И наоборот

И НАОБОРОТ
Студент философского факультета Орешкин битый час напряженно размышлял над своей дипломной работой. Ему предстояло раскрыть Сущность Мироздания с философской точки зрения. Но даже пятая кружка пива ничего не проясняла.
Мешала проблема, обострившаяся еще на второй кружке. От Орешкина ушла невеста. Именно невеста. Три дня назад они с одногруппницей Леной подали заявление в ЗАГС. Но вчера Лена ушла к заочнику экономического отделения, брокеру Гене.
А все почему? Потому что Орешкин не умеет хранить тайну. Он рассказал о предстоящей свадьбе своему приятелю Гене. А тот, как истинный брокер, перекупил его «акции». У брокеров всегда так. Если на что-то появился спрос, им это непременно надо перекупить. Гена сделал Леночке встречное предложение и... она ушла от Орешкина к нему.
А тут защита диплома некстати. Научному руководителю, профессору Зильберману, Орешкин сообщил, что диплом полностью готов и осталось написать заключительные слова.
Но теперь у Орешкина была задача не только в последних, но и в первых словах проекта. Перед ним лежал чистый лист бумаги с цифрой 1 — первая страница.
- А если начать с «Загадка мироздания?..» - размышлял Орешкин, - Нет... Это очень длинно получится. Придется описывать еще и «Разгадку». Напишу умно... Итак... «Разгадка мироздания в его загадке». Ну вот. Тема как бы раскрыта... Но философски не выверено получилось, - начал грызть он конец авторучки.
Орешкин покрутил ручку, подержался за сморщенный в виде мозговых извилин лоб и дописал: «И наоборот», без точки в конце. Он хотел продолжить эту фразу, но силы покинули его, и Орешкин уснул. В итоге на листике получилось: «Разгадка мироздания в его загадке. И наоборот». Без точки в конце.
Утро, которое мудренее вечера, могло бы помочь завершить фразу или хотя бы поставить точку в конце предложения. Но голова на утро после пяти кружек пива отказывалась управлять координацией рук. Нормально сработали только привыкшие ко всему желудок, печень и почки.
Поэтому быстро проделав туалетные процедуры, он взял свою «Дипломную работу» и прибыл в университет. Как раз подошла его очередь. Защищался он последним. Право защищаться последним, как и выступать на сборном концерте, самое почетное.
Орешкин вышел перед уважаемой комиссией из одиннадцати профессоров философии и прочел содержание своей дипломной работы. За пять секунд. По количеству слов.
- Это все?! - поднял глаза из-под очков председатель комиссии профессор Жмуркин, - Или это только доклад? По-моему, тема недостаточно раскрыта. Мы можем посмотреть вашу работу полностью?
- Да…, - тихо ответил Орешкин и передал председателю свою «Дипломную работу» - единственный листик, в толстой под кожу обложке.
Жмуркин передал фолиант для ознакомления сидевшему рядом профессору Зайке.
- А, по-моему, тема раскрыта всесторонне. И главное, с новой, малоизученной стороны, - Зайка послюнявил палец и попытался перелистнуть страницы диплома. Но это у него не вышло. После единственной страницы он просто вытер палец о картонку обложки.
- Н... да, - только и смог промолвить он. Но после непродолжительной паузы Зайка воодушевился, - Однако хочу заметить, господа, какую точную рецептуру подобрал дипломант.
Зайка во времена перестройки, когда профессора философии были не у дел, работал поваром в ресторане. С тех пор он часто использовал поварскую терминологию.
- Ни грамма лишней воды. Слов немного. Как крупы в каше. Всего горсть, - Зайка поднял вверх для убедительности свою маленькую ладонь в виде горсти,  а каши целая кастрюля получилась. Это потому, что вода, я, господа, имею ввиду словесную воду, она для нашей каши, я опять же имею в виду нашу философскую кашу, это не пустой технологический компонент. Вода - это важнейший ингредиент в приготовлении. Приведу пример.
Зайка встал из-за стола и принял позу оратора.
- На один стакан крупы мы берем не один, а заметьте два, а то и три стакана воды. Все это смешиваем и на медленном огне варим. И вода не исчезает. Она не испаряется... Она переходит из состояния воды в кашу. А катализатором является крупа. Вот, господа!.. Так и у нашего философа. Я имею ввиду студента Орешкина. Если к его, так сказать, катализатору, добавить воду, получится, ну, как минимум, докторская диссертация. Главное в его работе присутствует — в ней есть катализатор.
- Я тоже разделяю мнения профессора Зайки, - тоном строгого учителя выразила свое согласие с профессором доцент Серегина, - Это неправильно судить о качестве работы по объему листов бумаги. Гегель как учил нас, господа? Закон о переходе количества в качество. Нам не количество важно, а именно качество.
- Вот еще примеры, - Серегина заглянула в бумажку, которую написала пока выступал предыдущий оратор, - из народной философии: «Мал золотник да дорог». Или из классиков: «Краткость - она сестра таланта». В краткости, господа, наша гениальность.
