Ч. 105 Не зарастёт травой забвения
Странно, но создание консерватории вызвало резкое неприятие у достаточно известных людей, и можно лишь догадываться, почему. Например, Владимир Васильевич Стасов, с помощью которого оформилось объединение композиторов, известное под названием «Могучая кучка»,
1-го марта 1861 года написал Милию Алексеевичу Балакиреву по поводу консерватории: «Антон затевает (консерваторию. – Прим. автора) из ревности к России и из тупоумия, которая, по моему разумению, должна отозваться страшным вредом.
Мне хочется – если только есть какая-нибудь возможность помешать этому…» и далее: «Мне надо, чтобы этот дурацкий рубинштейновский полк Одоевских (речь идёт о князе Владимире Фёдоровиче Одоевском, меценате и друге великой княгини. – Прим. автора), Елен Павловн. и т.д. по крайней мере, знал, в чём дело».
Как говорится, мир не без добрых людей!
Тем не менее, консерватория, слава богу, существует и будет существовать. Помимо Рубинштейна. Елена Павловна, выражаясь журналистским штампом, дала путёвку в жизнь актёру Ивану Горбунову и выдающемуся певцу Фёдору Никольскому.
Очень ценный комментарий к предыдущей главе оставила поэтесса Светлана Шаляпина о дружеском отношении Елены Павловны к Пушкину, за что я ей искренно благодарен. У невестки царя были удивительные для её происхождения и положения демократические взгляды.
Её знали как горячую сторонницу отмены крепостного права. Она первая в России освободила от крепостной зависимости своих крестьян в имении Карловка Полтавской губернии. Имение составляли двенадцать сёл с населением свыше пятнадцати тысяч человек.
Правда, при разделе земли Елена Павловна себя не обидела: крестьяне получили только одну шестую часть земли, за которую им ещё предстояло выплачивать деньги бывшей владелице более 12 лет.
Но какие претензии? Она ведь не была борцом с самодержавием и не придерживалась лозунга «Земля - крестьянам, фабрики и заводы – рабочим!». Великая княгиня находила время руководить Повивальным и Мариинским женскими институтами и даже женским училищем св. Елены.
По её решению в училище принимали воспитанниц без сословных ограничений. Медицина была её самым чувствительным местом. Видимо, смерть четырёх дочерей не давала ей покоя.
В память о своих безвременно ушедших из жизни девочках она основала в столице Елизаветинскую детскую больницу и два детских приюта, Марии и Елизаветы, один в Петербурге, другой – в Павловске.
Огромных денег и хлопот потребовала от неё организация стационарного отделения в Максимилиановской лечебнице «для приходящих». Её последнее благородное дело, полностью осуществить которое великой княгине помешала смерть, - создание клинического института.
По замыслу Елены Павловны в нём, после окончания курса наук и практических занятий врачи могли слушать лекции светил медицины по различным специальностям, получая знания о последних достижениях медицинской науки.
Она заручилась поддержкой царя, добилась его согласия на выделение части Преображенского плаца для строительства института. На его строительство великая княгиня выдала собственные деньги.
Увы, её мечта в виде Императорского клинического института осуществилась, когда этой удивительной женщины уже не было в живых. Завершил её проект врач, выдающийся клиницист, терапевт Эдуард Эйхвальд.
Сейчас это учреждение называется Санкт-Петербургской медицинской академией последипломного образования. Вместе с Эйхвальдом строительством и созданием института занималась единственная пережившая свою мать дочь великой княгини Екатерина.
У дочери оказались характер, и ум матери, она была достойной продолжательницей её добрых дел. В отечественной истории происходят постоянные шараханья из стороны в сторону: то нельзя было вообще упоминать в положительном свете членов царской семьи, то из них начинают лепить святых.
Святой Елена Павловна не была, но хорошего сделала немало. Как уже упоминалось, в числе её самых значительных дел – учреждение Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия, спасавшей раненых и больных русских воинов во время Крымской войны.
Обучение сестёр милосердия, обеспечение их одеждой, питанием, транспортом, оплата проживания – всё производилось на её личные средства. Она же закупила большое количество перевязочных материалов, медикаментов и даже хину, привезённую из-за тридевяти земель.
Хиной тогда спасались от малярии, косившей севастопольский гарнизон. Великая княгиня оставила после себя добрую память, которая, будем надеяться, не зарастёт травой забвения.
Продолжение http://www.proza.ru/2018/03/29/878
Свидетельство о публикации №218032801043
Елена Павловна - женщина редчайшей душевной красоты. Благодаря, в том числе, и Вашему перу её будут помнить дальше...
/
С теплом душевным и огромным уважением,
Наталья Николаевна Максимова 30.06.2021 23:43 Заявить о нарушении
С благодарностью
Владимир
Владимир Врубель 01.07.2021 09:44 Заявить о нарушении