Прогулка на велосипеде

На велосипеде я ездил без малого 40 лет,  с тех пор, как после окончания первого класса мне купили первый велосипед  типа «Школьник», но тогда он не носил такого названия. Я рос, появился взрослый велосипед Горьковского автозавода, на котором я объездил не только весь наш поселок Херпучи, но и его окрестности, несколько раз посещая соседний поселок Оглонги.  Причем в старших классах ездил практически круглый год, лишь в самые холода ставя своего железного коня на прикол.  Для сельского жителя это очень удобный вид транспорта. Одно плохо – камеры колес часто приходилось клеить после проколов.

Во  время  школьных летних каникулы я жил у бабушки под Хабаровском, где у моего дяди, всего на год старше меня, тоже был велосипед. И я не часто слезал с него, ездил и в магазины за продуктами, и на пляж в район Амуркабеля.  Были случаи, когда падал с него, и все лето ходил с ободранными коленками.  Но велосипед я лично считал хорошим средством для тренировки сердечно-сосудистой системы, выносливости и силы ног.  Начитавшись книг и журналов на спортивную тематику, я усиленно катался на велосипеде в гору. В конце концов, это помогло мне подниматься, не вставая с седла, на гору Конторка в центре поселка, и забираться на перевал между поселками Херпучи и Оглонги на велосипеде, не слезая с него, что в то время не удавалось никому.  Но недаром я считался лучшим спортсменом в школе.

Потом я садился в велосипедное седло от случая к случаю,  пока не купил для старшего сына велосипед «Салют», который был для взрослых, но с небольшими колесами. И второе его преимущество заключалось в том, что его можно было сложить, и он занимал немного места.  Мы стали кататься с сыном по очереди.  А потом я получил квартиру от 11-й больницы в районе Затона в Хабаровске.  Было уже трое детей, они подрастали,  в конце концов,  в семье из пяти человек  стало пять велосипедов, которые стояли в нашей прихожей и длинном коридоре.  По выходным мы выезжали на велосипедную прогулку все вместе.  Впереди на небольших велосипедах ехали младшие Сережа и Наташа. Эти велосипеды нам достались даром, их просто подарили нам соседи,  детям которых эти велосипеды стали малы. Потом на велосипедах типа  «Салют» ехали старший сын Саша, жена и замыкал эту кавалькаду велосипедистов я.  Таким составом мы старались ездить по тротуарам или по дорогам с небольшим количеством автомобилей.

Пока дети были маленькие, эти прогулки им нравились, а потом, по мере взросления, у них появились другие увлечения, друзья, и мы перестали ездить всем составом семьи. Тем более что небольшие велосипеды стали малы и моим детям,  и тоже оказались у  соседей с маленькими детьми.  А один велосипед «Салют» у моего старшего сына просто отобрали взрослые пацаны, когда он один поехал к бабушке на улицу Ленина.  Но до этого мы с сыном успели съездить вдвоем на тяжелых «Салютах» до Князе-Волконки и обратно,  проехав почти сто километров. 

К тому времени, когда у нас появились внуки, в нашей прихожей остался лишь один велосипед «Салют».  И когда внуки подросли, я решил их катать на нем. Но зная, что ездить на багажнике велосипеда неудобно, так же как и на раме, я решил усовершенствовать велосипед.  Сделал съемное приспособление из дерева, представляющее из себя поперечину вроде рамы между рулем и седлом, упор до рамы велосипеда, с двумя подножками, чтобы ноги внуков не болтались на весу.  В поперечину вставил настоящее велосипедное седло. Нашел еще один багажник и установил его над передним колесом. А потом на оба багажника прикрепил сетки из универсама, и получилось очень удобные грузовые места. Но теперь посадить кого-то на задний багажник я не мог.  Кроме этого, на велосипеде были функционирующие  поворотники, какие устанавливают на мотоциклы,  они работали от обычной батарейки карманного фонаря, а также зеркало заднего вида на руле слева, опять же купленной в автомагазине.  В 80-е годы такой велосипед был в диковинку, и меня знали почти все таксисты в городе. Я ведь ездил на этом велосипеде долгие годы на работу в 11-ю больницу.

Внук, который усаживался на седло, держался за руль велосипеда, и оказывался между моими руками, что делало невозможным его падение с велосипеда. И внуки могли видеть все, что видел и я, и им это было интересно, тем более что я постоянно давал им пояснения, что они видят. Я с то с одним, то со вторым внуком объездил  всю равнинную часть Индустриального района города Хабаровска, предпочитая ездить по тротуарам. 

Но мой рассказ пойдет о другой поездке, которую я совершил с младшим в то время внуком Костей. Ему было тогда годика 4,5.  Решил показать ему центр города. Стал выбирать маршрут, как можно лучше проехать. Для меня ездить по подъемам в центре города не было трудным делом, но вот с внуком весом свыше 12 кг было нелегко.  Как известно, центр города Хабаровска расположен на трех идущих параллельно холмах, где проходят  улицы Ленина, Карла Маркса (сейчас Муравьева-Амурского) и Серышева.  А между холмами два бульвара – Уссурийский и Амурский, которые проложены поверх бетонных труб, по которым текут речки Плюснинка и Чердымовка.  И если ехать со стороны нашего Индустриального района, то вначале надо забраться на холм, по которому идет улица Ленина.  Это довольно высоко, и я решил совершать подъем поэтапно.  Вроде все предусмотрел, и мы, взяв с собой еду и питье, тронулись с Костей в путь. 

