Муки творчества. Художник - живописец

     Первый густой мазок кобальта лег на чистый холст, она залюбовалась
 
 этим ярким пятном, игрой отраженного солнечного света, наполнявшего
 
 большое пространство мастерской. Этот сгусток синевы содержал в себе

 глубину морской пучины, покорившей когда-то своей загадочностью
 
 "морских волков", отсюда и появился цвет "индиго" на мужских джинсах.

    Каждый раз, начиная писать картину, она загадывала, что эта работа

 непременно будет её шедевром, а какой же художник  не мечтает об этом?

 Острым наметанным глазом, воспитанным на просмотрах картин многих
 
 художников на всевозможных выставках,она уже четко представляла весь
 
 замысел зарождающейся картины. Но творчество, на то и творчество, что
 
 каждый день рождаются новые мысли, настроения, меняется замысел и в
 
 конце получается, то что получается.

     Она отошла от мольберта на расстояние, прищурив глаз, четко в уме

 скомпоновала перспективу, задумалась о свете. Свет -самый важный
 
 инструмент в написании картины, потом будут отражения, реплики.

 У художников эпохи Возрождения свет играет наипервейшую роль, игра

 света и тени - основа любого художественного произведения. В то далекое

 время старались писали при дневном свете, и только, когда не хватало

 дневного света писали при свечах. В картинах Эль Греко так много темноты.

     Мастерская, наполненная солнечным светом, падавшим из огромных

 окон, была пропитана светом и воздухом, два элемента, неподвластные
 
 написанию не мастерам. Мастерство приходит усердием, и, конечно,

 наблюдением. Глядя на чистый холст она воображала, где будут ярче
 
 ложится тени, чтоб подчеркнуть, выделить основную часть композиции.

 Подошла ближе  и той же кистью с оставшимся кобальтом ловким росчерком

 подчеркнула первый мазок, потом создала блик и, так по убывающей на

 кисти краской распространила игру синего цвета по пространству полотна.

 Пестрое многоцветье ей не нравилось. Лаконичность цвета.

 Всего три цвета. Классика. Пестрота на полотнах художников -
 
 "примитивистов" напоминала детские рисунки, ни теней, ни полутонов,

 в общем "раскрась картинку": красное- красным, синее - синим. Такая яркость
 
 хороша в росписи хохломы, дымковской игрушки и прочее. Она предпочитала
 
 минимум колора с полутонами, тенями и отражениями. Выбрала палитру,
 
 сформировала композицию и мысленно обозначила перспективу. И вот широкой

 кистью первое разграничение всего пространства, потом ниже и ниже. Основа

 создана. Какой же цвет будет превалировать? Выдавила из тюбика основную

 краску, жирный сгусток интенсивно заиграл на палитре.Смешивать краски

 многих колоров не следует, следует придерживаться чистых тонов, иначе

 получается грязь. Первый мазок кобальта задаст всей гамме тон, он заиграет
 
 и заставит играть всем остальным мазкам. Она вдруг вспомнила синеву неба с

 оттенками драгоценной ляпис-глазури на портрете- шедевре ХIV в. прекрасной

 Элеоноре ди Толедо (Медичи)итальянского художника Бронзино. 
 
 Ну что ж, начало есть! Создаем небо.Оно есть настроение картины.

 Безоблачное - оптимистичное,слишком беззаботное, придать облачность -
 
 создаётся предчувствие изменчивости, небо всё в облаках- предчувствие

 надвигающейся тревоги, рассеянные облака - всё плохое позади и впереди
 
 только ожидание радости.
 
      Всплыли в памяти полотна Куинджи и Айвазовского с их необузданными

 просторами. Нет, решила она. У меня сегодня умиротворенное настроение.

 Федор Васильев, Левитан - мастера неба.Как они чувствовали настроение
 
 неба? Вспомнился васильевский "Мокрый луг" - небо, насыщенное
 
 влагой до такой степени, что воздух стал неподъёмный. Как это передать?
 
 Муки творчества... Вспомнила свои этюды, наброски капель воды, прорисовки

 светотеней,но здесь надо единое влажное пространство, надо создать некую

 дымку из капель, испарение, чтоб зритель почувствовал дыхание влажного

 ветра. Рисовать природу очень сложно, она меняется каждую минуту и на пленере

 игра светотеней меняется быстро и потому надо успеть схватить момент, завтра

 всё уже будет другое. Схватить момент удается не каждому. Это вам не

 натюрморт, расставил и изображай, но и здесь падающий свет плывёт с течением

 времени и зафиксировать его в определенный  момент, (преимущества фотографа),

 для художника это задача ни одного дня. В том и ценность мастера. Как говорят,

 единичная, ручная работа, вот в чем ценность. Фотографий можно сделать
 
 множество копий. Творческие мысли занесли её далеко от задуманной работы.

 Художница подошла к окну, напоенного ярким солнцем, глянула в старый сад.

 Многолетние деревья стояли в ряд и перспектива - уходящая аллея. Перспектива.

 Она очень важна в работе, иначе получится все плоское. Надо определить

 передний план, главный объект и, как говорят художники, задник, который

 может быть глубоко удаленным. Вспомнилось, что когда-то задала вопрос

 искусствоведу - знатоку иконописи, зачем художник прорисовывает за аркой еще

 и зеленые кущи деревьев? Оказывается, чтобы приземлить святые лица, будто

 они ходят по земле среди  нас .

     Она предпочитала писать портреты. Кумиром был художник ХIX в.Владимир
 
 Иванович  ГАУ - художник императорского двора. Нежность и утонченность

 написания портретов подчеркивала гениальность мастера.  Да приукрашены, да

 залакированы, но сколько веков этими портретами любуются эстеты!

