Противоречия между потребителем и производителем

Чешский научный журнал  "Scientific discussion" journal №16 2018. стр. 51-53.
(Устоявшееся противоречие между потребителем и рыночной экономикой. Существует ли Альтернатива?)

Раздомахин Н. Н.
Доктор технических наук

Из Федерального Закона "О защите прав потребителей" следует: Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности.
35-й президент США Джон Кеннеди в конгрессе  15 марта 1961 г. дал такую характеристику этому понятию - Потребители - это мы все. С того дня 15 марта «День защиты прав потребителей».
Таким образом, можно убежденно сказать, что потребителем является любой человек, живущий в обществе с младенчества до последнего дня своей жизни.
Исходя из сказанного, получается так: Если мы все потребители, и нас 7,5 млрд., Мы вся планета, то МЫ СИЛА. Притом огромная! И в чём же тогда выражается эта наша сила? Отметим несколько аспектов:
Первый аспект. В рыночной экономике именно потребитель, в конечном счете, решает, что будет произведено и какие услуги будут. Т.е. мы с вами решаем, что им делать. Понимаете?! Эта ситуация называется суверенитетом потребителя (сувер;н — старинное название господина).
Второй аспект. Деньги потребителей, т.е. наши с вами  — это единственный источник дохода производителей.
Из этих двух первых аспектов становится ясно, что мы с вами играем, можно сказать,  главенствующую роль в экономике всей планеты.
И вот вопрос: Чувствуем ли мы, что мы вот такие значимые? Уважают ли нас хотя бы?
Наши деньги – единственный источник дохода производителя, а он явно или не явно, но «качает права». Так  ли это или нет? Давайте рассмотрим положение дел.
При этом сразу сделаем примечание: 
Следует сказать, что существуют производители, которых может не касаться ниже изложенное, так как они стремятся выстраивать с потребителем достойные отношения.
И так. Сегодня кризис, сегодня перепроизводство товаров. Об этом говорят уже многие. Излишки товаров на рынке - это наибольшая проблема, возникающая у производителей. [2]
Третий аспект. В настоящее время  огромное количество продуктов и предметов обихода выбрасывается из-за нарушения требований к качеству, нарушенных сроков годности и т.д. Ежегодно жители развитых стран выбрасывают только  продуктов питания общей стоимостью до $ 400 млрд. Такую статистику приводят исследователи Гарвардского университета.
Общая стоимость выброшенной еды в Европе достигает 12 млрд. евро в год, это около 15 млн. тонн продуктов. В среднем это составляет 50 евро на одну семью в течение месяца.
О чем всё это говорит? Что мы видим? Мы видим расточительство — одну из крупнейших проблем человечества [5]. Пора об этом задуматься по серьезному.
Если вернуться ко второму аспекту, то станет ясно. Всё, что выброшено – создано, так или иначе, на деньги потребителя. Потребителю такое не может быть безразличным. Этот третий аспект уже иной направленности, как и нижеследующие.
  А ведь разумное и рациональное производство высококачественных и конкурентоспособных товаров, эффективный маркетинг позволили бы решить многие проблемы удовлетворения  социальных потребностей людей, удовлетворения и их потребности в продуктах питания и предметах обихода. Такой подход мог позволить высвободить у людей часть времени, работать с сокращенным рабочим днем, использовать высвободившееся время на удовлетворение потребности заботы о детях, личностного роста, решить демографическую проблему и т.п.
И что мы видим в действительности. Конкуренция обостряется. Производители «дерутся» между собой за каждого потребителя, вкладывая огромные средства в рекламу (это легальный способ их борьбы за нас, но у них есть и другие), а лучше бы им вкладывать эти средства в повышение качества товаров [3, с.196].
Ну, «дерутся» и ладно бы. Но ведь цена этой «драки», т.е. стоимость рекламы, входит в цену товаров, и получается, что всю это борьбу оплачиваем мы с вами. Это четвертый аспект.
И здесь нельзя не отметить нарастающую драму (а чаще трагедию) потребителя. Кризис заставляет производителя увольнять потребителя, от которого он зависит, за которого он борется. Очередной экономический абсурд, но факт. Сегодня это происходит особо остро в Европе, например, в Испании, Италии, Греции, да и в других странах положение на лучше, включая Россию. Вполне понятно, что производитель делает это не от хорошей жизни, и сам он не редко вынужден закрывать своё дело, но численность потребителей, как жертв этих событий, несравнимо больше.
Есть и пятый аспект. И опять самый важный. В широком ассортименте борющихся между собой производителей мы выбираем кого-то из них и покупаем у него. Что это означает?  Означает, что мы оказываем ему самую настоящую материальную поддержку, благотворительность. Иначе говоря, мы безвозмездно инвестируем в него наши деньги.
Да, товар мы получили, но эквивалентно ли это тому, что заплатили ему?  Нет!
Нет, потому, что остаются вопросы. Зачем нам, например, оплачивать его расходы на рекламу, а это около 500 млрд. долларов в год. (Кстати сказать, эти 500 млрд. могли бы прокормить всех голодающих на Земле.) Или такой пример, почему бы ему с нами не рассчитаться за то, что мы выбрали именно его.  Или куда серьезнее - без нашей покупки он может «погибнуть».
