. Гдов, то сразу поехали искать железнодорожную станцию. А куда бы, вы думали, можно в Гдове, поехать?  А потом, мы еще искали   мост через реку Гдовку, от несуществующей ныне Гдовской железной дороги.
 В другую поездку мы искали бывший вокзал железнодорожной станции "Тригорская" дер. Мехово в  г. Пушкинские горы. От станции остались только ступеньки на перрон.
   Заехали на железнодорожный вокзал в городе Остров. На вокзале царило запустение. Пустым стояло здание вокзала. Но мне чудилось, что вокзал заполнен жизнью, слышались звуки железной дороги, стук колёс приближающегося поезда, голоса людей. Это случилось, наверное потому, что я родилась в железнодорожной стране, в момент, когда железные дороги занимали лидирующее место в качестве перевозки грузов и в качестве передвижения людей.
   Вокзал в г. Дно встретил нас пустым перроном. Совсем не было людей.
-  Так не было раньше. - Говорил Сергей.  - Здесь всегда была рабочая суета и движение. 
   Если вам скажут, что здание железнодорожного вокзала в Дно - это просто красиво и достопримечательность, вы не верьте. Это мега красиво, это так грандиозно, что нужно увидеть своими глазами, чтобы понять. Вот такое это здание - железнодорожный вокзал города Дно - узловая ветка некогда великой сети железных дорог Псковской области (ныне почти загубленной отрасли). На железнодорожном вокзале нашли табличку - «11 ноября 1887 года на  станции Дно открыто движение поездов».
И я не фотограф, но как сильно я это вижу, и как мне хочется вам это передать! Я бегала вокруг вокзала и искала точку для съёмки, а он никак не влезал в кадр – большое здание нежно жёлтого с белым цвета, пикой устремлённое вверх.  И это солнце, которого мы ждали всю весну, так было кстати!
Мне показалось, что я не в России, а за границей, так там было красиво!
 Эта станция - узловая. Вся жизнь города была завязана с железной дорогой с специальностями связанными с работой на железной дороге.  Город жил этим делом.  На вокзале стоит памятник-паровоз "Эм 728-23".
   Мы успели сфотографировать железнодорожный путь, соединявший заводские корпуса бывшего завода Псковмаш,  на ул. Вокзальная, г. Псков. Сохранившийся чудом в г. Псков участок железнодорожного пути. Подъездной путь примыкал к станции Березки (разобран). На заводе трудился маленький промышленный тепловоз.
Нашли остатки железнодорожного моста через р. Череха и насыпь  бывшей железной дороги Псков-Полоцк.
 В дер. Затрубье-Лебеды около Ильинской часовни нашли рельсы, которые ныне используются как столбы для подвешивания колокола.  Раньше в этом месте проходила железная дорога Печоры- Кудупе.
   Нашли насыпь старой железной дороги Ливамяэ - Лезги. Про эту железную дорогу противоречивые сведения. Мы разговаривали с местными жителями. Борис сказал, что дорога так и не была построена, а Александр сказал, что немцы по этой железной дороге вывозили лес. Называли эту дорогу узкоколейной, а Сергей говорит, что если судить по насыпи, то это обычная колея.  У нас не было лопаты, Сергей попытался почистить мох с дороги носком сапога. Подо мхом была ровная земля, не было остатков шпал, рельсы, если и были, то их давно растащили на хозяйственные нужды.
   

