Хмызники в поисках новых смыслов

Два часа ночи. Давно пора спать, но сна ни в одном глазу. И передо мной – причина вынужденной бессонницы. Небольшая книжка почти карманного формата с интригующим названием «Хмызники», которое выцарапано на фоне графического изображения пенька с годовыми кольцами. И сбоку пробивается зеленый листок, как свидетельство жизни.


Вот о чем эта книга, собственно говоря. О молодой поросли, пробивающейся сквозь сухостой и буреломы времени. О хмызнике, иначе говоря. Так авторы книги Филипп Касиянов и Михаил Волков определили первое постсоветское поколение тех, кто вырос и сформировался в «лихие девяностые». Парни и сами относятся к этой возрастной категории, так что их интерес к этой теме вполне понятен и объясним.

Из предисловия к «Хмызникам» можно узнать, как родился замысел этой книги – как и все гениальное, это произошло совершенно случайно, непредвиденно. Просто в один прекрасный момент к ребятам пришло понимание, что «Когда знаешь много историй – их надо где-то хранить… Как деньги в банке, как золото в слитках…» Таких историй в книге ровно пятнадцать. Пятнадцать человек, которые рассказывают о себе, о своей работе и взглядах на жизнь.

Если попытаться отыскать логику в подборе героев, поначалу невольно встанешь в тупик. Как, например, увязать вместе фельдшера из Истры и авиадиспетчера из Ростова-на-Дону? Или что общего у археолога из Воронежской области и организатора приюта для бездомных животных из Краснодара? «Где имение, а где вода» - это про инструктора-альпиниста из Бийска и   разработчика медоборудования из Рязани,  инженера-геолога из Москвы, молодого священника из Подмосковья и других героев книги. С первого взгляда кажется, что единственное, что объединяет их всех, таких разных, непохожих друг на друга – это Филипп и Михаил, которые в поисках историй для книги исколесили на своей потрепанной «копейке» три тысячи километров по маршруту Москва – Краснодар со множеством попутных остановок и незабываемых встреч.

Однако это обманчивое впечатление. Если копнуть чуть-чуть глубже, за репликами этих, вроде бы, самых обычных молодых женщин и мужчин, наших современников, можно обнаружить некие схожие черты. Это и готовность к самопожертвованию, и вера в то, что наша жизнь – это всегда нечто большее, чем просто удовлетворение примитивных потребностей, и способность наполнять каждый день и каждый час своего бытия – именно бытия! – глубоким смыслом через творчество и служение другим людям.

...Как говорят сами соавторы, «редкие попытки описать молодое поколение современной России зачастую подавались через негативную призму и создавали иллюзию потерянного общества». В нашем сознании глубоко укоренилось мнение, что 90-е годы нанесли сильнейший удар по здоровью и духовности русского общества, что в первую очередь отразилось на молодежи, которая медленно, но верно скатывается в пучину разврата, всевозможных пороков и разложения…

Эти же пятнадцать историй, что оказались собраны под одной обложкой, если и не опровергают подобный взгляд на первое постперестроечное поколение, то, во всяком случае, заставляют серьезно задуматься над феноменом «хмызников» - тех, кто, несмотря ни на какие катаклизмы и давление извне, выбирает творчество, а не потребление, бескорыстие, а не эгоизм, служение, а не властолюбие.

Сквозь старые завалы, хаос и безвременье пробивается чистая новая поросль.

А значит, и новая надежда тоже.

Вот главный посыл этой книги.


Рецензии