Действительно, в мире 90-95% предпринимателей в течение 3-5 лет становятся банкротами из-за потери потребителей. Упоминая об этом, можно сказать, что они сами виноваты. Их незнание того, как вести себя так, чтобы не потерять потребителей ни в кризис, ни в будущем, не освобождает их от ответственности за происходящее с ними.
А что мы получаем от производителя, которого спасаем? Максимум – «Спасибо» на чеке. И всё!  Нормально ли это? Да нет же! Не нормально! Не честно!
Что из этого всего следует? А следует то, что нам нужно хорошенько призадуматься. Эта экономика, о которой идет речь, не наша. Нас 7,5 млрд., мы есть планета, а экономика не наша. Если наша, то только лишь принудительно – нам же нужно потреблять.  А преимущественно эта экономика производителей, которых мы инвестируем. Спасаем их самих и их экономику.   Но им чаще всего до нас нет дел! Увы. Поэтому и появился Закон о защите наших прав, который хоть и работает, но отбирает у потребителя много сил и времени и срабатывает не всегда.
Если первые два аспекта показали нашу высокую значимость, дающую надежду, как минимум, на правильное к нам отношение со стороны производителя, то следующие три демонстрируют, как с нами поступают в действительности.
Тогда давайте спокойно разберёмся.
Есть ли альтернатива? Да, есть!
Если мы все инвесторы, то может быть есть смысл стать действительными инвесторами, т.е. инвесторами того производителя, который платит дивиденды своим потребителям?! [4, с.27] 
И здесь уже другое положение дел с расходами на рекламу. И такие компании сложно упрекнуть в упомянутом выше расточительстве. А в результате этих двух факторов пополняются объёмы дивидендов для потребителей.
Для справки: Сегодня имеется около 4000 компаний с оборотом более 300 млрд. долларов, которые платят дивиденды своим потребителям.  Идет бурное развитие сетевого маркетинга для продвижения товаров на рынки.  Он охватывает 125 стран. Показатели оборота сетевых компаний растут на 20-30% в год, число потребителей такого рода составляет на сегодня более 100 млн. человек [5]. В Японии объём реализации товаров через  сетевой маркетинг достигает 90%. В Европе работает более 700 сетевых компаний, в Малой Азии - более 800. [6]
Т.е. уже 4000 компаний поняли, разобрались, что нужно платить по счетам (т.е. услугой за услугу).  И это уже есть общая экономика. Она как для производителя, так и для потребителя. Эта экономика, как известно, имеет несколько названий, одно из которых - информационно-сетевая. На наш взгляд это название наиболее полно отражает суть происходящего.
Мы  назвали такую организацию информационно-сетевым маркетингом, так как сетевая структура  развивается благодаря информационному обмену и формированию специфической корпоративной культуры компании. Преимущества сети  для  социума в том, что идёт взаимодействие на партнёрских условиях, есть  возможность самостоятельно выбирать, график и занятость, идёт личностный рост участника сети в атмосфере взаимопомощи и партнерства. Имеется свободный и эффективный доступ к новым ресурсам - идеям и информации, эффективное сетевое взаимодействие между всеми участниками и другое нужное и полезное.
Из этой информации мы можем заключить, что у нас появилась реальная возможность не «бросать деньги на ветер», а покупать по-умному [1, с.147]. Это означает, что покупая даже элементарную зубную пасту,  инвестировать свои деньги в своё собственное дело.
Подводя итог, отметим, что дело это собственное, состоит в том, чтобы:
1. покупать по-умному;
2. рекомендовать другим делать то же самое. 
Важно так же отметить, что представленные выводы полностью отвечают таким маркетинговым и экономическим понятиям, как:
-цели, которые преследует потребитель, покупая тот или иной товар;
-рациональность поведения потребителя.
Цель потребителя — это извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг (Мы должны думать, где покупать. Понимать соотношение цена-качество. Искать выгодные условия не только в момент покупок, но и выгодные на перспективу ближайшую и далекую), что полностью соответствует п. 1. – (см. п. 1.)
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов своих действий (Что будет, если поступим, так или поступим этак, или станем рекомендовать другим поступать как мы?), что полностью соответствует п. 2. – (см. п. 2.)
Звучит, конечно, громко – собственное дело! Особенно его 2-й пункт, в котором мы можем увидеть, возможно,  большую и трудную для себя работу. Но, если вдуматься, то за свою жизнь мы сотни и тысячи раз рекомендуем кому-то что-то где-то купить. (В среднем за жизнь только 1-го чел. такие его рекомендации приносят производителям около $ 600 тыс.) Только нам от тех производителей деньги не приходят.  А здесь всё по-умному.
Так мы подошли к сути решения вопроса. Выход из положения, в котором находится потребитель - это переход в новую, т.е. в информационно-сетевую  экономику [8]. Дорога открыта.


