Зороастрийский космогенезис Б. П. Вадья

 
Если востоковеды благодаря своему своеобразному методу чтения зенда, пахлави и пазанда изуродовали смысл зороастрийских текстов, то они, по крайней мере, способствовали привлечению к ним внимания западного мира.  Есть две книги о Востоке, которые в течение многих лет вводили в заблуждение западных читателей, а именно: Ницше «Так говорил Заратуштра» и Самуэль Лейнг «Современный зороастриец».  Первая книга ввела в заблуждение только буржуазный ум, который полагал, что Зороастр Ницше был чем-то другим, а не просто воображаемым образом немецкого писателя.  Последняя книга нанесла более серьезный ущерб. Её автор, пользующийся репутацией материалистического рационалиста, но плохой философ и ещё худший метафизик, использовал плохо усвоенные сведения о религии парсов (сведения, собранные в манере «галопом по Европам»), чтобы украсить свой тезис о дуализме полярности материи.  Его книга хорошо читается с точки зрения науки, и его замечания по зороастрийскому дуализму очень интересны, но название книги неправильное.  Книга ввела в заблуждение даже парсов, особенно тех, кто не знаком с реальной метафизикой и философией своей религии.  Ориенталисты начали говорить о религии Зороастра как о дуализме, а ученый Лейнг подтвердил теорию, поэтому она стала канонической. 
В каждой цивилизации метафизические идеи и космические ультиматы претерпевали странные метаморфозы из-за их неверного истолкования недостаточно чистыми и благородными умами, чтобы их осмыслить.  Ещё большая путаница, чем невежественное отождествление Брахмана с Брахмой, существует в отношении зороастрийской пары.  Не столетия, а эоны эволюции можно проследить с тех пор, как два изначальных духа превратились в Ормазда и Ахримана.  Чтобы понять зороастрийский космогенезис, мы должны иметь в виду факт длительных эпох материализующейся мысли, который сделал зороастризм тем, что он есть сейчас, фрагментарным и антропоморфным. 
Сначала надо понять следующее: деятельность сил добра и зла в зороастрийской космологии представляет собой определенные философские понятия.  Деятельность одних и тех же сил в антропологии и мифологии также представляет собой различные понятия; их психологические и человеческие аспекты – это отдельная история, отличная от двух других.  Следует отметить не только разные эпохи, в которых происходила эволюция идеи двойственности, но и тот факт, что разные учителя использовали одни и те же слова и имена для обозначения разных понятий: универсальных или личных, космических или психологических, мифических или аллегорических.
В традиции Зенда Ахура Мазда и Анграмайнью не являются двумя противоположными существами.  Они становятся таковыми в последующих преобразованиях Пахалви.  Эти два изначальных Духа «Минос» называются Спенто и Ангро, и они являются силами (шакти, как указывает парс Эрвад Канга, стр. 23 в своих «Гатах») Ахура Мазды.  Д-р Миллс говорит в своих «Гатах Заратуштры» (стр. 84): «Спента-майнью здесь не тождественен Ахуре, но он часто является его духом, как и означает это выражение». Слово Спента так же как Амеша Спента, семь Бессмертных, на самом деле означает Майнью-Дух, который разворачивает свою семеричную природу или эманирует семь иерархий существ.  Таким образом, Спента-майнью является источником, из которого исходит сам Ахура Мазда со своими шестью спутниками.  Дополнительной силой является Ангра-Майнью, источник зла, который является корнем материи, а в своём персонифицированном аспекте – отец-брат семи злых демонов.  Долго спорили об истинном происхождении понятия Ангра-Майнью, который позже стал Ахриманом или сатаной.  Понятие, которое одухотворяет это слово, происходит из того же источника, что и Ахиманью Риг Веды.  Зороастрийское понятие не было заимствовано из Вед, но, как и многие другие понятия, оно уходит корнями в первоначального родителя как ведической, так и авестийской систем.  Ах-хи эзотерической доктрины является общим родителем Ангра Авесты и Ведического Ахи.  Ахи, змей зла или цикл материи, на самом деле является проявленной вселенной или плотью, созданной Словом. 
