12. Шамхорская бойня

Одержанная победа не гарантирует благополучного возвращения победителя домой. И уж тем более ничего хорошего не ждёт отступающие войска. Начавшаяся демобилизация армии, объявленная Совнаркомом, охватила и Кавказский фронт (бывшую Кавказскую армию).

Распоряжавшийся в Грузии, Армении и Азербайджане Закавказский комиссариат не поддерживал начинания большевиков, однако также констатировал полную потерю боеспособности армейскими частями. Главнокомандующий войсками Кавказского фронта генерал-лейтенант М.А.Пржевальский отдал приказ о демобилизации пяти возрастов. Одновременно последовали распоряжения о формировании грузинского, армянского, русского и мусульманского корпусов.

Солдаты, призванные из Европейской части России, двинулись на север. Вместе с демобилизованными позиции бросали все желающие, не дожидаясь приказа. Они уходили, забирая с собой оружие и прочие запасы, хранившиеся на армейских складах, а при случае - и на рынках.

На те же склады претендовали представители Закавказского комиссариата и различных национальных комитетов. Их устраивал уход развалившейся армии при условии сдачи оружия. Но солдаты свои винтовки добровольно не сдавали, и было решено отобрать их силой.

6 января 1918 года председатель Президиума Кавказского краевого центра Советов Ной Жордания отправил телеграмму всем местным советам: "Краевой центр Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановил предложить всем Советам принять меры к отобранию оружия у отходящих частей и о каждом случае доводить до сведения Краевого центра".

Впоследствии Жордания отрицал свою роль в нападениях на эшелоны, но характер действий свидетельствовал о приказе кого-то из руководителей Закавказья. Во всяком случае, приказ был продублирован министром внутренних дел Закавказского комиссариата Ноем Рамишвили. Командовать операцией по разоружению эшелонов поручили полковнику Л.Магалову. Практической реализацией этого плана занимались отряды, которыми руководили Асланбек Сафикюрдский и Худадат-бек Рустамбеков.

Чтобы задержать военные эшелоны, на станцию Шамхор был направлен бронепоезд под командованием штаб-ротмистра Абхазавы и части мусульманского национального совета из Гянджи. Военные эшелоны были остановлены 9 (22) января. Однако сдавать оружие солдаты отказались. Начался бой, в ходе которого бронепоезд был поврежден, а его командир Абхазава погиб.

Солдаты, стрелявшие из орудия, попали в резервуар с нефтью. Начавшийся пожар уничтожил часть эшелонов, а также охватил ближайшие окрестности, где погибли местные жители, ожидавшие случая, чтобы захватить свою долю солдатского имущества.

Описание событий отличается у разных авторов. В одном случае говорят о двух задержанных воинских эшелонах и одном почтовом поезде, в котором тоже ехали солдаты. В другой версии речь идет о десяти эшелонах.

Соглашаясь с фактом пожара, некоторые авторы отрицают многочисленные убийства солдат после того, как часть из них сложила оружие. При этом утверждается что солдаты обстреливали из орудий близлежащие села. Есть свидетельства того, что солдат убивали не только 9 января, а в течение трёх дней. Точная численность погибших неизвестна до сих пор. Она колеблется от 1 до 5 тысяч.

31 января (13 февраля) в газете "Баку" были опубликованы свидетельства Станислава Едиевского, который 8 (21) января в 12.00 выехал из Тифлиса в Баку почтовым поездом № 4. В ночь с 8 на 9 января этот поезд был задержан на станции Актафа из-за военных эшелонов, которые стояли между станциями Долляр и Шамхор. Добравшись до станции Долляр, пассажиры узнали, что дорогу перекрыл бронепоезд, требовавший разоружения эшелонов.

Около 15.00 9 января пассажиры услышали стрельбу со стороны Шамхора, после которой сообщили, что бронепоезд повреждён, а его командир убит. Однако в ночь с 9 на 10 января пассажиры узнали о сдаче эшелонов окружавшим их азербайджанским отрядам. Солдаты из поезда № 4 пытались оказать сопротивление, но после непродолжительного боя сложили оружие. Захваченный состав был разграблен и подожжен.