Список использованной литературы:

1. Билл Квейн. Сила про-требителя. // ООО Издательский дом «Рифформа» 2008, г. Калуга, с. 157.
2. Бузукова Е./ Дефицит и излишки/ Сайт SRC -бизнес- школа. Режим доступа:  https://www.src-master.ru/article9915.html. Дата обращения: 14/01/2018.
3. Раздомахин Н.Н. Технологический фактор смены эпох. Сборник научных трудов СПГУТД. Россия и мир: опыт и проблемы модернизации. Материалы международной научной конференции. СПб.14.04.2011. с.195-198
4. Раздомахин Н.Н. СКРЫТЫЕ ЦЕННОСТИ сетевого маркетинга // ООО «СОЛОН- Пресс» 2017, Москва, с. 124.
5. Расточительство — одна из крупных проблем человечества: Режим доступа: 6. Flawless MLM Group - https://flawlessmlm.com/ Дата обращения 15.02.2018.
7. https://ok.ru/argonakeme/topic/65524348627794
8. Сеть как основная форма грядущей экономической организации общества // Аналитический вестник 2002 №17 Совета РФ // А.В.Давыдов, начальник отдела межотраслевых программ и стратегического анализа при Аппарате Совета РФ.


Рецензии
Николай, мне было весьма интересно узнать для себя что-то новое. Но, увы..
Я можно сказать посвятил полжизни развитию потребительского движения в СССР и России. Был активным участником его возникновения и системной организации ещё в 80-х годах прошлого века. Поэтому все его проблемы мне хорошо известны. Главная проблема в том, что государство отвернулось от потребителя и с каждым годом всё дальше. Тот же Закон о ЗПП постоянно ухудшается в пользу продавцов и изготовителей. Они постоянно ищут лазейки в Законе и наши (Союза потребителей) попытки их заткнуть встречают яростное сопротивление или они ищут новые возможности. Вы прославляете сетевой маркетинг как панацею от бед. Пишите: "Преимущества сети для социума в том, что идёт взаимодействие на партнёрских условиях, есть возможность самостоятельно выбирать, график и занятость, идёт личностный рост участника сети в атмосфере взаимопомощи и партнерства". Не знаю, как в Японии, но в России - это самая большая схема обмана для остального социума. Вторая проблема - это правовое невежество самих потребителей, попадающих в лапы бесчестных сетевиков. В США есть четыре категории потребителей, которых государство особо защищает: дети,домохозяйки, фермеры и "белоголовки" (пожилые люди). Но наши сетевики как раз окучивают в первую очередь пожилых людей. Ещё один способ так называемые презентации, когда под влиянием психологической обработке, а может и гипноза склоняют к покупке по завышенной цене часто некачественных и опасных товаров. Всех благ, Е.М.

Евгений Борисович Мясин   28.03.2018 17:19     Заявить о нарушении
Думаю наиболее полный, но краткий ответ дан в небольшой заметке "ЧТО НИ ТАК В ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОМ МАРКЕТИНГЕ" http://www.proza.ru/2018/07/12/1651
Готов продолжить тему.
Спасибо.

Николай Раздомахин   13.07.2018 16:55   Заявить о нарушении
Николай, спасибо, я прочитал. Но я Вам уже в личной переписке сказал, что я отошел от этих дел и дал наводку. Мне больше сказать нечего. С уважением, Е.М.

Евгений Борисович Мясин   13.07.2018 17:18   Заявить о нарушении
Я, собственно, ответил здесь не столько для вас, Евгений, сколько для других. А то меня вежвило упрекнули, что я не ответил на Ваш отзыв.
За "наводку" спасибо, хотя я в ней не вижу смысла для себя. В любом случае, вам спасибо.
Доброго вам вечера.

Николай Раздомахин   13.07.2018 18:27   Заявить о нарушении