Два изначальных духа, Спенто и Ангро, являются безличными, универсальными и всемогущими силами, центростремительной и центробежной.  Из них эманируют семь иерархий духовного разума и семь материальных царств природы.  Спенто и Ангро подобны Пуруше и Пракрити индийской философии.  Подобно тому, как «Свет и тьма являются вечными путями этого мира» (Гита, VIII), так и Спенто- и Ангро-Майньи начинают, поддерживают и обновляют цикл необходимости, а сам Ахура Мазда является его основным выражением.  В Гатах поётся: изначальные духи есть пара, и они действуют сообща.  Эти двое отличаются друг от друга мыслью, словом или делом, один есть усилитель улучшения, а другой – формовщик  зла…Два духа собрались вместе на рассвете, один  - создатель жизни, другой – губитель её, и так они будут до последнего.  (Ясна XXX, 3, 4).
Я скажу тебе о первые двух духах жизни, из которых Благой обратились ко Злому: никогда наши мысли, вероучения, ни положения, ни убеждения, ни слова, ни дела, ни совести, ни души не могут быть одинаковыми.  (Ясна XLV. 2)
Эти две, центростремительная и центробежная силы, являются основой вселенной.  Они вызывают проявление и растворение.  Они являются объектами поклонения святого Сраоша, Бога послушного Ахуре (Ясна LVII. 2).  Духовность, идея-субстанция, Единая Жизнь с ее двойственным аспектом, проявляется как вселенная, Зрване Дарегхо Ходате или суверенное время.  Это зороастрийское выражение означает «Великий день будь с нами», который египтяне называли «День приди к нам». Это есть «круг не преступи» непроявленного космоса в «Тайной Доктрине».  Этот круг Зрване-Дарегхо-Ходате охраняется четырьмя звездными правителями: Тиштрья на востоке, Сатавайса на западе, Вантан на юге и Хаптоиринга на севере.  Исследователи «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской признают в них четырех магараджей, связанных с липиками и кармой. 
Зодиак с его двенадцатью созвездиями, а также семью планетами упоминается в «Бундахис».  HPB пишет:
Солнце, луна и звезды в Авесте являются символическими изображениями. Солнце  является определённой и наиболее подходящей эмблемой единого вселенского животворящего принципа, в то время как звезды являются неотъемлемой частью оккультных наук.  Йима никогда не молился, но ходил на встречу с солнцем в огромное пространство небес и приносил с собой науку о звездах, сжимал землю своим золотым кольцом и заставлял (тем самым) Спенту Армайту (гения земли) растягиваться и носить стаи, стада и людей. (фрагм. II, 10)
Солнце рассматривается как фокус всеобщего света.  Остаются загадкой для исследователей Авесты отношения между Хоршедом или немеркнущим, сияющим солнцем на колеснице быстрых лошадей и Михиром или Митрой, Владыкой широких пастбищ, у которого тысяча ушей хорошей формы и десять тысяч глаз высоких, полных знанием, сильных, бессонных вечно бодрствующих.  Дармстетер говорит: «Митра тесно связан с Солнцем, но всё таки не идентичен ему». Как только будет понята эзотерическая космогония и оккультное учение о природе физического Солнца, тогда загадок больше будет.  Так же, как в знаменитом стихе Ишавасья Упанишады (15), духовное Солнце стоит за физическим солнцем, так же как и за Хоршед-Солнцем Авесты  стоит его духовная Душа, Михир или Митра.  Михир в своем космическом аспекте является единым невидимым свет, и с помощью присущей ему энергии создаёт физические звезды, которые являются его глазами, а в промежуточных пространствах сверхфизические звёзды, которых невозможно увидеть, но чью музыку можно услышать.  Место обитания Михира простирается над проявленной вселенной, и у него есть восемь друзей, которые на сторожевых башнях наблюдают за верными, а также слушают тех, кто лжет этой Душе Света или Сиянию.  Это также является образом учения, которое связано с эзотерическими комментариями: «Восемь домов были построены Матерью» (см. ТД. Т. 1, стр. 100).  Колесница Михира инкрустирована звездами и изготовлена из духовной субстанции (Манью-таштем); её везут четырьмя бессмертными лошадьми, которые подобно коням Посейдона питаются амброзией.  На своей колеснице Михир объезжает всё Пространство, и тысячи хорошо сделанных железных булав с одной стороне этой колесницы падают на головы демонов.  Здесь можно найти поэтическое и аллегорическое описание образования небесных тел от солнца до звездной пыли.  В молитве хвалы, которую каждый день читает ортодоксальный парс Михир описывается как присутствующий в семи направлениях (Михир Ньяис, II) по отношению к каждому глобусу, третий из которых называется «Эта страна». Такой порядок необычен, но  ключ к нему лежит в диаграмме халдейской кабалы, приведенной в «Тайной Доктрине», Т.  I, стр. 200. В одном из своих аспектов, как яркое Ньима-Солнце, Михир подпадает под закон Карма и становится огненной аурой «руки» Лхагпа или Меркурия; в этом аспекте он становится центральной фигурой митраистских мистерий. Вовне и внутри, над и ниже, впереди и позади земли Михир  Меркурий (Глобус F восточной Гупта Видьи и Тиферет халдейской кабалы) является жизненной энергией центрального Солнца Михир в его солнечном аспекте. 
