Очаг
Ранее я показала, что многие племена имеют названия, исходящие от огня, и прежде всего от огня очага, костра, который согревал людей, способствовал приготовлению пищи и согреванию жилища.
---
ГУР - это огонь в яме - ГУ - яма (гласная У в данном случае обозначает углубление в виде воронки)
ЮР - огонь в круге, ЮРТА - огороженный участок земли, поверхности ТЫНОМ или лёгкой конструкцией из дерева и ткани
Племена ГУР - это ГУР-ОНЫ, ДА(Г)УРЫ, КО-ГУРё, ГУ(А)РАНИ, УЙ-ГУРЫ, УНО-ГУРЫ, КОТЫР-ГУРЫ, КУН-ГУРЫ
и другие.
При этом ГУРУ - это человек, который возносил молитву пламени, в том числе и в виде песни, баллады. ГУРУ - учитель, который способен научить, как нужно обращаться с пламенем.
Племена УР - это шумеры и современные сирийцы, наследники государства УРАРТУ.
Племена ЮР - это, в основном, Т-ЮР-Ки.
Добавление к звуку "У" - Й => ЙУ - Ю - делает силу огня ярче и жарче, но и более "рассыпающейся", "распространяющейся", поскольку звук Й - соотносится с "дза" или "ра" или "га" - силой распространяющегося в разные стороны и теряющего свою силу света.
---
С силой огня, очевидно, связано и название сосуда для приготовления пищи - ГОР-ШОК.
Это название ближе к ГОР-НУ, т.е. месту плавления вещества, металлов в том числе. Для повышения температуры плавления используется поддув воздуха либо мехами, либо как на Аркаиме - с помощью системы колодцев.
ГОРН на удмуртском языке - это ГО:Р (сравните, ЗО:Р - гроза, озеро ЗО:Р-АТ-КУЛЬ). То есть КОС-ТЁР - и ГЁР (О: - это переходный звук от О к Ю) имеют одну основу. КОСТА - это по-удм. "валежник".
Если буква У (ЙУ) показывает отграничивание огня на поверхности, то ОР(ЙОР) показывает направление движения этого огня - сверху вниз, снизу вверх (бог ТОР, КОСТЁР, ГОР-ЕТЬ).
А имеет ли отношение к ГОР-ячему - бог ГОР в Египте?
И имеет ли отношение к этому название ГОРОД в русском языке?
Итак, Г-ОР обозначает изначальный ОГОНЬ - ГА-РА-ДЗА, только этот огонь ОР-ГА-низован, то есть ОГ-РА-ничен пределами сферы, круга.
Таким образом, ГОР-ОД - место, где ОГОНЬ находится в печи-горне. Получается, что в данном случае, в отличие от ГУР - ОГНЯ в яме (в удмуртском языке - ГУРТ - это "дом") для обогрева жилищ использовалось пламя в печке, каменной, глиняной, то есть в определённым образом организованном месте.
Жар от огня в ГОР-НЕ намного выше за счёт ОР-ганизации процесса ГОР-ения. И, получается, сто изначально ГОР-ОД - это место, где очаги жилищ и сами здания организованы. ОД(Ь) - здесь это ЮС, т.е. знак Судьбы, в которых находится Город (см. тему "Юсы-лебеди")
---
Можно также предположить, что ГЕР-МАН-ские племена также имеют отношение к ГЕР - очагу,
а вернее к горнилу - hearth по-английски ( отсюда heart - сердце, Herz - то же по-немецки. При этом ГЕР - это "огонь" очага, а МАН - это человек, защитник очага и дома вокруг него.
Хотя почему-то этимологию этого названия выводят из кельтского (т.е. ирландского) языка. Например:
Цитата:
gair [gar’]
v.t., i. (v.n. \gairm) звать, называть
Focl;ir Gaeilge-R;isis.
[Здесь мы видим ГА-ЭЛЬ-ский язык,т.е. люди света. Ранее я показывала, что ГА - или ДЗА - или РА - это рассыпающийся, распространяющийся из одного центра свет]
garter - подвязка (и Орден Подвязки)
n. & v.
—n.
1 a band worn to keep a sock or stocking up.
2 (the Garter) Brit. a the highest order of English knighthood. b the badge of this. c membership of this.
