К столетию одной публикации Й. Шумпетера

Империализм (от лат. imperium — власть, господство) — политика внешней экспансии государства, основанная на использовании военной силы или угрозы её применения (ВСУП).

Понятие империализма ввёл в научный и политический оборот английский экономист Дж.Гобсон в одноимённой книге «Империализм», (1902).

Политику установления тотального контроля государства над обществом и человеком принято называть тоталитаризмом.

Термин тоталитаризм введён в начале 1920-х годов для характеристики режима итальянского диктатора Б.Муссолини.

В условиях отсутствия общественного контроля государство может действовать в личных интересах его руководителей, грубо нарушать универсальные права человека (УПЧ) и вести агрессивные войны.

Злоупотребления государства всегда выражаются пренебрежением УПЧ как внутри страны, так и зарубежом. Нарушения государством УПЧ жителей своей страны составляют практику тоталитаризма, а — иностранцев — практику империализма.

Империализм и тоталитаризм в современных государствах, как правило, идут вместе и рука об руку — империализм является распространением практики тоталитаризма на жителей других государств.

Демократические процедуры позволяют гражданам напрямую или через избранных представителей направлять внутреннюю и внешнюю политику государства и тем самым побуждать государство к соблюдению УПЧ. Соблюдение УПЧ требует отказа от ведения агрессивных войн, поскольку в ходе войн нарушается главное УПЧ — право человека на жизнь.

Свободным демократическим странам чужда империалистическая политика. Они не поддерживают империализм, поскольку империалистическая политика не только ведёт к нарушению УПЧ, но и не служит долговременным  интересам всей совокупности государств мира и всего человечества.

Современным демократиям приходится противостоять империализму и империалистам. В связи с этим, может показаться, что свободные страны так же являются участниками империалистической борьбы. Вот почему так часто слышны обвинения со стороны всевозможных приверженцев тоталитаризма в адрес демократий мира в проведении империалистической политики. Особенно достаётся от них США, иногда выполняющим полицейские функции по отношению к зарвавшимся тоталитарным и империалистическим режимам.

Русский марксист и революционер Владимир Ленин (1870-1924) в работе "Империализм, как высшая стадия капитализма (популярный очерк)" (1917) считал использование ВСУП обязательной характеристикой капитализма. Работа была задумана В.Лениным как критический ответ на книгу Дж.Гобсона "Империализм" и определяла историческое место империализма как последней стадии капитализма и кануна социалистической революции.

В статье "Социология империализма" (1918) австрийский учёный и либерал Йозеф Шумпетер (1883-1950), в отличие от В.Ленина, не рассматривал  империализм, как "высшую стадию капитализма". Й.Шумпетер не нашёл в империализме даже рационального содержания. Он считал современный ему империализм атавизмом, присущим определенным социальным структурам и индивидуальным эмоциональным склонностям людей. По его мнению, империализм коренился в психологии правителей и деятельности уцелевших докапиталистических социальных структур, а не в экономических интересах капиталистического государства или всех капиталистов.

У государства имеется лишь три естественных сферы ответственности  — регулирование отношений субъектов права, обеспечение внутренней и внешней безопасности. Государству для самосохранения нужна только оборона, а не внешняя агрессия. Военная экспансия государства может быть выгодна только отдельным социальным группам граждан.

Завоевание других государств и последующая эксплуатация их ресурсов только на первый взгляд кажется выгодным и перспективным делом. Все завоевания дают только кратковременный эффект. Для удержания завоёванного государства во власти завоевателя требуются значительные постоянные военные усилия и расходы. Интеграция завоёванных в одном государстве с завоевателями обходится последним ещё дороже, поскольку она сопровождается сопротивлением покорённого народа.

В любой стране мира одна часть капиталистов стремится обогатиться на подготовке их государства к завоеваниям других государств, на войне и на последующей эксплуатации чужих ресурсов. Эта часть капиталистов в союзе с  правящими кругами,  настроенными на использование ВСУП для внешней экспансии, всегда представляет серьёзную угрозу делу мира.   

