Немного о палках и палочной дисциплине

Карл Пятый был самым крупным самодержцем за всю историю Европы. Именно он мог бы с наибольшим основанием сказать, что в его империи никогда не заходит солнце. Вся Латинская Америка и большая часть Западной Европы находились под его набалдашником – скипетром. Скипетр – это особый жезл, который выдавали фараонам, царям и королям как символ власти. Прообразом этой палки был пастушеский посох. Пастух посохом гнал домой своих баранов, монархи своим жезлом делали то же самое. Кто не хотел быть бараном вступал в конфликт с властью.

Жезл инспектора дорожной службы не имеет такой силы как скипетр, но при его виде пульс водителей дорожного транспорта сильно учащается. Карлу Пятому достался самый крутой жезл. С этими жезлами раньше была большая неразбериха. У крестьянина была соха, он сохой пахал землю и в поте лица своего добывал себе хлеб насущный.

У рыцаря был меч, мечом он сносил чьи-то головы с плеч. Занятие очень опасное – могли самому снести. У князей, у герцогов и королей были жезлы. Пока жезл у тебя в руках, все тебе подчиняются и выполняют все твои прихоти. Нет жезла – ты никто.

Жезлы вручали на инвеституре. Инвеститура - это обряд вручения жезлов. Раньше жезлы распределял император. В одиннадцатом веке между императором Генрихом Четвёртым и Папой Григорием Седьмым по этому поводу произошёл конфликт.

Народ с любопытством наблюдал как Гриша запретил Гене выдавать жезлы и короны. Генрих собрал своих епископов и пожаловался им на Папу Григория. Епископы объявили Папе импичмент. В ответ на это Папа Римский Григорий Седьмой отлучил императора Генриха Четвёртого от церкви.

Приём – очень надёжный. В советское время так освобождались от неугодных управленцев. Собирали собрание и исключали из партии. Партия – наш рулевой, беспартийным рулить нельзя. Тысячу лет назад так же было. Какой король будет подчиняться императору-безбожнику?

 На этот вопрос легко ответить, если учесть, что каждый король мечтал стать императором. В январе 1076 года Генрих Четвёртый пошёл пешком к Папе Римскому с покаянием. Очень интересная ситуация. Человека отлучили от церкви, но не от Бога. Людям это не объяснишь.
Раньше самым высоким зданием, хоть в селе, хоть в городе была церковь. Сегодня – это здание страховой компании или банка. Выше не прыгнешь. Генрих прыгнул, заявил, что Папа Римский – никто и звать никак. И вот пришлось идти к этому же Папе на покаяние. Пешком от Шпейера до Каноссы.

По автобанам это восемьсот километров из Германии в Италию через Альпы. По полевым дорогам путь значительно длиннее. Я однажды проезжал по этой дороге. В Шпейере племянник живёт, а в Италию занесло из любопытства. Раньше автобанов не было, были древнеримские страты, но их к тому времени уже похерили.

Бедный король королей, снял с себя все регалии и поплёлся в Каноссу пешком. Ближний свет – почти тысяча километров, из них третья часть пути по горам. Пришёл к Папе босой, оборванный и голодный.

Три дня и три ночи ждал аудиенции. Народная молва разнесла по всей империи очень важную весть – Гоша Гену простил! Императору вернули палку с набалдашником, но это его не успокоило. Обиду затаил, унижения вынести не смог и пошёл войной на Италию. Григорию пришлось бежать и навсегда забыть про свой жезл - скипетр Папы Римского.

После этого ещё долго шли разборки, и непонятно было кто кому эти палки с набалдашником должен выдавать. К компромиссному соглашению пришли в 1122 году в Вормсе, в том самом городе, в котором через четыре века судили Лютера. Порешили так: богу – богово, а кесарю – кесарево, за духовную инвеституру отвечает Папа, а за светскую император.


Рецензии