3 US a suspender for a sock or stocking.
—v.tr. fasten (a stocking) or encircle (a leg) with a garter.
Phrases and idioms:
garter-belt US a suspender belt. Garter King of Arms see King of Arms. garter-snake any water-snake of the genus Thamnophis, native to N. America, having lengthwise stripes. garter stitch a plain knitting stitch or pattern, forming ridges in alternate rows.
Etymology: ME f. OF gartier f. garet bend of the knee
gairden \\;g;rd;n, ;ger-\
Scotland
variant of garden сад
gair|ish «GAIR ihsh», adjective.
= garish. показной
Germania — латинский, экзоним для обозначения региона обитания германских племён (Germani) по деревне-римским источникам. Возможно, слово было названием одного из племён, по другой версии — происходило из галльск. языка и означало «шумный» (ср. др.-ирл. garim «кричать») или «сосед» (ср.: др.-ирл. gair «сосед»)
Тем не менее сами немцы зовут себя совсем иначе – дойч (Deutsch). Это слово образовано от древненемецкого слова «люди, народ», которое произносилось как diot. Получается, первоначально немцы называли себя «народом». Точно так же они называли и все остальные народы, например британцев, датчан и других. Сведения об этом можно встретить в латинских исторических рукописях.
По-французски немец – Allemand, по-немецки – Deutch, по-итальянски – Tedesco
В отличие от галлов, германцев римляне до последнего считали варварами и так никогда их и не романизировали.
Далее:
Горн - Herd - по-немецки (см.ГО:Р - выше)
Горнило - Tiegel по-немецки
++++
Очевидно, что слово ГЕРОЙ, а также имя богини ГЕРЫ также связано с огнём очага и домом, но больше с огнём в центре души и тела - сердце (HERZ).
Цитата:
Само слово "герой" пришло из Древней Греции. В переводе оно означает "хранитель", "защитник", связано этимологически с именем Геры, богини-покровительницы обетов и брака. Аналогичное понятие в латинском языке означает "хранить целое".
Мифологический герой, как правило, является сыном бессмертного отца и смертной матери. Типичный пример - Геракл. Он родился на земле и после многочисленных испытаний вернулся к своему бессмертному отцу, преодолев окончательно земную, смертную природу. Своими подвигами Геракл показал путь человечеству.
По утверждению грамматика Сервия (IV в. н. э.), слово «Гера» (видимо, на языке пеласгов) означает «земля», а «герои» — дети земли (Serv. Verg. Buc. IV 35)[21].
Ге;ра (др.-греч. ;;;, микен. e-ra[3][4]; вер. 'охранительница, госпожа'[5]) — в древнегреческой мифологии богиня — покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати олимпийских божеств, верховная богиня, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Римский аналог Геры — богиня Юнона.
При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов[28].
Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу.
Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает её неотразимой.
В античности ей придавали ещё два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была её священной птицей.
Какие еще племена имели огонь в сердце (ГЕР - Hearth - HERZ)?.
--
Можно еще также вспомнить и название войны на испанском, французском - guerra, guerre, на староанглийском - werre.
Возможно из ямы ГУ вверх (эр - стойка по-удмуртски, erection - возведение, выпрямление по-английски) вздымается пламя, огонь вражды,
Звучит как ГЕР.
И тогда ГЕР-МАН-ИЯ - страна воинственных людей. Что и подтверждает история, особенно 20-го века.
++++
---
В процессе развития темы "Истра и купола", у меня получилось, что деревня Сафатово, которую когда-то купил патриарх Никон для строительства Ново-Иерусалимского храма, также имеет отношение к очагу в осетинской традиции:
САФА - это "очаг", осетинский яз.
Цитата:
Для выявления символики осетинской свадебной обрядности большой интерес представляет такой персонаж мифорелигиозной системы осетин, как Сафа. В современной этнографической науке его принято определять как создателя и покровителя надочажной цепи (4(1), с 418). Наиболее полно этнографический материал о Сафа был систематизирован Л. А. Чибировым (17, с. 174–176; 18, с. 141–143).
