Что немцу хорошо?

  Я уже жила в  Магадане,когда ко мне пришёл неожиданный гость дядя Яша Гит. Открыла дверь, а он на пороге стоит и улыбается,как когда-то много-много лет назад  в Казахстане,в целинном совхозе,где я работала учителем. Как  всегда шутит: «Вот поехали всей семьёй за тобой следом,что же ты нам не сказала, что в Магадане жить хорошо?».Всей семьёй-это дядя Яша с тётей Лизой,сын Андрей с семьёй,дочка Лида с семьёй и моя любимая подруга Нелля  с мужем и детьми. Всей оравой двинули на север. В совхозе оставили на время свои обустроенные дома и теперь здесь в "спальном " районе  Магадана (около ТЭЦ) прикупили домишки, потом превратили их в хоромы, по северным меркам, и стали дружно жить-поживать .

       Я ,недолго думая,поехала с сынишкой к ним в гости  . День был морозный,за тридцать градусов, а у них в доме было тепло ,уютно и,как обычно у немцев, сытно.В сенях стояли мешки  с сахаром,крупой и лежало замороженное мясо в "ассортименте" .Это запасы для всей семьи. Обрадовались друг другу, неожиданной встрече, а потом играли в карты,грызли семечки и вспоминали...вспоминали... Обратила внимание,что над кроватью родителей висит всё та же рамочка,под стеклом-  цветок жениха и веночек невесты . Ещё там, в совхозе, когда была в гостях у Нелли , я удивлённо спросила,что означает эта рамочка. Привычнее видеть фотографию,как в русских семьях . Оказывается, это свадебные украшения  родителей-свидетельство вечной любви и верности. Необычно как-то,но меня это «зацепило»,потому что продолжение этой любви вижу  в детях дяди Яши и тёти Лизы.
     Тётя Лиза меня всегда восхищала мудростью ,кротостью,немногословием. Мне не удалось  поговорить с ней  по душам,но, её присутствие,как женщины,как мамы,- это
 всегда будто лучик солнышка. Слышу слова дяди Яши : «Мать, я сегодня заслужил обед?».  Он накрутил мясо на котлеты,а я в это время с удовольствием наблюдала за общением супругов и понимала,что это постоянная его фраза,за которой следовала ласковая улыбка и одобрение тёти Лизы.
      
        Как удалось этим людям,  сохранить душевное тепло,любовь? Передать это детям . Их,русских немцев, привезли с Поволжья в пустоту, в никуда, в казахстанские степи. Можно долго смотреть на фотографии удивляться и даже плакать вместе в ними. А они вместе с другими переселенцами,которых было немало, отстроили красавец посёлок,оазис в степи,абсолютно не похожий на соседние, ,сохранили все свои  обычаи,традиции, которые «работали» в каждой немецкой семье. А потом пришлось всё оставить и начинать новую жизнь  уже ради детей и внуков,переехав  в Германию. Но и там они остались русскими немцами. Интересное название у людей ,которым кто-то другой определил место их Родины.

  Но для меня они остались  драгоценными ,родными,друзьями на всю оставшуюся жизнь. Оставили свой след в моей душе,прошагав по её тропинкам. Я-девушка наблюдательная,быстренько поняла и приняла к сердцу смысл семейного счастья.
        Дяди Яши давно нет, долго без него,тоскуя, прожила тётя Лиза.Прошло больше 20 лет, и уже  из Твери по скайпу я  всё-таки успела ей прокричать: « Тётя Лизонька, я вас люблю!»  И не раз,чтобы услышать в ответ:»И я тебя люблю, Людочка!»
         К монитору подбегает внук, он  что-то говорит мне на немецком языке, а Нелля терпеливо ,как её мама, объясняет ему ,кто мы такие. Мы-это я и Лёвочка, он любит поговорить с Неллей,хотя никогда её не видел. А Неллёк (так я любовно называю подругу),поправляя причёску,улыбаясь своей щедрой улыбкой говорит: "Здравствуй, Лёвочка!"А затем рассуждаем о жизни, о России.Нелля очень переживает и за Россию,и за Германию. Русские немцы,одним словом.


Рецензии