- И в простоте, - поддержал Серегину академик Громогласов, - Возьмите формулу Эйнштейна: Энергия есть масса, перемноженная на скорость света, если не ошибаюсь, в квадрате. Всего три буквы - Е, М и С. Последняя, правда, все-таки в квадрате, но объясняют половину мироздания. Так и Орешкин. Его пять слов просто и без лишнего подтекста объясняют, что есть следствие всего, а что причина. Эту работу надо поддержать. Я двумя руками «за».
-Фи..., - тихо хмыкнула стенографистка Люда, - Да наши деревенские пятью словами из трех букв объясняют не половину мироздания, а сразу все в целом.
По счастью ее реплику ученые философы не поняли или не расслышали.
- Позвольте мне, - поднял руку, обращаясь к уважаемому академику, руководитель дипломной работы профессор Зильберман.
- Да, конечно же, профессор. Вы даже можете, как руководитель, и, так сказать, соавтор, подняться на трибуну, - председатель указал на все еще пустующее место для главной речи.
Зильберман погладил редкую бородку и поднялся на трибуну. Было видно, что он взволнован. Он налил себе водички из стеклянного графина и начал говорить.
- Я, господа, взволнован. Мой воспитанник! Молодость, сами понимаете, скромность. Они, конечно, украшают. Но он не сказал очень важное..., - Зильберман отпил водички, - Вы, наверное, заметили, что в конце дипломной работы, в последнем предложении исследования, Орешкин не поставил точку... Это не ошибка. Точка не пропущена. Смотрите! Что значит фраза «И наоборот» без точки? Эта фраза означает, что процесс не завершился. Она нас возвращает в начало предложения. Это же движение по кругу. Точнее, по спирали, - как развивается наше мироздание. В нем нет начала и нет конца. Это бесконечное пространство. С точки зрения физики - это черная дыра. Непознанное. Необъяснимое физиками, но обоснованное нами, учеными-философами. Предвидение парадоксального.
- Да, да. Конечно, в вашей работе много парадоксального, - отозвался председатель Жмуркин, - Я как-то поначалу не разглядел всей глубины исследования. Но на парадоксальность сразу обратил внимание. Всё думаю, с чем можно провести сравнение? В смысле философии. И знаете, что мне представляется? У вашего исследования есть общее с парадоксальным философским произведением в искусстве. Это же как квадрат Малевича. Вот у него квадрат. Но на самом деле это круг. Ну, или шар. Квадрат, по определению, черным быть не может. Черный цвет - это не цвет. Черное - это пустота. А у пустоты, мы, философы, это выяснили, есть максимум одно измерение. Ну, как у круга или шара есть только радиус, - Жмуркин изобразил для убедительности широко раскрытыми руками круг.
- А у Малевича - квадрат. С диагоналями, углами, ребрами. Но, нет…, - поднял Жмуркин палец, - Это нарисован шар. И в этом кроется, ну, как у вас, одновременно и загадка, и разгадка... Все видят шар, а думают, что он квадрат. Гениально... Правильно сказал профессор Зайка: «Без воды, такой вышел бульон!» Извините, кашу вы сварили для подрастающих умов... Поздравляю вас коллега, а вашего наставника - особо.
Жмуркин прищурился и поискал взглядом студента Орешкина.
- Я вас имею в виду, господин студент. Вы все выполнили просто, как у великого Эйнштейна, и как у Малевича аллегорично. Гегель тоже просматривается с его метаморфизмом. Работу будем представлять на премию. На Нобеля.
Председатель Жмуркин из-под очков посмотрел на стенографистку.
- Людочка, надо быстро подготовить документы. Понадобятся отзывы, рецензии.
- Не беспокойтесь, господин профессор, я все сделаю, - поправила прическу секретарша Людочка, - Я докладчиков застенографировала. Останется Орешкину и Зильберману у нотариуса оформить заявление. На их доли в авторстве. Профессор Зайка сделает рецензию, а доцент Серегина в краткой форме аннотацию на их открытие. Название я записала «Закон Орешкина»?
- Согласен... Вы, Людочка, как всегда, все точки и запятые по местам расставили. Умеете... За это ценим. Премия у наших соискателей, не побоюсь сказать, в кармане.
Профессор Жмуркин сжал кулак и победоносно согнул в локте руку.
Орешкин поклонился членам комиссии, улыбнулся, и счастливо подумал: «Вот как получу нобелевку, Генка от зависти удушится, а Ленка локти пообкусывает».


Рецензии
Дорогой Миша, Вы - супер (точку не ставлю)
Так забавно постебались над наукой для науки без науки!
Как-то в одном НИИ задумались об оптимизации производства. Поступило предложение: раз простой карандаш невозможно исписать полностью, нужно сократить заполнение грифелем на один см. Внедрили ноу хау. Сэкономили грифель. Опять оптимизация. Ну, раз нет грифеля - зачем же использовать древесину, которая бесполезна? сократили на см древесную часть... Процесс оптимизации отложен, да?

Надеюсь, у Вас все хорошо. Я этого Вам желаю))

Галина Давыдова 2   06.08.2019 22:23     Заявить о нарушении
Спасибо вам преогромное за хорошие слова для меня и моего сочинения. Еще, особое спасибо за рассказ о "рацпредложении" с карандашом. Это рацпредложение, именно классический пример, когда нет "точки" в конце. Вам добрых улыбок и приятных мыслей. Ваш, Миша.

Миша Димишин   07.08.2019 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.