Есть несколько намеков на то, что Луна является предшествующей планетарной цепью: как Луна была создана из Вохумана, Благого Разума, как в Ведах она созидается из манаса Пуруши;  как Луна является хранителем Семени Быка (Тельца) (см. «Разоблачённая Изида», II, 465), как амешаспенты изливают славу луны (Хорено, теософская аура, авгоэйд) на землю; эти и другие родственные понятия можно найти в Маха-Яште и других фрагментах.  Это подводит нас к учению о семи каршварах «глобусах»  нашей земной планетарной цепи, о которых Е.П.Б.  пишет:
«На стр. 6 своего Введения IV к Части I Зенд Авесты или Вендидаду г-н Дж. Дармштетер замечает: «Предкам индо-иранцев позволили говорить о семи мирах, верховный Бог часто имел семеричную структуру, так же как и миры, которыми он правил... Семь миров превратились в Персии в семь каршваров земли: земля поделена на семь каршваров, и только один из них известен и доступен человеку — тот, на котором мы живем, а именно „хваниратха"; это равнозначно тому, как если бы мы сказали, что есть семь земель». Последнее верование, конечно, объясняют невежеством и суеверием. Мы не вполне уверены, что это мнение не разделят те наши читатели, которые не являются ученика¬ми и не читали «Фрагменты оккультной истины». Но мы оставляем ученикам судить, является ли это семеричное разделение (см. Фрагард 1Х) азбукой оккультных доктрин».
«Тайная Доктрина» (Том II, стр. 757-59) полностью рассматривает эту тему и объясняет тайну.  Из-за недостатка места нельзя привести всю цитату этого  важного отрывка с пояснительной диаграммой, но рассмотрение предмета останется незавершенным, если читатель внимательно не прочитает этот фрагмент. 
Это подводит нас к земле и антропогенезу. 
«Бундахис» – это древнее восточное сочинение, в котором, помимо прочего, антропология рассматривается в аллегорической форме, как говорит H.P.B., и мы будем рассматривать этот ценный трактат следующим образом:
Область эволюции или земная планетарная цепь имеет возрастной предел в 9 000 лет, разделенных на три периода.  В течение первых трех тысяч лет всё происходит по воле Ахура Мазды, в последующие 3000 лет преобладает воля Ахура Мазды и Ахримана, а затем последний период, когда злой дух исключен и полностью побежден.  Эти три периода управляются магией Достоверного Слова, состоящего из 21 слова, или Ахунавар, произнесенным Ахурой Маздой (см. «Бундахис» I, 20-22).  Это является поэтической интерпритацией величественной прогрессии семи классов Монад в семи Царствах через семь Кругов; 9 000 лет, являющихся символом числа 9 (состоящим из 4 + 3 + 2), управляются с помощью трёх нулей, по одному на три периода, предстоящий, равновесие и возврат. 
