Премия

Во времена СССР, было развито движение рационализаторов. Даже существовал план по рацпредложениям. И старший электромеханик, требовал от каждого работника его участка, по одному рацпредложению в год. В аккурат, двенадцать и набиралось за год. Премии за рацпредложение были разные, в зависимости от степени полезности и масштабов экономического эффекта. Рекорд принадлежал Сергею Белову, который получил целых 70 рублей премиальных. Но за такую премию, было необходимо самостоятельно внедрить своё рацпредложение, что Белов и сделал.

Когда я положил на стол старшего электромеханика листок со своим рацпредложением, он похвалил меня и погрузился в чтение. Потом подозвал к себе Белова, и показал моё творение ему. Белов быстро оценил изюминку, но высказал свой скепсис:
- Эту хрень, придётся внедрять всем участком, а премию дадут, от силы десятку. На три бутылки водки не хватит. Я - против.
- Серёжа, - попытался переубедить Белова старший электромеханик, - но ведь это принесёт пользу.
- А мне пофигу, пусть нормально платят, тогда буду делать.
- Тебе платят зарплату! – рассердился старший электромеханик.
- Зарплату, мне платят за то, чтобы я приходил на работу. А если хотят, чтобы я работал – пусть доплачивают! – дерзко ответил Белов.
- Да ну, тебя! Придёшь ещё за радиодеталями! – окончательно осерчал старший электромеханик.

Прочитав мою записку ещё раз, старший электромеханик дал мне добро, и я оформил рацпредложение.
Через несколько дней, к нам пришёл начальник ПТО, и долго беседовал со старшим электромехаником. А потом, мне выдали под роспись копию приказа, о внедрении моего рацпредложения, и я назначался ответственным, за его внедрение. Белов сказал что-то ехидное, а я наконец осознал, в какую затею я вляпался.

Модернизацию я проводил в одиночку. Иногда и в свои выходные, без какой – либо компенсации. Через четыре месяца, всё было готово. Были подписаны документы, и начальник ПТО поздравил меня, вручил свидетельство о рацпредложении, и крепко пожал мою руку. Белов тоже меня поздравил, и попросил не забыть о бутылке водки, с премии.

Прошло несколько недель, и старший электромеханик пригласил меня в свой кабинет. Собравшись с мыслями, он спросил:
- Как дела?
- Нормально.
- Здоровье?
- Нормально.
- Мамка?
- Нормально.
- Тут премию рассчитали за твоё рацпредложение.
- Сколько? – обрадовался я.
- Очень много, поэтому приказа пока нет, и мне поручили распределить премию на нашем участке по справедливости, с учётом стажа работы и прошлых заслуг. Я понимаю, что работал ты один, но кто ж знал, что столько насчитают?
- А сколько насчитали?
- Семьсот рублей. Вот как бы ты разделил эту премию?
- Всем по одиннадцать рублей, а остальное мне.
- Это что за магическая цифра?
- Полтора литра водки.
- Силён ты в математике. А когда подоходный вычтут, не хватит, однако.
- А если по пятнадцать, тогда хватит?
-  Скупой ты.
- Я семь месяцев учеником отпахал, за сорок рублей в месяц, а работал на равных со всеми. А потом ещё пять месяцев с низкими разрядами. Сейчас получаю сто десять, и до электромеханика, мне как до Москвы. А двадцать два рубля разницы, мне никто не заплатит, а я снова их работу делаю, причём самостоятельно!
- Пойми ты, обидятся ребята, когда узнают, сколько ты заработал. Не по-русски это, не по-человечески. Господь велел делиться.
- Ладно, я всё понял. Делите, как хотите, но больше, рацух, Вы, от меня, не ждите! Я буду как Белов, за каждый чих, рубль требовать, или радиодетали! – выкрикнул я, и вышел из кабинета, хлопнув дверью.

