Как распадается связь времён и народов

     Распалась связь времен.
Зачем же я связать ее рожден!
     С горечью восклицает принц Гамлет. А мне хочется повторить те же самые слова вслед за ним.
     Произведение 12 века нашей эры, «Слово о полку Игореве» русские читают в переводах с русского на русский. А арабы читают безо всякого перевода и знают наизусть  весь текст Корана, который на шесть веков старше «Слова». Индусы знают, как звучат в оригинале на санскрите и пракрите тексты Вед, которые намного старше текста Корана. Вот так между предками и потомками русских возникает брешь. Рвётся нить, связывающая русского с русичем.
     Много сил я положил, чтобы понять кушанский текст из Рабатак. Поразил его язык, смело вобравший в себя слова из славянского и неславянского окружения. Это некий усреднённый, общепонятный говор Кушанского царства. И снова вспоминается «Слово», также написанное не совсем обычным языком, а «старыми словесы». Ещё одна параллель текста из Рабатак со «Словом» в том, что и там и здесь даётся краткий исторический очерк предшествующих эпох. «Веки Трояни» и прочие эпохи в «Слове» и многочисленные «годы», перечисленные в тексте из Рабатак. Последний был начертан на камне с целью связать в единую цепь эпохи и сплотить многочисленные народы многоликого Кушанского царства. Перечисление новых богов заканчивается в нём словами: «Все мы от Бога от единого». Как тут не вспомнить попытку объединить народы в составе СССР, которых должна была сплотить на веки «Великая Русь»?
     Когда советские войска ушли из Афганистана, то контроль над провинцией Баглан, где нащли плиту с этим обширным кушанским текстом, перешёл к толибанам. Надпись нашли толибаны, когда рыли очередную траншею. Вот она связь времён и поколений. Афганцы нашли текст огромной исторической ценности не только для самих афганцев, но и для русских, тюрок и, как не странно, всех тех, кто считает себя потомками кельтов. Этот текст учит нас тому, что все мы, европейцы и азиаты, – единая человеческая семья с общими   историческими связями. Зачем же пробовать эти связи на прочность, желая обособиться и оторвать для себя кусок пославнее?
 


Рецензии