Другая же, преобладающая часть капиталистов, наоборот, заинтересована не в завоевании других государств и их ограблении, а в мире, сотрудничестве и стабильной торговле с независимыми и процветающими государствами. Логику этой части капиталистов легко понять — чем богаче другое государство, тем больше можно заработать на экспорте и импорте товаров и услуг. Эта часть капиталистов настроена на мирные отношения и длительное получение прибыли, к тому же такой подход не требует чрезмерных военных расходов и не связан с утратой людских ресурсов страны.

Капитализм характеризуется массовым производством на специализированных частных предприятиях товаров и услуг для глобального рынка. Развитие капитализма сопровождается изменениями социальной структуры общества, но не меняет сущность государства и не добавляет государству новой сферы ответственности в виде необходимости ведения агрессивных войн. Напротив, в последние 100 лет, вопреки выводам В.Ленина, всё большее число государств, встав на путь развития демократии, вынуждены следовать и политике мирного существования и сотрудничества.

Приведённые рассуждения позволяют сделать вывод о том, что империализм не является синонимом или обязательным атрибутом современного капитализма.

Й.Шумпетер считал современную ему империалистическую политику наследием тех времён, когда военное превосходство одних стран позволяло его обладателям паразитировать за счёт побеждённых стран. В те времена военные затраты на завоевания могли сторицей окупиться в самые кратчайшие сроки. Страдания, унижение и эксплуатация (нарушения УПЧ) населения побеждённых стран победителями не принимались во внимание. Логика империалистической политики обрекала государства  завоевателей на постоянные войны, что способствовало истощению их военного, экономического и людского потенциала и вело к их деградации.

Й.Шумпетер был одним из первых, кто артикулировал мысль о том, что мирное существование и экономическое развитие приносит любому государству гораздо больше выгод, чем даже победоносная война. Й.Шумпетер указал на то, что империалистическая политика, проводимая наследниками военных средневековых элит в собственных интересах, противоречит долговременным интересам народов и государств. Именно, поэтому он считал империализм атавизмом и иррациональностью.

К сожалению, империализм в современном мире ещё до конца не изжит. Империалистические государства до сих пор представляют серьёзную угрозу делу международного мира и безопасности. Именно поэтому свободные демократические государства вынуждены поддерживать свою обороноспособность на необходимом уровне.

Империалист — человек, участвующий в империалистической деятельности. Империалистическая деятельность государства отчасти отражена в следующем списке. 

1. Использование военной силы для захвата территорий и ресурсов других государств.
2. Использование ВСУП в борьбе за источники сырья и за рынки сбыта. 
3. Использование военной силы для захвата территорий без государственности. Создание на захваченных землях  колоний.
4. Нарушение международно признанных границ государств. Участие в агрессивных войнах территориального передела мира.
5. Участие в войнах на стороне тоталитарных государств.
6. Использование ВСУП для превращения независимых государств в зависимые.
7. Расхищение государствами ресурсов зависимых от них государств и колоний.
8. Создание, расширение и удержание зон влияния (интересов) с помощью ВСУП.
9.  Создание агрессивных альянсов государств и участие в них.  
10. Поддержка терроризма. Разжигание гражданских войн в других государствах.
11. Подрыв демократического правления в других странах путём тайного финансирования политических партий и вмешательства в выборы. 
12. Ведение информационных войн с демократическими государствами.
13. Военная, политическая и экономическая помощь тоталитарным режимам других государств.
14. Поддержка сил тоталитаризма в гражданских конфликтах других стран.
15. Финансирование и поддержка государством частных военных компаний.
16. Установление политического и экономического контроля над другими странами путём проведения диверсионных операций.
17. Использование экономических санкций с целью давления на демократические государства. 
18. Сосредоточение власти в государстве в руках противников мирного сотрудничества.
19. Наличие внутренних колоний — дискриминация жителей отдельных территорий страны.
20. Милитаризация экономики. Чрезмерное внимание государства предприятиям ВПК и вооружению силовых структур.
21. Тайное создание оружия массового поражения (атомного, химического, биологического).
22. Участие в гонке вооружений. Участие государства в краже военных технологий.
23. Бряцание оружием. Военный психоз. Поддержка агрессоров и террористов в международных организациях.
24. Отношение к собственному народу, как к поставщику пушечного мяса.
25. Практика тоталитаризма. Железный занавес. Разжигание ненависти, поиск врагов и мнимых обидчиков государства.