Вскоре вышел приказ, о премировании работников нашего участка за внедрение моего рацпредложения. Деньги получали в кассе, по отдельной ведомости. Мне выдали три рубля шестьдесят две копейки – стоимость бутылки водки. Как потом выяснилось, премию начислили, в зависимости от отработанного в нашей организации времени. Фронтовикам, добавили по червонцу. Да и премия почти вся досталась им, ведь они устроились на работу сразу после окончания войны.
Я дождался одиннадцати часов, купил в магазине бутылку водки, и отдал её Белову, со словами: «На закусь, денег не осталось, получил ровно три шестьдесят две». Потом написал заявление на увольнение по собственному желанию, положил на стол старшего электромеханика, и ушёл домой.

На следующий день, старший электромеханик вызвал меня к себе в кабинет, и начал отчитывать:
- Ты почему ушёл с работы?
- Не догадываетесь? – ответил я с сарказмом.
- Я видел, сколько тебе начислили, да и эту каплю, Белов у тебя выцыганил. Кулак недобитый!
- Я сам ему купил, ничего он у меня не выцыганивал.
- Ладно, забыли. Фронтовики, когда узнали, сколько тебе начислили, вернули по двадцать пять рублей, и просиди отдать тебе. Мне начислили аж семьдесят рублей, хочу вернуть пятьдесят. Забирай, купи мамке платок, а себе – о чём ты там мечтаешь. И не дуйся, голова у тебя светлая, руки золотые, только вспыльчивый ты, как порох. Такие как ты, на фронте, гибли первыми. Нельзя сломя голову решения принимать, запомни это! И фронтовиков поблагодари, можешь начать с меня.
- Спасибо, Вениамин Фёдорович, я действительно погорячился, извините меня!
- Всё путём, иди, работай!
- А заявление?
- Я его порвал, новое написать недолго...

Я поблагодарил всех фронтовиков за поступок, а танкист дядя Паша, разродился руганью в адрес экономистов: «Суки! Сидят там, в тепле, жопы отращивают! А мы тут, на передовой, а они реляции составляют, и наши премии делят! Ничего не меняется: одни кровь проливают, а другие, за их кровь, ордена, звания и премии получают! Товарища Сталина на них нет! Он бы их премировал путёвкой в Магадан, чтобы они там обучились справедливости!»

Денег набралось двести пятьдесят рублей. Я их отдал маме. Рацпредложениями я занимался, но уже без огонька, что-то в моей душе надломилось…


Рецензии
К сожалению, знакомая история с распределением вознаграждения за "рацуху". И у нас на предприятии было подобное года три назад: начислили 25 000 рублей, а единственный исполнитель (он же и единственный автор) получил аж 500 рублей!
С уважением,

Николай Елисеев   01.04.2018 21:20     Заявить о нарушении
Печально всё это. Потом руки опускаются...

Буер Артур   01.04.2018 21:35   Заявить о нарушении
Перед самым моим уходом на пенсию, мои мастера приставали с написанием рацпредложений. Для того чтобы от меня отвязались, я написал 15 штук, все они были уже внедрены лично мной. Ни одно из них не прошло свой бумажный путь, потому, что каждое из них начиналось так: "Поскольку, технологи цеха, ни в чём не разбираются, я предлагаю изменить технологию, следующим образом ...". Начальник цеха просил меня написать написать по-другому, на что я ответил: "Если не нравится правда, пишите сами!".

Владимир Тунгусов   05.04.2018 14:21   Заявить о нарушении
А может не стоило так технологов?

Буер Артур   05.04.2018 15:32   Заявить о нарушении
Почему не стоило? Я сам работал конструктором технологической оснастки в отделе главного технолога, работу знаю, даже одно время был ведущим технологом, но это отдельная тема.

Владимир Тунгусов   05.04.2018 19:27   Заявить о нарушении
После критики положение изменилось к лучшему?

Буер Артур   05.04.2018 20:03   Заявить о нарушении
Начальник сказал: "Лучших всё равно не будет, это тебе не Томск". Он знал, что я из Томска, лучше стало только для меня, с моральной и материальной точки зрения, зарплата у меня была больше, чем у этих сибирских папуасов, своих товарищей так ласково называл я.

Владимир Тунгусов   06.04.2018 01:21   Заявить о нарушении