Пан Потоучек

Из чешской прозы

Если вы спросите, знаю ли я пана Потоучека, я затруднюсь ответить. Вроде бы знаю, но скорее всего нет. Или наоборот. Ведь бывает так, что, кажется, знаешь человека, и вдруг понимаешь, что ты не знаешь ничего не только о нем, но и о себе…  Но все по порядку.
У меня в квартире сломался котел для нагрева воды. Котел был старый, еще от прошлых хозяев, гудел, трещал, выключался и включался, когда ему хотелось и, наконец, в один прекрасный день умер. А на дворе между прочим зима и минус пятнадцать.  Это раньше был телефон круглосуточной коммунальной службы района или можно было зайти к соседке пани Коблечковой… Теперь и соседка померла, и коммунальная служба тоже.  Нынче - сервисные фирмы. Кстати, забыл упомянуть, что времени – 2 часа ночи. Какие фирмы в эту пору…
На боковой панели котла, холодного, как и положено покойнику, я нашел наклеенную старую  бумажку – мастер И. Потоучек. Ремонт и обслуживание нагревательных котлов. И телефон. Я позвонил. Трубку сняли через два гудка. Потоучек, ответил мужской голос. Да, чиню. Какая марка? Понятно. Нет, сейчас не смогу. Невозможно. Машина старая, у меня таких запчастей нет, надо съездить к коллеге. Нет. Живу в Дворах, еще надо доехать. В девять. Ну и уходите, справлюсь без вас. Деньги оставьте, ключ у соседей.
Вернувшись домой после работы, я застал работающий котел и теплую квартиру.
Позвонила моя соседка, милейшая пани Павла. Приходил мастер, я ему дала ключи, как вы и просили, он мне их вернул и сказал, что все сделал. Милый человек, мы с ним попили чаю. Он обещал, что придет к вам снова. Зачем? Почем мне знать, я не спрашивала.
Через несколько дней сломался мой электрический чайник. Минут через десять после момента выхода из строя агрегата раздался звонок. Потоучек, сказал мужской голос. Как работает котел? В порядке? Чайник? Завтра утром, часов в девять. Деньги оставьте. Ключи где брать знаю.
Вечером я нашел чайник работающим. Также на столе лежала начатая коробка конфет. Позвонила милейшая пани Павла. Приходил ваш мастер, пан Потоучек. Да. Да. Ах, простите, он пробовал, как работает чайник, ну что зря воду кипятить, мы у вас чаю попили, а я конфеты принесла. Простите. Простите. Что вы, что вы, ешьте на здоровье, мы специально их вам оставили.
Пару недель прошли беззаботно. Милейшая пани Павла иногда звонила и справлялась, все ли у меня в порядке. На ответ что, мол, да, все в порядке, грустила.
А потом сломалась посудомоечная машина. Я присел за стол и стал смотреть на телефон. Он зазвонил. Потоучек, сказал мужской голос. Как работает чайник? Посудомоечная? Завтра в девять. Деньги оставьте. Ключи возьму у пани Павлы.
Вечером машина работала. Позвонила милейшая пани Павла. Чувствовалось, она только что плакала. Он больше не придет. Он сказал, что у вас все исправно. Он сказал, что у вас долго ничего не испортится. Как вы жестоки.
Но не тут-то было.  В течение месяца был заменен патрубок в котле, проведена профилактика стиральной машины, отрегулированы батареи и заменены все лампочки, так как они могли скоро перегореть. Я регулярно оплачивал работы, а пани Павла цвела.
К весне наступило затишье. Все мыло, стирало, кипятило, грело.
В конце апреля я работал дома. Зазвонил телефон. Потоучек, сказал мужской голос. Однако на этот раз голос был напряжен и неуверен. Я люблю ее, хрипло сказал Потоучек. Кого? Пани Павлу. Ну и хорошо. Она не может решиться. А я-то здесь причем? Поговорите с ней. О чем? Ну, чтобы она… ну, согласилась…
Пани Павла сидела за столом напротив меня. Вы думаете, Иржи хороший? Мне так кажется. Вы думаете, он меня не  обманывает? Полагаю, нет. А вдруг он пьющий? Не похоже. Мне кажется, он мне нравится, но… Думаю, вам надо решиться. Вы так думаете? Да. Нет, правда так думаете? Да. Пани Павла вдруг разрыдалась. Спасибо вам, говорила она сквозь слезы, спасибо… Я согласна. Встала и ушла к себе. Какая-то странная у меня роль, сказал я вслух. Однако надо играть до конца.
Я взял телефон. Потоучек, ответил мужской голос. У меня сломался… Он не дал мне договорить. Завтра! В девять!, крикнул он в трубку.
Вечером на столе лежала записка. Я нашла свое счастье, писала пани Павла, я никогда не забуду вашей помощи и вашей доброты. И подпись – Потоучкова.
Через некоторое время я получил свадебное фото. Пани Потоучкова была в красивом белом платье, на женихе (по-видимому Потоучеке) – смокинг, но в момент фотографии он обернулся, и лица видно не было.
Не могу ответить точно, знаю ли я пана Потоучека.
Осенью я поменял всю свою бытовую технику на новую.
 


Рецензии