В представленном списке учтены не только империалистические мероприятия государства, но и процедуры подготовки к их применению (пп. 18-25).

В.Ленин считал, что империализм является агрессивным капитализмом и что отказ человечества от капитализма в пользу социализма автоматически  приведёт к отказу от войн и насилия в межгосударственных отношениях. Однако практика отношений стран социалистического лагеря оказалась совсем не такой, какой её предсказывал В.Ленин. Только насилие и штыки Советской Армии удерживали в повиновении народы стран социалистического лагеря.

Й.Шумпетер показал, что империализм является лишь пережитком абсолютистского монархического государства, а не обязательным атрибутом капиталистического государства. Спустя 100 лет после публикации  "Социология империализма"  многочисленные демократические страны капитализма своим миролюбием подтверждают правильность выводов сделанных в статье.


Рецензии
Уважаемый Геннадий!
Спасибо за полезную и интересную статью.

Хочу лишь добавить к написанному Вами, что Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Разницу между этими двумя понятиями легче всего объяснить словами самого Шумпетера: "Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у Вас при этом не получится". Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем.
Эпохальным стал труд Шумпетера "Теория экономического развития". В отличие от "Общей теории..." Кейнса, основывавшегося на потребительском спросе, Шумпетер доказал что экономическое развитие нарушает ход циркулярного потока, в котором товары и деньги движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям. Шумпетер называл такое движение циркулярным потоком экономической жизни. Экономическое развитие вызывает к жизни новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших. Однако экономическое развитие не может происходить непрерывно просто потому, что новые идеи появляются не каждый день. Инновация, а с ней и экономическое развитие, носит прерывистый характер. Именно прерывистым характером инновации Шумпетер объяснял экономический цикл.

Людей, которые задумывают и осуществляют инновации, Шумпетер называл предпринимателями. Принимая инновативные решения, предприниматели создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства.

Именно поэтому Шумпетер полагал, что предпринимательство (или предпринимательская способность) есть четвертый фактор производства, неизвестный классикам. Он выделил три основных элемента своего анализа. Первый – это осуществление новых комбинаций. Второй – это кредит, являющийся средством, кредит доверия выраженный в цифрах (деньги). Третий (собственно феномен экономического развития) – это фигура предпринимателя как хозяйствующего субъекта, функцией которого является как раз осуществление новых комбинаций.

.
В своих исторических изысканиях он уделял большое внимание методологии экономической науки. Ему, в частности, принадлежит термин «методологический индивидуализм», то есть метод анализа, отправной точкой для которого является поведение индивида. «Понимающее восприятие» как важнейший термин введенный Шумпетером, прокладывающий основу для рефлексивного понимания процессов трансформации и переходов. Кстати, понятие «переход», так же им использовано в одной из его последних работ по проблемам развития. А его приоритетный взгляд на роль предпринимателя как особого субъекта инновационного развития с учетом особенностей его поведения обозначает вектор поведенческой экономики.
.
Шумпетер центральное место в динамике экономических процессов отводит предпринимательской функции. Для отображения реалий конца XIX — начала XX века он выдвинул теорию «эффективной конкуренции» — плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на инновациях и обеспечивающих экономическое развитие. В динамической концепции цикла он рассматривает цикличность как закономерность экономического роста.