 Портретисты до сих пор приукрашивают портреты, а как же? Кому же

 понравится сатира на самого себя?
 
     В портрете характер передается не только схожестью: глаза, овал

 лица, но и позой, атрибутами и, наконец, цветом и оттенками.
 
 В её воображении всплыли  портреты мадонн  с непременной аркой на заднем

 плане ( признаком непорочности) с отличительными атрибутами:
 
 мадонна с младенцем, с цветком, с гранатом, с гвоздикой и проч.

 Перебирая в памяти шедевры, она искала своё..., чем ещё можно поразить
 
 воображение. Техника. Она приходит со временем при постоянном труде. Можно

 много малевать быстро и на продажу. Нет. Она искала вдохновения, некий
 
 толчок, который заставит срочно работать, работать без остановки, до

 сумасшествия. В такие моменты, каждый неправильный мазок может вызвать
 
 реакцию: уничтожить все и начать заново. Дни творчества очень трудны,
 
 работаешь до изнеможения и заставляешь себя - хватит на сегодня, хватит.

 Завешиваешь холст. Ночью снится работа и планы - завтра это переделать,

 это убрать. На утро откидываешь занавес, отходишь на расстояние и ...

 Всё не нравится.

 Ах, эти творческие муки! Всё требует переделки, а может и заново?

     Отдых...раздумье...и опять работа. Выписать основное, так

 иногда увлечешься прорисовкой, что чувствуешь - перебор. Нужен только

 главный объект, остальное -второстепенно, значит как-то размыто. Проходит

 в работе несколько дней. Запал спадает. Но руки и подчерк надо

 тренировать. Тренировать надо и глаз. А не посетить ли выставку?
 
 Сравнить, подглядеть. Сразу видны чужие промахи.Своих подчас не
 
 замечаешь, поэтому надо приглашать для критики других художников, которых

 ты признаешь и ценишь. Прислушиваться к советам, приглядываться к чужим

 работам. Когда работа имеет сроки, начинается вымучивание себя,

 подстегивание, становится не до размышлений, начинается механическая

 работа с приближением конца. Потом понимаешь - совершенству нет предела,
 
 главное вовремя поставить точку. Доводить работу можно долго, можно и

 испортить. Мера, где она? Где уже будет перебор?. Она оставляла

 на своих работах две буквы - свои инициалы. Иногда в натюрмортах,в знак

 законченности, изображала положенную кисть. Всё. Точка. Работа сделана.

    Поставив последний штрих и подпись, художница отошла на расстояние и

 долго рассматривала работу, замечая, что еще можно было бы добавить.

    На следующий день картина была вставлена в раму. Выбор рамы - важное

 занятие, оправа должна соответствовать произведению. Обязательный белый

 контур - паспарту, подчеркивающий игру палитры, а далее сама рама. По
 
 цвету рама должна гармонировать с основными цветами полотна и в то

 же время не должна быть слишком вычурной, чтоб не забивать красоту

 произведения.

    Художница всё оттягивала время отдачи свой картины. Продажа, так не

 свойственная её душе, будто отрываешь кусок живого. Но что же делать?

 Её труд уйдет навсегда.

      В определённый день, упаковав картину, она повезла её на вернисаж.

     Продавцы - народ прозженый, точно знали, что работа скоро уйдет,

 знали и цену. Она в сторонке наблюдала за посетителями салона, на

 реакцию покупателей на её работу. Публика в большинстве своем была
 
 праздношатающаяся, блуждающими глазами проплывала мимо. Некоторые

 задерживались, разглядывали, приценивались.

    Время сейчас такое, появилось много художников или маляров, трудно

 сказать. Всё скорее на продажу. Это раньше писали одну картину по 20 лет

 Истинно создавали шедевр. Пройдясь по вернисажу опытным глазом сразу

 можно определить, кто действительно мастер кисти. "Грязи" много. Мазок

 характеризует мастерство. Неровные мазки - плохой мастер. Старые мастера

 пользовались лестировкой, как бы размывая погрехи. Сейчас этим не

 пользуются. Живопись стала жестче и контрастней, что не делает её высоко

 качественней. Картины надо выбирать тоже умеючи: для какого помещения,

 каковы размеры,какой стиль мебели, какое настроение покупатель ожидает.

 Очень важно выбрать место для картины, как будет падать свет. Так

 подходят к выбору настоящие коллекционеры. А в основном покупатель
 
 ориентируется на цену.

     Вот идет длинноногая модель с пузатеньким "папашкой", который ради
 
 показного престижа купит ей всё, что она пожелает. Останавливаются.

 Прицениваются. Ей приглянулась эта работа, значит вкус есть, прошла

 мимо аляповатых шедевров и остановилась именно здесь. Подошли ближе,

 рассматривают каждый штрих. Перешептываются. Берут. Хлопоты упаковки.
 
 Покупательница довольна, что-то шепчет папашке, целует в щеку своего

 спонсора. Всё. Картина ушла.

    Приехав домой художница вошла в мастерскую, где на пустом мольберте

 грустно болталась занавеска, пропахшая красками. Опустошенность... И в
 
 в душе тоже. Где теперь она, мой кусок души? Где её пристанище? Как

 оторванный от  матери ребенок. Когда теперь забудешь, всё что сделано,

 передумано, сработано! Новое...Нет. Надо дать душе отдых. Замыслов

 много, осуществлять и осуществлять. Впереди работа.   
 

 







   


 


Рецензии