Занимательная Египтология. Часть 36

А теперь Тутанхамон! Точнее, его гробница. Часть 2

Мебели в гробнице Тутанхамона было найдено очень много.  Наверное, самими красивыми были кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и разноцветных камней.

Исследователи нашли  колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы, великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Тут стоял даже манекен фараона, если сказать на современный лад.

Гробница Тутанхамона была частично ограблена еще в древности. Первый раз в нее пробрались через пару недель после погребения. Первыми украли далеко не золото. Первыми украли благовония. Они хранились в специальных сосудах. Грабители перелили их в кожаные бурдюки и унесли. Это было дороже золота.  И украли статую из золотого наоса.

Но сам наос интересен тем, что на его стенках изображены сцены из жизни царя и царицы.

Потом попытались украсть персти. Их завязали в шарф. Но в этот момент охрана спугнула воров.  Шарф с перстнями бросили на пол гробницы.

Все предметы из гробницы очень медленно выносились на поверхность. Это продолжалось 6 (!!!) лет.  Предметы упаковывались и увозились в Каир.

Из путеводителя – «Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства».

Картер зарисовывал все, что было найдено. Для работы над сокровищами гробницы,  был  приглашен в команду ведущий реставратор того времени. Так же к команде присоединился  переводчик ритуальных текстов, которые в изобилии имелись на вещах и на стенах гробницы,  и фотограф. Горвард Картер понимал, что он никогда не сможет зарисовать такое невероятное количество предметов. Фотограф до этого работал в Музее Метрополитан в Нью-Йорке.

Очень много места на втором этаже музея в Каире занимают 4 больших царских ковчега. Они стояли один в другом, как матрешки.

Первый квадратный ковчег, печать с ручки которого снял Говард Картер - позолоченный с необыкновенно красивыми рисунками. Обычно гиды на них не заостряют внимание туристов, так как вся группа несется к маске Тутанхамона. 

На этом деревянном позолоченном ковчеге нарисованы четыре проявления Великой Богини Матери, которая должна защищать фараона в Загробной жизни.
 
В нем находился  дубовый ковчег.  В дубовом — третий позолоченный ковчег. Он выполнен в виде Великого Дома Перур. Египтологи называют его наиболее значимым. Потому что на его внешней стенке сохранился уникальный религиозный текст. Эта книга должна была отожествить царя с Предвечным Божеством. И тут же есть великолепное изображение забальзамированного Бога Осириса и змея, который кусает свой хвост. Говорят, это первое изображение такого змея в истории человечества. Оно вышло из Египта 14 века до нашей эры.

Потом был  четвертый ковчег. В нем стоял саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, в котором находились еще два саркофага из золота.
Более 80-ти дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона.

Стены погребальной камеры, по мнению египтологов, были расписаны наскоро. Фараон умер неожиданно, его гробница не была готова. Поэтому использовали эту неглубокую гробницу, которая строилась первоначально для какого-то вельможи.
В погребальной камере есть три интересные  сцены.

Справа изображена самая значимая сцена всей гробницы.  Фараон, в ходе своей трансформации должен слиться с Богом Осирисом, а слившись - победить смерть.
А центре стены  находится роспись, изображающая  сцену встречи ожившего фараона с небесной богиней Нут. Символ ее чрева - это саркофаг.

Сам  фараон Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках он держит булаву и посох. В последней сцене фараона обнимает Бог Осирис, за Тутанхамоном стоит его «КА» - символ жизненной силы.

Далее следует сцена священного обряд отверзания уст и очей мумии фараона его преемником, которого звали  Эйе. Это был сложнейший ритуал, состоящий из 75 компонентов.

По некоторым источникам Эйе являлся отцом царицы Нефертити. А значит,  был дедом Тутанхамона. К тому же он был видным политическим деятелем своей эпохи.

До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии.  А после этого момента он уже представал в своем обычном земном образе.

В погребальных покоях фараона две статуи его КА поставили по сторонам запечатанной двери, которая  вела к золотому саркофагу. У «КА» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти.

Говорят, что по этим статуям определили рост фараона, так как у древних египтян КА должна полностью повторять облик человека.

Так же символ жизненной жизни был много раз изображен на погребальной утвари – на  ларцах, сундуках и четырех больших ковчегах.

Как мы помним, у древних египтян было 9 жизненных сущностей. Про «Ка» мы уже поговорили. Теперь БА.

Из путеводителя – « БА фараона Тута охраняла деревянную скульптуру, которая  изображала фараона на погребальном ложе.   С другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. На фигурке фараона египтологи  нашли и прочитали вырезанные слова.  Фараон обращался к богине Неба Нут -  «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!»

Знаете, что мне всегда было интересно? Фараоны видели всю эту погребальную утварь? Свои саркофаги? Как часто они приходили, инспектировали строительство гробниц? Примеряли погребальные маски?

Пока мне ни в одной из книг не попался ответ на этот вопрос.

Апдейт – вчера, как раз попался в одной книге момент – фараон, сразу после коронации, отправлялся со жрецами в Долину царей и выбирал себе место для усыпальницы. После того, как все моменты были согласованы со жрецами, рабочие начинали размечать в скале вход в гробницу и вырубать ее в мягком известняке. Фараон, речь шла о Сети Первом, контролировал все этапы строительства своей гробницы, одобрял эскизы и тд.

Погребальная камера царя имела ниши. Они были запечатаны. И Говард Картер нашел их далеко не сразу. В них были магические кирпичи с разными фигурами,  закутанными в погребальные пелены.  Оказывается, это были сущности, которые так замуровывали для того, чтобы погребальная камера стала центром загробного мира. Это было обязательное условие для трансформации мумии царя. Внутри этого мира будет возрождаться царь.


Рецензии