Если постараться выделить триаду важнейших основ учения Шумпетера, которые и сегодня сохраняют свою актуальность и находятся в процессе постоянного обращения к ним, то можно отметить:

- От предпринимателя как задающего фактора экономического развития к «предпринимательской компании».

- От роста к развитию через инновации (новые комбинации). Все процессы предложено подразделять на три категории: «процессы кругооборота; процессы развития и процессы, препятствующие развитию».

- От эволюционного рассмотрения процессов развития к «созидательному разрушению», переходам и внедрению новых комбинаций.

Идеи, предложенные Шумпетером, сегодня уже вышли за границы экономической науки. Многие компании (в том числе и очень крупные) сегодня успешно трансформируются в предпринимательские организации, в которых инновативные решения принимаются не только высшим руководством. Т.е. вновь проявляет себя исторически выверенный механизм описанный вот здесь: Историческая правда
http://proza.ru/2018/03/24/180
и здесь: Корни русского социализма http://proza.ru/2019/03/25/662

.
Хотелось бы добавить к теории Шумпетера и обозначить тему мировой конкуренции в различных географических условиях:
староообрдческий коммунизм в силу географических "обстоятельств" делал ставку в первую очередь на использование самого доступного в данных географических условиях вида энергии - биомеханической энергии человека. И ВЫИГРЫВАЛ! у тех кто пребывал в географическом блаженстве. Достигалось это ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ единством. Внутриобщинной - т.е.среди единоверцев, связанных единой идеологией, конкуренции не было, но со всем остальным миром была. Их хозяйственная деятельность по сути становилась глобальным проектом развития, как до этого Ганзейский союз.

Староверы стали создавать крупные производства потому что сформировали конфессиональные товаропроводящие системы, позволявшие влиять на ценообразование в масштабах всей страны. Однако жить только своими законами, как это удавалось ранее, стало невозможно. Глобальная конкуренция, а также необходимость с привлечением инвестиций (в виде кредитных денег и паевых фондов) выплачивать проценты, вынудила старообрядце сокращать себестоимость продукции за счет социальных расходов. Появившиеся в паевых товариществах иноверцы не хотели оплачивать дорогостоящую социальную инфраструктуру. В итоге хозяйственная деятельность продиктовала и идеология подвисла, начался отход от принципов, зато система рассширила возможности - стала гибкой, если можо так выпвзится, вернее должна была стать гибкой чтобы развиваться укрупняясь.
Тяжелые условия труда, длительность рабочего дня конца XIX - начала XX вв. православные рабочие воспринимали как неизбежность: "Христос терпел и нам велел", а рабочие-староверы отнеслись к таким "новинам" иначе потому что восприняля это как предательчтво ИДЕАЛОВ, подрыв веры. Не получилось конценсуса между идеалами и экономической моделью, система вышла из равновесия и разразилась "первая русская революция". Молодое поколение "раскольников", по общему признанию, более грамотных, склонных к серьезному чтению, могло сформировать новый конценсус, развивая мировоззрение, сделав опорорй мыслетворение. Но это не успело произойти естественным путём, потому что к этому моменту уже существовал город, который стал оплотом межгосударственного терроризма - в нём формировалась самая крупная на тот момент террористическая организация мира - РСДРП, которая привела в действие механизмы столкновения родственных культур - германской и русской.
Я говорю о ЛОНДОНЕ. Вот тут мы приходим к вопросу о миссии городов мира. Ведь Лондон был фактиячески концептуальной столицей мира. Ганзейский союз существовал до момента усиления Лондона - это был союз процветающих городов, его не стало с усилением Лондона потому что усиление Лондона состоялось посредством появления особой миссии у этого города.
.
До того как в Лондоне стала формироваться РСДРП, Англией было инициировано изменение правовых норм - появилось манориальное право, ставшее глобальной правовой нормой как и колониализм.
Зародилось это КРЕПОСТНОЕ право в НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ Лондоне вместе с мировой финансовой системой.
.
РСДРП, с одной стороны формировалась как ответ на начавшийся глобальный проект бездумной ЭКСПЛУОТАЦИИ ДО ИСТОЩЕНИЯ биомеханической энергии человека и обесценивания этого ресурса, а с другой - эта структура формировалась под присмотром авторов глобального проекта. Члены РСДРП не проходили естественной эволюционной школы старообрядчества, а формировались под практическим руководством глобальных идеологов, поэтому никакого идеологического ответа в этой среде не могли сформировать в принципе - пустая организация с навыками инженеров-подрывников. Члены этой организации занялись мировым терроризмом переворачивая правовые нормы всюду, ставя под сомнение самую главную из них - ценность человеческой жизни, согласно концепции идеологов лондонского глобального проекта.
Национальная идея для Земного шара
http://proza.ru/2019/04/09/98

