Инь-янь

    Инь-янь  в  представлении  китайской  мифологии
 и современной философии.

     Позиция китайских мудрецов.
 
«В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян («тай цзы», Великий Предел) — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображали в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян».
Символ ««инь-ян — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. …  Многие считают, что он означает мужское и женское начала, но на самом деле это понятие гораздо шире. … Они символизируют темное и светлое. … Уже в древности ян и инь дали жизнь целому ряду космологических символов. Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, духом, жизнью, активным и мужским началом, левой стороной, нечетными числами. Ян символизирует все светлое, сухое и высокое: гора, небеса, солнечные животные и птицы. Инь — это изначальные воды, пассивное, женское начало, луна, душа, глубина, отрицательное, мягкое и уступчивое, север, тьма, смерть, четные числа. В области человеческого мышления инь — это интуитивный женский ум, ян — четкий рациональный рассудок мужчины. Инь — неподвижность погруженного в созерцание мудреца, ян — созидательная деятельность правителя. Контраст инь и ян не только является принципом, организующим всю китайскую культуру, но также отражается в двух основных философских направлениях Китая. Конфуцианство отдает предпочтение всему рациональному, мужскому, активному. Даосизм же, напротив, предпочитает интуитивное, женское, мистическое. » (Цитата взята из Википедии).

    Теперь посмотрим, как трактует современная наука (Материалистическая концепция Мироздания (МКМ)) этот этап «исходного космогенеза». (Портал ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп, МКМ.)
В основе развития материи на Земле лежит объединение двух разнородных начал (читай инь и янь): вещественного начала (оно же - вещество) и процесса (он же поток энергии, структурированный как программа самосохранения новообразования). Объединившись, эти два начала образовали систему, получившую название «материя». В китайской символике она обозначилась как две прилегающих друг к другу и переходящих друг в друга запятые,  в трактовке МКМ, материя – это вещественные элементы, связанные друг с другом энергоинформационным потоком, сохраняющим их как единое целое. Причём, каждый раз в процессе развития Пирамиды Мироздания, когда материя переходила в последующую ступень развития, материальные тела ступени-предшественницы объединялись (инь), а их программа самосохранения (янь) дополнялась новыми требованиями, обеспечивавшими сохранение новых систем, образующих очередную ступень Пирамиды, и выступала в роли её бога. Животное вида гомо сапиенс – человек, почувствовал её (вышележащей ступени) присутствие, объявил Её «непознаваемой» и стал ей поклоняться, т.е., «сотворил из неё себе кумира». Следующая ступень развития Пирамиды – «человек социумный», осознав    Её,  лишил кумира «непознаваемости» (тайны). А познанный Бог – уже не бог.

    Почему я от инь и янь перешёл к разговору о Боге? Потому что именно в ян вышележащей ступени оказались воплощёнными все качества, которые человек приписывает Богу.
Он вездесущ.  Янь присутствует в любом материальном образовании по определению.
Он непознаваем. Субъекты нижележащей ступени Пирамиды никогда не смогут представить себе субъектов вышестоящей ступени. Минерал – растения, растение – животного, животное – человека социумного.
Он всемогущ. По крайней мере, в глазах верующего в Него. Янь – в глазах животного вида гомо сапиенс. Гомо сапиенс - в глазах козы (если бы коза умела мыслить). Коза – в глазах травы (при тех же условиях). Трава – в глазах минерала. Критерий всемогущества один: если Бог может уничтожить меня, вообразившего себя вершиной (?) Мироздания (в своё время так оно и было), значит, он может всё.

    Древнекитайская мифология приписывает символу «янь» изменчивость («мужское начало»), символу «инь» - женское (стабильность, устойчивость).               
Их объединение – «инь-янь» декларируется как «Великий Предел — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной».
Современная наука пошла дальше, она, нисколько не отклоняясь от позиции древнекитайских учений по вопросу объединения инь и янь, она от деклараций перешла к объяснению происходящего. Как «женское начало» можно трактовать программу самосохранения системы, закодированную в структуре её тела. Как «мужское начало» можно трактовать программу самосохранения системы, закодированную в структуре энергопотока, в материальных системах всегда сопутствующего телу системы. Как историческую точку появления материи на Пирамиде Мироздания (точка перехода со ступени «спины» на ступень «атомы», она же – бифуркационная точка) можно принять, в терминологии древних, как «Великий Предел — символ созидательного единства противоположностей во Вселенной».
    Чем отличается инь от янь в современной науке? Инь закодирована в структуре клетки. Взломать её и внести изменения силою воли гораздо сложнее, чем подобраться к структуре энергопотока и внести в него необходимые (с точки зрения разума человека) изменения.
В чём различие инь и янь в быту? Женщина, как правило, более консервативна, чем мужчина, больше привержена традициям. Мужчина, как правило, всегда в поиске нового. (Одно слово: все мужики – кобели, по мнению женщин. Мужики в долгу не остались, заявив: все бабы – дуры.) Ну, а если отбросить шутки, то объединение инь-янь оказалось наиболее жизнеспособной системой в вечно меняющемся мире. Янь, внося изменения в мир живых существ, позволял ему сохраняться, опираясь на результаты экспериментирования (блуда, в просторечье). Инь, блюдя традиции, не позволяет разрушить связи, накопленные всеми ступенями системы «человек», составляющими её сущность.


Рецензии