Возьмём следующее описание, озадачивающее обычного читателя, но дающее графическое изображение  исследователю «Тайной  Доктрины» этого важного события в эволюции, т. е. нисхождения Манаса-путр или явления освещения Манаса.  Говорят (Бундахис II, 9), что Ахура Мазда совершал ритуал жертвоприношения Язешны с помощью Амашэспентаса в Рапитхаване Гах и через этот обряд предоставлял все средства, необходимые для преодоления невзгод, вызванных противником Ахриманом.  Итак, Рапитхаван является одним из пяти периодов дня. Точная середина дня является его стартовым моментом, который наблюдается в течение семи летних месяцев, но не в течение оставшихся пяти зимних месяцев.  В главе XXV этого сочинения Пахалви рассматриваются циклы дней, месяцев и сезонов, используемых для определения и описания различных циклов.  Таким образом, Ахура Мазда, исполняющий этот обряд в середине дня, явно указывает на событие в середине четвертого круга на этой земле.  Чем он занимается?  Он советуется с ранее созданными фравашами, которые пребывали 3000 лет в духовном состоянии, имея  нематериальные тела, лишённые мыслей и движения (Бундахи I, 8).  Фраваши – это духи-прообразы, внутренние ангелы-хранители всех душ - подчеловеческих, человеческих, а также сверхчеловеческих. Ахура Мазда сам имеет фраваши.  H.P.B.  говорит о нём как о духовном аналоге еще более духовного оригинала. Каждый фраваши привязан к своему «бод» (теософский буддхи), и Ахура Мазда советуется с этим фраваши-бод. 
«Что вам кажется более благоприятным, когда я представлю вам мир?  Или вы будете сражаться в телесной форме с дьяволом (друджь), и дьявол погибнет, и в конце я сделаю вас снова совершенными и бессмертными и верну вас в мир, и вы будете абсолютно бессмертными, нетленными и безмятежными? Или я буду постоянно охранять вас от разрушителя?» (там же, II. 10).
Тогда эти духовные сущности «приняли то же решение», что и Ахура Мазда, и спустились в мир, чтобы сражаться с дьяволом низшей природы и получить знание своего бессмертия и стать совершенными.  В Венидаде (Фаргард II) мы находим теософское учение о ранних расах человечества на земле.  Так же, как Кришна (Гита IV) говорит о том, что он ранее передал мудрость Вивасвату и т. д., так и здесь Ахура Мазда говорит Зороастру о первом смертном, которого Божество учило священным знаниям. В рассказе говорится о праведном Йиме, сыне Вивангхата.  H.P.B. сообщает нам о том, что Йима или персидский Джамшид является представителем первой нерожденной человеческой расы нашего четвертого круга. «Йима - добрый пастырь», который на просьбу быть носителем Благого закона отвечает: «Я не родился, чтобы быть проповедником, и не научен быть носителем Закона». Этот ответ указывает на чисто духовную природу первой расы, которая «пока не нуждалась в Истинах священной науки, поэтому Ахриман был бессилен перед невинностью младенчества» пишет HPB.  Йима охраняет свой народ от болезней и смерти.  Эта раса вырастает в семьдесят раз по семь, и трижды Йима увеличивает Землю с помощью двух инструментов, подарки Ахура Мазды - золотого кольца и кинжала, инкрустированного золотом.  Все это требует 1000 зим, которые, как говорит Изида (II. 221), является циклом, известным посвященным и имеющим аллегорический смысл.  «Энергией своего врожденного естественного света и знания из-за отсутствия Ангра Майнью он заставляет землю расти по своей воле или желанию» говорит H.P.B.  Таким образом, Йима становится символом трёх рас. 
Затем Ахура Мазда и его амишаспенты встречаются с Йимой и его паствой в Айрьяна Ваэго, и Божество сообщает Йиме, что наступят губительные зимы и «все три вида зверей погибнут»,  «поэтому сделайте себе вара или ограждение» и принесите туда семена всякого вида, « по два всякого рода, чтобы оставаться там неисчерпаемыми, пока люди остаются там». «Тайная Доктрина» (II. 291 и далее) проливает свет на последующие события повествования, на которые обращается внимание читателя.  Мы пытались показать, что богатая область исследований ждет тех, кто хочет знать. Или словами H.P.B .:
«Каждый мыслящий парс может помочь себе, если он узнает больше.  Его религия еще не умерла; и под безжизненной маской современного зороастризма все еще бьется пульс древних магов.  Мы старались как можно короче выразить правильный, хотя и очень поверхностный взгляд на духовное значение истинного магизма.  В нём нет ни одного не авторитетного предложения». 


Рецензии