Ирина Купцова   09.04.2019 02:46     Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина! Спасибо Вам за внимание к моим текстам. Желаю Вам крепкого здоровья и успехов.

Геннадий Гасилов   09.04.2019 06:31   Заявить о нарушении
ВСЕГДА РАДОСТНО СМОТРЕТЬ КАК НАВОРОЧЕННЫЕ ТЕОРИИ РАЗЛЕТАЮТСЯ ПРИ ПЕРВЫХ ВЫСТРЕЛАХ ПУШЕК...
ДОНБАСУ ПРИВЕТ

Пащенко Эколог   07.08.2019 13:38   Заявить о нарушении
Пащенко Эколог, привет с Донбасса. Нона русского офицера ФСБ гиркина сделала первый залп по Донбассу в моём городе.

Галина Куриленко   17.01.2023 11:41   Заявить о нарушении
Ниче не понял
Ну и хрень
Мозгою
Шевелить
Мне лень

Пащенко Эколог   17.01.2023 11:49   Заявить о нарушении
Пащенко Эколог, в четырнадцатом я написала фразу - вас перестанут интересовать все войны - экономические, газовые, демпинговые, когда под вашими окнами разорвётся первый снаряд. Меня обсмеяли.
Теории имеют свойство выживать всегда, при всех войнах, во все времена потому, что они теоретические.
Но Вы не заморачивайтесь, просто, прочтите, забудьте и наблюдайте что покажет практика.

Галина Куриленко   17.01.2023 12:10   Заявить о нарушении
Как-то российский журналист спросил у канадского политика, почему в России много бедных и несчастных, хотя рынок наполнен всем необходимым? Тот подумал и говорит: -

<<Все дело в людях и в принятых законах страны! У нас в правительстве, политике, бизнесе и среди рядовых граждан тоже есть жулики, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, но таких у нас до 20%, а остальные добросовестные и законопослушные, самодостаточные и нормальные граждане.

Именно такие объединились в свою мощную политическую партию, победили на выборах, приняли для себя мудрые и справедливые социально-экономические законы, чтобы с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества, в равное узаконенное для всех рабочее время, у всех было равное право иметь от общества достойные человека нормы необходимых каждому благ для жизни!

Чтобы каждый честный и добросовестный гражданин имел право на относительно равные нормы таких производимых в обществе и необходимых каждому социально-бытовых благ, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактура для одежды, от их общего производимого в стране количества по количеству населения, а также по узаконенному и равному для всех рабочему времени.

Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации в единое для всех рабочее время, своего честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, на рабочем месте труда или службы на благо общества в экономике страны! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества!

Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нам не наплевать на будущее наших внуков и правнуков, а старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую заслугам перед обществом пенсию как заслужившие благополучную старость!

И мы все счастливо живём по этим законам, следим, чтобы другие их не нарушали и строго наказываем всех нарушителей закона по статьям принятого нами закона. А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха каждого!

А у вас в России ВСЁ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ!!!