Дальнейшие события Едиевский описывал так: "До станции Шамхор оставалось версты три, и мы гурьбой, как стадо, по­тянулись туда. И по дороге татары [азербайджанцы] грабили всех, у кого что-либо осталось. А позади - пожар, валяются трупы убитых, стонут раненые...

Многие шли впереди в одних рубашках, голодные, ограбленные, изби­тые... Состоятельные сделались нищими, здоровые потеряли здоровье, стали калеками. Только со стороны одних солдат насчитывались 600 убитых и ране­ных..."

Газета "Бакинский рабочий" сообщала:

"В первой половине января 1918 г. на линии железной дороги от Тифлиса до Елизаветполя тысячные банды вооруженных мусульман во главе с членами Елизаветпольского мусульманского национального комитета при помощи бронированного поезда, посланного Закавказским комиссариатом, произвели ряд насильственных разоружений уезжающих в Россию войсковых частей.

Причем, убиты и искалечены тысячи русских солдат, трупами которых усеяна железнодорожная линия. Отобрано у них до 15 тысяч ружей, до 70 пулеметов и два десятка пушек".

26-27 марта 1918 года в "Правде" была опубликована статья И.В.Сталина "Контрреволюционеры Закавказья под маской социализма", в которой говорилось:

"Долго ли еще просуществует этот контрреволюционный комиссариат, которому уже начертала история смертный приговор, - трудно сказать. Во всяком случае это выяснится в ближайшем будущем. Но одно несомненно: последние события окончательно сорвали маску социализма с меньшевистских социал-контрреволюционеров... Таковы факты. Ну, а кому не известно, что слова и побрякушки гибнут, а факты и дела остаются..."

12 (25) января 1918 года Закавказский комиссариат приступил к формированию независимых от Советской России органов власти, объявив о созыве сейма. Этих деятелей пока не смущали партийные и национальные различия со своими союзниками. К этому моменту они были уже связаны совместно пролитой кровью, причем - не только своей.


1. Станислав Едиевский. Шамхорская трагедия (рассказ очевидца). Газета "Баку". 31 января 1918 года.

2. М.Волхонский, В.Муханов. По следам Азербайджанской Демократической Республики. М. Европа. 2007. 247 с.

3. И.В.Сталин. Контрреволюционеры Закавказья под маской социализма. Собрание сочинений. Т. 4. М. 1953. С. 65.

4. С.Д.Беридзе. Борьба за победу советской власти в Грузии: документы и материалы (1917-1921 гг.). Тбилиси. Сабчота Сакартвело. 1958. С. 198.

5. Правда о Шамхоре 7-12 января 1918 г. Тифлис. 1927.

6. Г.С.Меликян. Октябрьская революция и Кавказская армия. Ереван. 1989.

7. В.Г.Меликян. Грузино-татарские антироссийские мятежи в районе Закавказской железной дороги и армянская позиция (ноябрь 1917 г. – март 1918 г.). Историческое пространство. Проблемы истории стран СНГ. М. 2010. С. 58–69.

8. А.Л.Попов. Из истории революции в Восточном Закавказье 1917–1918 гг. Пролетарская революция. 1924. № 5.

9. С.Беленький, А.Манвелов. Революция 1917 в Азербайджане (хроника событий). Баку. 1927.

10. Л.Я.Сает. Военно-революционные комитеты Кавказского фронта (ноябрь 1917 - март 1918 г.). Революционное движение в русской армии в 1917 году. Сборник статей. М. 1981.

11. А.Зубов. Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа. Знамя. 2000. № 4.

12. Г.С.Меликян. Источниковедение и историография революционного движения в Кавказской армии в 1914-1918 гг. Ереван. 1972.

13. С.Н.Базанов. Борьба за власть в российской армии на фронтах Первой мировой войны: Октябрь 1917 г. - февраль 1918 г. Докторская диссертация. М. 2004.


Рецензии