Эссе Кемерово, как типаж государственной трагедии

"Зимняя Вишня" в Кемерово, как типаж государственной трагедии либерального разложения общества.

Эссе

Автор Александр Васильев по горячим следам гибели людей в ТЦ Кемерово опубликовал на сайте РНЛ хорошую аналитическую работу, где разбирает многие причины катастрофических событий. Но мне видятся некоторые иные стороны типологии данной трагедии, и дайте познакомимся с мнением Васильева, и совместно обсудим иные проблемы им не затронутые. И так Васильев: -

 «К трагедии в «Зимней вишне» привела «нефть в обмен на удовольствия»

«В причинах кемеровской трагедии различимы несколько уровней. Первый из них лежит на поверхности. Это очевидный сбой всей системы противопожарной безопасности. Привлечь виновных здесь проще всего - есть ответственные лица, установить их не составляет труда.

Однако вряд ли эти лица пренебрегали своими обязанностями исключительно в силу личных качеств. У их поведения есть рациональные причины. И здесь мы переходим к следующему уровню, туда, где взаимодействует крупный бизнес и власть. Где происходит согласование и приемка объектов, строятся схемы оформления собственности, ухода от налогообложения, и оптимизации издержек ради извлечения прибыли.

Но само по себе такое поведение бизнеса вполне естественно, и далеко не обязательно сопровождается нарушением буквы закона.

(вот здесь с Васильевым трудно согласится; поведение «бизнеса» противоестественно тем , что подобные методы деятельности не учитывают общественные и государственные интересы и прямо противоположны им; и это «шкурный» принцип «после меня хоть потоп», да тут просто подобные деятели примитивны, как хозяйственное мыло, и совершенно не отдают себе отчет в своих катастрофических шкурных устремлениях видя перед собой лишь собственную «рентабельность»; и то что подобные методы противонравственно узаконены это наша общая государственная беда; здесь есть еще один пласт введенных порочных норм в «лихие» 90-е «демократами» и отмена ими всех прежних стандартов, что парализует любые усилия власти по наведению порядка, но об этом ниже; вот эти методы и ведут к вседозволенности о которой далее говорит Васильев).

Однако поиск причин кемеровской трагедии вскрывает еще один пласт. В отличие от двух предыдущих он не имеет фамилии, имени и отчества и потому не может быть ликвидирован простым набором административных мер.

Торгово-развлекательные центры, или моллы, возникли в США в период послевоенного экономического бума как структурный компонент субурбии - пригородной среды и одновременно присущего ей образа жизни среднего класса (присущий лишь США и губительный, как калька, а именно это и тиражируется в России, для нашего общества с совершенно иными запросами и традициями В.М.). Эта модель объединения под одной крышей множество магазинов самого широкого профиля, развлекательных заведений и точек общепита, показала свою высокую эффективность в рамках новой модели капитализма - так называемой потребительской экономики.

 (и применима лишь при определенном финансовом уровне общественных отношений, которых нет и в помине в России, а не личных доходов граждан В.М.).

Если классический капитализм мотивировал человека отказывать себе во всем, накопить и инвестировать в собственный бизнес, то нынешняя модель пропагандирует прямо противоположное - не в чем себе не отказывать и потреблять.

 

Классический капитализм кредитовал производство, а сегодня локомотив экономики - кредиты на потребление. Помимо финансовых стимулов для роста объема продаж активно используются манипулятивные маркетинговые технологии. Потребление превращается во времяпровождение. С этой точки зрения все равно что потреблять - одежду, попкорн или кинофильм. Во всех этих случаях вы потребляете не столько сам продукт, сколько символы приобщения к определенному образу жизни.

Еще одной особенностью потребительской экономики является ее т.н. постиндустриальный характер.

Причем речь идет не столько о странах, сколько именно о территориях. Так на наших глазах гибнут промышленные города «ржавого пояса» США, британского Мидленда или уютные городки французской глубинки, лавочки и кофейни которых закрываются, проигрывая конкуренцию моллам и превращаясь в гетто для мигрантов.

Все эти теоретические построения к кемеровской трагедии имеют самое непосредственное отношение. В Россию потребительская модель экономики пришла в середине 1990-х. Конечно, нечего и говорить о том, чтобы моллы, как в США, появлялись бы в благоустроенных пригородах - не было ни таких пригородов, ни сопутствующей им развитой транспортной инфраструктуры, ни необходимой обеспеченности рядового покупателя частным автотранспортом. Поэтому в России и других постсоветских странах моллы стали строить прямо в городской черте.
Во-первых, торгово-развлекательные центры фактически паразитируют на общественной инфраструктуре. Они деформируют транспортные потоки, создавая точки напряжения.