Проехав из Затона по переулку Трубному, мы по довольно пологому подъему подъехали к 19-й школе, а потом мимо 2-го роддома, Высшей школы милиции и краевой больницы № 2 попали на улицу Павловича, тоже довольно пологой, и по ней заехали на холм с улицей Ленина.  Ну,  а дальше ехать  было просто.  Был субботний день, первая половина дня, автомобилей в те годы у населения было не так много, так что мы с внуком ехали по проезжей части. Я ему показывал места, мимо которых мы проезжали. Площадь Блюхера, высотные дома с магазином «Рыба» на первом этаже, пересекли трамвайные пути, и, проехав  мимо Штаба авиации округа, гостиницы «Амур» и Дальгидрометеоцентра,  добрались до площади Славы.  В те годы даже не думали строить на ней собор, поэтому высилась громада Дома радио и три стеллы на площади.  Я рассказывал внуку обо всем, что мы с ним видели.

По улице Комсомольской, где не такой крутой спуск и почти не ездят машины, мы спустились на Уссурийский бульвар и повернули налево, к амурской набережной.  Видели, как многочисленные дачники спешили на теплоходы, которые отвозили их на левый берег Амура.  Эти небольшие теплоходы, которые еще называли речные трамвайчики,  стояли, уткнувшись в песчаный берег  реки. А чуть выше в те годы стояли  три больших дебаркадера, у которых пришвартовались  большие теплоходы.  Мы внуком, оставив наш велосипед на берегу, зашли на дебаркадер, чтобы поближе посмотреть теплоходы типа «Хабаров» .  Я рассказал Косте, как плавал на таких теплоходах до Николаевска-на-Амуре, какие там палубы, каюты.  Ребенок живо всем интересовался.

Ну,  а дальше мы поехали вдоль набережной, которая уже долгие годы соединяла набережную, где швартовались теплоходы и катера, был городской пляж, и набережную стадиона имени Ленина. Раньше они были отдельными, их разделяла громада Утеса.  Но в 70-е годы вдоль Утеса сделали бетонную набережную, по ней мы и поехали.  Мы посмотрели на Утес снизу вверх, полюбопытствовали, есть ли улов у рыбаков, забросивших свои удочки и закидушки в воду у Утеса, и поехали дальше, на стадион имени Ленина.  Посидели на одной из многочисленных скамеек на набережной, перекусили тем, что «Бог послал», вернее, что бабушка нам собрала в дорогу.  Внук побегал, разминая затекшие от долгого сидения ножки, а я просто отдыхал, любуясь красотой парка стадиона. Потом мы объехали его весь, проезжая мимо открытого плавательного бассейны, яхт-клуба, стрелкового тира, большой спортивной арены и Дворца спорта. 

И вот мы оказались у южного входа на стадион. Но для нас он был выезд, и мимо здания института физической культуры по Амурскому бульвару мы поехали к железнодорожному вокзалу.  Ехать надо было чуть в гору, и я усиленно нажимал на педали,  объезжая многочисленные клумбы в центре бульвара.  Проезжая мимо «Чебуречной», я не удержался, зашел, купил внуку беляш, а себе чебурек, и мы с аппетитом поели свежайшие, только что приготовленные пироги.  Потом мимо уже заполненного посетителями рынка поехали дальше. Вот уже кинотеатр «Дружба», небольшое усилие, и мы выехали на привокзальную площадь.  А потом по тротуарам улицы Ленинградской  поехали к заводу «Энергомаш», откуда наш путь лежал по  улице Ленина до улицы Павловича. Но теперь ехать надо было вниз, и поэтому мне не пришлось прикладывать много усилий. 

По уже знакомому маршруту мимо 19-й школы мы доехали до переулка Трубного. И когда меня внук спросил, почему такое название у этого переулка, я ему рассказал, почему.  Еще в конце 70-х годов этот переулок скорее можно было назвать тупиком, так как он не имел сквозного проезда. В конце его, ближе к реке, дорогу перегораживали огромные трубы отопления, идущие на полуметровой высоте. Через эти трубы были сделаны деревянные мостки, и вот по ним жители Затона  шли от остановок «19 школа» и «Стройматериалы» к своим домам. Но потом трубы упрятали под землю, но название Трубный у этого переулка так и осталось.  Позднее по его сторонам появились современные здания, в том числе школы № 11 с большим спортивным ядром.  И мимо этих знаний наш путь привел к дому по улице Шевчука, где с 1979 года была наша квартира.

Сказать, что я не устал во время нашей поездки с внуком, значит погрешить против  истины. Но я был доволен, что очень много показал еще маленькому внуку Косте того, что он сможет увидеть повторно через много лет. Если бы вы видели, как рассказывал мальчуган о нашем путешествии по центру города матери и бабушке, то вы бы поняли мое состояние глубокого удовлетворения.  И потом внук, став взрослым, вспоминал об этой поездке, хотя многое из того, что произошло в том возрасте, забыл.  Запомнилась эта поездка и мне, поэтому и поделился со своими читателями своими воспоминаниями о ней.


Рецензии