(«Заходят в дом с песней и останавливаются возле Сафа. Невесту трижды заставляют поклониться головой Сафа и подносят к ее губам надочажную цепь, чтобы Сафа принял ее под свое покровительство и оберегал от несчастий. После этого самому старшему дают три пирога, шашлык, бокал, и тот возносит молитву за то, чтобы невеста принесла счастье в свой новый дом, и Бынатыхицау (Покровитель места) принял ее под свое покровительство, и чтобы она умела «ртом прощать, а животом рожать». Дальше старший высказывает пожелания»).
Г.Т. Шанаев писал: «Сафа — бог меча и всякого оружия. Еще совсем недавно осетины, укладывая своих детей спать, произносили слова: «Сафа, помилуй моих бедных детей, укрепи их жизнь твоей твердой силой навсегда. Храни их от нечистых и злых сил». Имя Сафа у осетин высоко ценится: в честь этого бога оружия или меча на третий день великого поста в среду (постный день) кузнец раскаливал самые мелкие прутики железа, от которых отламывались кусочки и отдавались для детей, носивших эти кусочки на шее, вместе с лоскутком тонкого фабричного сукна разного цвета или лоскутком шелковой материи, в треугольнике, где заключалась самая малость ваты и воробьиный помет. Этот кусочек железа и лоскутки сукна и материи в треугольнике служили для детей осетин амулетом, дававшим здоровье и охранявшим от злых духов и сглаза. Клятва у осетин перед богом меча произносилась перед очагом, где висит железная цепь, с следующими словами: «Клянусь этим пречистым золотом Сафа». Эта клятва считалась у осетин немаловажною; они приписывали накожные болезни своих детей тому, что дети их руками беспокоили Сафа, т.е. трогали нечистыми, немытыми руками цепь у очага и потому получали накожные болезни от негодования на них Сафа» (19, с. 41–42).
В.Ф. Миллер, рассматривая образ и функции Сафа в религиозной системе осетин, отмечал: «Что касается имени Сафа, то оно для меня совершенно темно» (8, с. 249).
По мнению Б.А. Алборова, Сафа являлся божеством грома и молнии и его земного заместителя — домашнего очага (3, с.113).
----
Таким образом САФА - тоже огонь и связан цепью над очагом.
Очень интересная аналогия получается с помощью англ.языка: SAFE - значит "защищенный, безопасный, сейф", to SAVE - "сохранять". То есть САФА - бог очага, связанный с защитой, сохранением. (Вопрос: с каким языком еще коррелирует осетинский-аланский язык?)
Из удмуртского языка:
САКЛАНЫ пю., круф. сохранять, сберегать (О диал. и гов. юж.1978:136); 2. подкарауливать, подстерегать (Тар.1993:110)
САК - "бдительный, чуткий", напомню, что это небызызвестные САКи, которые стали родоначальниками нынешних сак-сонских наций, немцев, французов, англичан
Здесь SAF-САК - звук F явно соотносится с К.
И таким образом, народ, племена САКОВ также были охранниками очага, имели бога- охранника очага САК(А), как и осетины бога САФА.
Отсюда и этимология слова:
САКЛЯ
- "дом у горских народностей Кавказа". Из груз. saksli "дом", ингуш. sаksl (Эркерт 79); см. Преобр. II, 245. По мнению Локоча (143), из тюрк.
Значит, САК-ЛЯ - это дом, в котором тоже очень ценится очаг, как гарант жизни.
И также очевидно, что САВА-ОФ - и от него имя САВВА - это Бог ОЧАГА.
--+
Возможно также, что САХА - якуты также имеют основу для своего именования - очаг. А любом случае, бог УР-АН - бог грозы и молнии, (УР - огонь, АН - небосвод) уже там присутствует.
Цитата:
Самоназвание также с а х а, мн. сахалар. Существует также старинное самоназвание у р а н х а й (также пишется ураанхай, ураангхай; якут. ураа;хай), ныне используемое в песнях, торжественной речи и Олонхо.[моё примечание: вот откуда название бога УР-АНа и планеты, названной его именем, из забайкальских степей! И получается, что УР - это огонь, причём не очень постоянный, под стать молнии, которая за один момент выдаёт громадную мощность, а потом исчезает. Славянский П-ЕР-УН - здесь, похоже тоже где-то зарыт огонь, надо подумать]
Согласно распространенной гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал из-за реки Енисей.[7][8][9]
Большинство учёных полагает, что в XII-XIV веках н. э. якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее[10]
Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса. Жилищем являлся бревенчатый балаган (якут. бала;ан; якутская юрта) и ураса (якут. ураhа), покрытая берестой. С XX в. якуты стали строить избы.