3. В Псков приехал паровоз ЛВ – 0522.
  Однажды, мы встретились с Сергеем, в районе железнодорожного вокзала. Он показался мне  сильно взволнованным.
- Срочно нужно ехать на железнодорожный вокзал. - Сказал он. - Там стоит настоящий паровоз.
- Откуда ты это знаешь? - Спросила я.
- Паровоз живой. Он все время дышит. - Серьезно ответил Сергей. - Я слышу, как он дышит!
Он не смеялся, не подшучивал. Взгляд его был серьезен. Все в нем говорило, что ему срочно нужно на вокзал.
 "Как он мог вычислить дыхание паровоза среди городского шума"? - Думала я.
Я стала прислушиваться  и услышала паровозный гудок, который бы я, впрочем, не отличила от гудка другого поезда. В моем сознании все эти железнодорожные машины стояли в одном ряду.
Только после того, как я посмотрела фильм "Край", я поняла, что чем-то они различаются. И увидела, какие паровозы могут быть.
В этом фильме хорошо ощущалось, давалось понять зрителю, что есть мужчины, которые хотят иметь свой паровоз. Что за эту паровозную идею они стоят всем своим нутром. ( Не за навороченную новую марку машины, а за свой паровоз).      
Мы сразу поехали на вокзал.
- Какими судьбами паровоз на вокзале? Может там снимают фильм? Как хочется его поскорее увидеть! - Так говорил Сергей, и я чувствовала, как растет его нетерпение.
Я бы просто прошла мимо и не заметила. Вот так устроена женщина.
А грузовой паровоз серии ЛВ, действительно стоял на вокзале и действительно дышал. Он то и дело спускал пар и машинист давал гудок.
Вокруг собралось много людей, все старались сделать незабываемую фотографию. А у меня не было фотоаппарата. Да и мобильник мой, очень примитивный.
Я сфотографировала паровоз на свой мобильник и потом фотографировала глазами,  буквально плача от того, какие можно было сделать замечательные кадры.
Сергей, тем временем, познакомился с машинистами, потом стал обсуждать с ними характеристики паровоза.  Он был так счастлив, так занят, так воодушевлен, и я не стала мешать и торопить его.
Наступил вечер и стемнело. Нам сказали, что паровоз скоро уедет в Новгород.
Я видела на лице Сергея сожаление. Он бы остался там ночевать, около паровоза, и не думал бы о том, что теряет время. Он сам дышал, там, вместе с этим паровозом. Он был так неподдельно восхищен, что вызвал в моей душе интерес к этому, как мне уже начинало казаться, живому существу.
  Паровоз приехал в г. Псков 15 апреля 2016г.,  он был недавно снят с консервации, приписан к Московской железной дороге, у него было три вагона.  Серия паровоза - ЛВ,  порядковый номер выхода паровоза с завода 0522. Этот паровоз был самым совершенным, последним для советского паровозостроения построенным  магистральным паровозом. Большую часть времени паровоз  находится в Санкт-Петербурге.
  Он был таким красивым: глянцево-чёрного цвета с красными колёсными центрами, рамами и буферным брусом, красной звездой на фронтоне, боковые поверхности ободов колёс были покрашены белым цветом.  Паровоз был не просто красивым, он был грандиозным, потрясающим, вызывал взрыв эмоций. Из трубы паровоза вырывался белый пар и раздавался гудок. Паровоз был похож на кита в океане, казалось, что он живой. 
  Потом Сергей рассказал, сколько паровозов разрезали на металл, о кладбище паровозов. Но это наша страна. Здесь все так устроено: возникает и гибнет.
   
4. Тепловоз ТГК-2.
На комбинате, где Сергей работал составителем поездов, трудился старенький зелёный тепловоз ТГК2 –  советский маневровый и промышленный тепловоз, построенный на Калужском машиностроительном заводе.
Тепловозы есть грузовые, пассажирские, маневровые и промышленные. Тепловозы промышленного типа использовались на комбинатах  и заводах.  У каждого такого тепловоза есть номер, как личное имя, по которому можно проследить судьбу тепловоза.
  Для Сергея это не техника, это, словно, живое существо.  Он очень хотел, чтобы я забралась на тепловоз, чтобы меня сфотографировать. Я не очень понимала, его восхищения этими грубыми, с моей точки зрения, машинами.

5. Немного истории (из Псковского железнодорожного музея).
   30 октября 1837 года по Царскосельской железной дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село  проследовал первый поезд. Регулярное движение до Павловска началось 22 мая 1938 года. 26 января 1857 г. издан Высочайший указ о создании первой сети железных  дорог. Для её сооружения образовано Главное общество российских железных дорог  (ГОРЖД). В 1857 году обществу передана Санкт-Петербургско-Варшавская железная дорога, которая открылась для регулярного движения 15 декабря 1862 года. Эта линия давала транспортный выход в страны Западной Европы, пролегала по западным губерниям России, и через ветвь к прусской границе связывала прибалтийские порты с  Привисленским краем, Полесьем и центральными регионами страны. 
 С 1 сентября 1868 г. в арендное содержание ГОРЖД передана Николаевская железная дорога. В 1871 году началась её реконструкция: деревянные фермы мостов заменялись металлическими, внедрялись новые образцы рельсов, станции обустраивались централизованными системами управления, стрелками, построена первая в России сортировочная станция.
 Финляндская железнодорожная линия (Санкт-Петергург – Риихимяки), была открыта 30 августа (11 сентября)  1870 года. Её протяжённость была 370км. 
1915-1917г. Открыта железнодорожная линия Псков (Берёзки) – Опочка  -  Идрица – Полоцк.
1915-1916г. Открыта железнодорожная линия Псков - Гдов – Нарва.
  Вот такое небольшое и печальное путешествие в железнодорожную историю псковского края.
   Что говорить о стране, которая так живет все время - создает, прилагая неимоверные усилия, затрачивая многие ресурсы и жизни людей? А потом все перечеркивает, взмахом руки.
Но, видимо, так устроена жизнь. Поэтому мы  фотографируем, то, что осталось от  былой
железнодорожной славы.  Скоро это все исчезнет, у нас не останется никаких материалов и нам придётся доказывать, что это было очень выгодное, доходное перспективное направление развития.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.