Горький и просвещенные дамы

Актриса Добровольская (дама, скорее в возрасте Раневской, нежели Вари и Ани), сморщив носик, воскликнула: «Да сейчас зритель на Горького не пойдет, кто его выдержит!» Но дальше по ходу дискуссии о великом писателе и его творческом наследии как то нелогично вдруг заявила: «Вот, помню, поставили во МХАТе «На дне», там такой состав был задействован, Олег Павлович Луку играл… Пять часов спектакль шел – зал не шелохнулся! Битком! Ну, так, какой состав, как играли!»
Можно подумать, что современный зритель на Шекспира или Ибсена пойдет независимо от игры состава!.. Дальше было еще интереснее. Вспомнили два варианта «Вассы Железновой»: первоначальный, без Рашели и революционных лозунгов, чисто бытовой – о борьбе за наследство, и второй, с сильной социальной составляющей, о гнилой буржуазии и выходе на новый виток развития. Добровольской очень нравится первый «человеческий», который найдет отклик у зрителя – его они и поставили… А еще она же в ответ на вопрос: «Что сегодня из Горького можно читать?» ничтоже сумняшеся ответила, что читает детям «Сказки об Италии», как страшилки – ну, а как еще можно воспринимать всех этих Данко, старуху Изергиль, прочих романтических героев!
В довершение ведущая Фекла Толстая продемонстрировала ернический фильм «Песнь о Буревестнике», о его звучании в школе с дурой-училкой и балбесами-учениками. Пристебался аниматор на полную катушку, досталось в финале и Пушкину, и Горькому!..
Всё это весьма показательно, я не случайно из богатейшего букета нынешних дискуссий вокруг колоссально богатой, сложной, противоречивой фигуры писателя гигантского масштаба выдернула диалог двух дам, весьма успешных и в себе уверенных. «Да кому он нужен этот пролетарский поэт! Еще и сталинские лагеря поддерживал! На свалку истории его!» Припомню, что еще в одной дискуссии у Архангельского еще одна дама-критикесса с репликой об этом визите Горького на Соловки, как-то отмахнувшись, оговорилась, что не читала его «Жизнь Клима Самгина», в кино видела. Но что о книгах «пролетарского писателя» говорить, нет ему прощения! У русских писатель и поэт – больше чем поэт, к нему предъявляют высокий МОРАЛЬНЫЙ счет – и Архангельский ее радостно поддержал. И не только он, много еще вполне серьезных литераторов вторят им.
А кабы знать морализаторам, как увлеченно и горячо Пешков-Горький участвовал в революции 1905 года, как верил в то, что корыстного жестокого и грязного человека можно переделать, общество – обновить, переустроить… И как впоследствии в 1917-м, оторопел, видя, какие жестокие средства взяли на вооружение переустроители мира, в какой конфронтации был с ними. Он, то пытался помочь голодающим, собирая средства по всему миру, то все бросал, разрывал отношения с властью и уезжал в Италию, то снова возвращался и пытался деятельным участием, словом, спором повлиять на тех, кто стоял у руля. Как сумел даже великих князей спасти и помочь им выехать за границу. Как учредил крупные просветительские проекты «Знание», Всемирную литературу, возродил проект Павленкова ЖЗЛ – и дал работу и пропитание сотням интеллигентов, деятелям литературы, науки… И как в конце концов стал в своей стране почитаемым, превозносимым, но и не выездным… Так и был погребен под венками и наслоениями лжи, пропагандистских штампов, старых и новых лозунгов.
Да еще бы знать, что в мировом культурном пространстве Горький стал знаменит практически сразу, после первых же своих произведений, и на западе, и на востоке, что благодаря переводам и гонорарам был он очень богат, мог осесть в любой стране мира на самых шикарных условиях. Он остается знаменитым и по сегодняшний день. Наши театральные деятели, уже посчитавшие Горького окончательного сброшенным на свалку истории, сильно озадачившись, признаются, что пьесы Горького идут во всем мире, он востребован, а в Японии по сей день считают его «Детство» - величайшим мировым шедевром, в Китае он входит в десятку мировых гениев. (Невольно вспомнился опять великий Бах - которого через 300 лет извлекли из мусора в кладовках и объявили самым великим композитором всех времен и народов!)
Уж сколько раз твердили миру: надо уметь читать, понимать, помнить. И ценить СВОЕ без оглядки на рукоплескания извне. Смеясь над Буревестником, помнить, что на протяжении всего развития человеческой цивилизации свойственно людям было стремление к высокому, к мечте… Молодые люди за этой мечтой готовы к террористам бежать - ведь они вроде как за ИДЕЮ! Летят на огонь - и обжигают крылья. И опять ищут - где еще горит и светится сердце Данко!
Надо же наконец сказать, что СЕГОДНЯ исполняется 150 лет великому писателю Максиму Горькому!


Рецензии