До прихода русских, среди якутов была распространена традиционная религия Айыы. Якуты считают себя детьми Бога (Та;ара) и Родственниками Айыы. Якут с самого зачатия окружен Иччи (духи) и Айыы (небожители), от которых он находится в зависимости, это отражено даже в таком аспекте, как повседневный костюм. Обязательный обряд — Благословение Айыы при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения.
Якуты каждый год празднуют «Ы;ыах», день воспевания Белых Айыы, прародителей людей на земле. На охоте или рыбалке задабривают «Байанай» — дух охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных событиях. Кормят огонь в жилищах и на местах охоты. Почитают священные места, уважают «алгыс», слушают «Оло;хо» и звучание «хомуса».
В XVIII веке произошла массовая христианизация коренных жителей Ленского края — не только якутов, но и эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий. С XVIII века большинство якутов — православные христиане. У большинства якутов фамилии русского (православного) происхождения. Массовая христианизация коренных жителей Якутии носила преимущественно формальный характер; новообращённые долгое время сохраняли свои исконние верования.
---
Почему-то ОЧАГ - слово связано только с тюркскими и кавказскими языками.
Цитата:
Очаг (кирг. очок; каз. ошак; азерб. оджаг) — место или устройство для разведения и поддержания огня.
В зороастризме алтарём и священным местом служил большой сосуд с огнём. Среди казахских племён имеется племя «ошакты». Тамга у этого племени представляет собой треугольник, смотрящий одним углом вверх. В древности треугольная форма тамги могла соответствовать самому названию племени ошакты (ошак — очаг, то есть — «очажные») и являться графическим изображением треноги, на которой готовили пищу кочевники с древних времен.
Очаг — 1) открытая площадка для разведения и поддержания огня; 2) в переносном значении — дом, кров, семья; 3) источник распространения чего-либо (инфекции и тому подобного) Очаг (значения) — статья из Большой советской энциклопедии.
Далее:
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
домашний очаг, семейный очаг
очаг возгорания
очаг культуры
очаг инфекции
хранительница очага
место для огня
Английский: fireplace, fireside
Крымскотатарский: ocaq
Латинский : focus м.
Немецкийde: Herd м.
Нидерландский : haard м.
Норвежский: peis м.
Хорватский: ognji;te ср.
Эсперанто: bra;ujo
дом
Немецкий: Rauch
источник чего-либо
Английский: center (амер.), centre (брит.), seat, hotbed, breeding ground, nidus, pesthole (эпидемии)
Немецкий: Herd м.
---
Само название ОЧАГ - скорее всего не относится к тюркской этимологии, а имеет еще более древнюю основу из пра-языка
Здесь можно выделить ОЧИ, ОЧКО - ГЛАЗ и вторая часть ЧАГА
Слово КОР-ЧАГА - прозрачно с удмуртского языка, это КОР - бревно, ЧАГА - лучина, щепка
Просто О - это и есть круг, в котором щепки дают начало О-ГНЮ.
О-ГОНЬ - это "выгнанный" жар, свет из окружности, круга
Интересно, что в самом удмуртском языке ОЧАГ - это УЧОГ. В этом слове очень интересно прослеживаются слова - УЧ-КЫНЫ - смотреть и ОГ - один, ОГ-АЗЕЯНЫ - организовывать, сплачивать). То бишь - смотреть как бы из одного места, из центра, одним глазом. Почти совпадает с ОЧ-ком, только вторая часть опять ЧАГА - лучина, щепка.
Но очевидно, что отличие ОЧАГА от ОГНЯ - в существовании ГРАНИЦЫ - круга - где и горит этот огонь, не вызывая ПО-ЖАР-а.
И еще ОЧАГ - имеет сакральный смысл, поскольку связан с ОЧАМИ - то есть взглядом кого? Скорее всего Бога или богов.
Свидетельство о публикации №218032900106