Во-вторых, в городе нет в таком количестве свободных пятен для застройки. Значит, под строительство торгового центра отдают общественное пространство. В последнем случае речь идет, как правило, о территориях многочисленных промышленных предприятий. 11 марта 2015 года в Казани в результате пожара в торговом центре «Адмирал» погибло семнадцать человек.

В разборе причин казанской трагедии можно найти такой комментарий профильного специалиста: «По словам эксперта Андрея Филиппова, руководящего деятельностью технического обслуживания компании Colliers Чтобы таких случаев не было больше, нужно переделку старых зданий из быстровозводимых конструкций в современные торговые центры нужно вообще запретить, поскольку это смертельная угроза. Как это и послужило причиной трагедии, - заключил эксперт».

Как видите, проблема не нова и специалистам хорошо известна. Так в чем же дело?

А дело в том, что существование таких «Адмиралов» и «Зимних вишен» запрограммированно существующей социально-экономической моделью. Суть которой, отечественные острословы сформулировали как «нефть (ресурсы не на нужды общества, а В.М.) в обмен на удовольствия» Предоставленное само себе массовое постсоветское общество просто не знает альтернативы американской потребительской модели.

Отцам семейств не нужно ломать голову, как провести выходной день с детьми. Достаточно переступить порог торгово-развлекательного центра, где за вас все уже решили маркетологи. Вы сперва постоите в пробке на подъезде к воткнутому посреди многоэтажек моллу, затем сдадите детей в игровую комнату, а сами пойдете покупать себе недорогую и недолговечную одежду, потом полакомитесь фастфудом, сходите на киносеанс, и, наконец, постоите в пробке по дороге домой.

Дома вы ужинаете купленными там же продуктами, кладете детей спать и включаете телевизор. Все, день прошел. Проблема досуга решена.

Наутро вы идете на работу и всю неделю занимаетесь там чем-нибудь, прямо или косвенно связанным с сырьевым или околосырьевым экспортом (или примитивным физическим трудом В.М.).

Из-за разгильдяйства ответственных за противопожарную безопасность лиц, жадности ретейлеров и девелоперов и продажности чиновников такой выходной день может стать в жизни последним - но об этом мы предпочитаем не задумываться.

Но может быть, пора уже что-то делать с этой странной экономической моделью?»

Вот с такой точкой зрения Мы с Вами познакомились. Но Васильев, сказав, куда Нас с Вами толкают, ничего не сказал, куда Нас с Вами изначально не пущают, с самого начала «демократии»? Тот узкий коридор «возможностей», о котором сказал выше Васильев, создан разрушителями России в «лихие» 90-е. И он заточен под групповщину или клановость. Все законодательство двояко, любая норма закона платными стряпчими дезавуируется, и наши «россиянские» денежные ребята законы просто ни во что не ставят.

Вот, например, в строительные нормы Краснодара и прочих городов «демократы» внесли норму сейсмики 8 баллов, вместо столетиями существовавших 6 баллов. И поменяли «советскую» систему общественных отношений, при которой практически все общественные здания пришлось перестраивать, делая их приемлемыми технологически к новым отношениям. И норма сейсмики делала эту перепланировку просто невозможной из-за громадных расходов обязательного первоначального перехода на новый уровень сейсмики. Такие палки в колеса вставлены во все процессы любой деятельности. Но платно, любые клановые или групповые интересы обслуживались без задержек, плати и получай любое согласование, разрешение на строительство или вид деятельности. И подобная схема сама собой за несколько лет прочно вошла в нашу жизнь, как железное правило. Неси подношения в детсад, школу, поликлинику, больницу и любому чиновнику. Конечно, можно не нести, но тогда и ничего толком не получишь.

То есть система платы везде и за все стала неписаной нормой. И это толкает любого человека получить максимум денежного довольствия любой ценой, в том числе и преступной. Писать на эту тему можно целые тома и всего не перечислишь.

 А вот вспомните, слышали ли Вы, когда-нибудь от Президента РФ или Премьер-министра о надобности изменения структуры управления или какого-нибудь закона. Нет, и не услышите, и это говорит о том, что либералы наставили столько разных разрушительных ловушек, что ни у одного чиновника любого ранга не хватает решимости хоть, что то начать менять.

И никакое грозное разбирательство Президента РФ, в этом гибельном «либеральном тренде» ничего не изменит. Пока у руководства России не будет политической воли и железного характера, не продолжать тонуть в либеральном болоте, как Мы с Вами тонем сегодня, а начать государственнообразующие перемены, где власть будет защищать интересы деятельного большинства, а не кучки олигархов, как делает это она сейчас.   


Рецензии