Объединены в партию все жулики, воры, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, победили на выборах, приняли ДЛЯ СЕБЯ справедливые законы с монополией капитала, властью денег, анархией рынка и живут счастливо, а трудящиеся, как послушные наёмные рабы, им служат и позволяют обирать себя по договору с работодателем, не имея иногда даже зарплаты пропорционально труду, не говоря уже о социально-бытовых благах с законными гарантиями по количеству и квалификации труда.>>

Может быть действительно, всё так и есть и нет в России такого народа, который бы мог сплотиться в мощную политическую партию с социально прогрессивной программой развития и победить на выборах...

Аникеев Александр Борисович   26.03.2023 05:51   Заявить о нарушении
Есть такая - Партия Дела.

Ирина Купцова   26.03.2023 16:07   Заявить о нарушении
У партии дела нет таких целей!

Почитайте их программу.

Аникеев Александр Борисович   26.03.2023 18:23   Заявить о нарушении
Кстати, если вы опять хотите в советский "коммунизм", то я НЕ ХОЧУ!

Соскучились по тоталитаризму, или очень хорошо жили при власти этих коммунофашистов?

Так не весь трудящийся народ хорошо жил при вашей любимой власти...

Аникеев Александр Борисович   26.03.2023 19:04   Заявить о нарушении
В мировой практике личные права и свободы граждан заключаться не только в личной неприкосновенности, ибо никто не вправе насильственно ограничивать свободу и права человека, совершать любые действия противоречащие закону и подвергаться какому-либо

И в то же время человек живущий в обществе не может быть свободным от законов принятых в обществе и одна из норм социальной справедливости гласит, что с правом трудиться на благо общества, при развитии общественного труда, у человека должно быть право на производимые обществом и жизненно необходимые каждому социальные блага по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего труда!

Количество труда определяется узаконенным для всех относительным равенством рабочего времени при нормировании труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, квалификация труда определяется профессиональной квалификационной комиссией от результатов труда работника по различным профессиям.

В социально справедливом обществе внедряется относительная двойственность равенства рабочего времени, на основании которого эта двойственность определяет и относительно равные и достойные человека нормы количества базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды!

Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в общественной экономике страны! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

А право на труд без права и свободы жить достойно труда – это право на рабство! И никакого значения не имеет то, какое это будет рабство - натуральное, крепостное, наёмное, кредитное, ипотечное или ещё какое-либо.

Товарно-рыночное производство капиталистической экономики ради прибыли капиталистов в виде владельцев средств производства, на которых для получения прибыли они нанимают работать тех, у кого ничего нет, кроме рабочих рук и способностей что-то делать для получения прибыли хозяина средств производства, сегодня уже себя изживает!

Причём не важно, отдельный это будет капиталист или совокупный, в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества. Даже когда право на заработную плату пропорционально количества и квалификации труда определяет государство, а необходимые блага для жизни формирует рынок, то социальная справедливость по труду не наступит!

Ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР присвоения средств для жизни только теми, у кого их хватает на необходимые блага при условии, что они есть на рынке, в ущерб тем, у кого денег не хватает или в продаже они закончились, хотя трудились они не меньше и не хуже других. Капиталистическое общество не может гарантировать социальное благополучие всех по труду в силу монополии капитала, власти денег и анархии рынка!

Именно поэтому без социальных гарантий по труду на узаконенные нормы самого необходимого для жизни от их общего производимого в обществе количества, общество с коммунистическими принципами жизни реализовано быть не может по определению, это УТОПИЯ!!!

Рынок может сохраняться лишь на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия населения при достижении определённого уровня развития производства и населения!

Только при объединении всех трудящихся страны в единую политическую партию с более социально прогрессивной идеей, чем капиталистическая, при победе этой партии на выборах и при внедрении в обществе более прогрессивных социально-экономических законов с формированием действенных служб обеспечения законности и правопорядка появится и возможность реализации принципов социальной справедливости!

Аникеев Александр Борисович   26.03.2023 20:11   Заявить о нарушении